Доклад ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ ДОУ.

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ ДОУ.
Слайд 1
На сегодняшний день определены два приоритетных направления развития дошкольного образования в Алтайском крае – правовое и духовно-нравственное воспитание дошкольников.
Первое ориентировано на развитие правовой культуры подрастающего поколения.
Слайд 2
В 2011 году Президентом РФ В.В. Путиным утвержден базовый документ - Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Данный документ определил принципы, цели, основные направления и содержание государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания различных категорий граждан, в том числе молодежи. 
Слайд 3
Во исполнение указанного базового документа Администрацией Алтайского края утверждены План мероприятий по его реализации на 2015 – 2020 годы и План мероприятий, направленный на повышение правовой культуры населения Алтайского края на 2015 – 2020 годы (далее - План). «Правовое образование детей и молодежи» выделен как самостоятельный раздел Плана.
Согласно этому плану - правовое образование детей дошкольного возраста, является приоритетным направлением работы образовательных организаций в крае. Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе и рассматривается как целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений. Современная образовательная организация – пространство, в котором пересекаются и согласуются интересы государства, общества и отдельного человека.
Слайд 4
Новое правовое пространство образовательной организации складывается под влиянием требований действующих законов, в том числе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Постановления Администрации Алтайского края от 19.12.2014 № 573 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Обеспечение прав граждан и их безопасности» на 2015 – 2020 годы. Кроме того, идеологически ведущим, нормативно закрепленным инструментом формирования нового правового образовательного пространства, является Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС).
Слайд 5
Указанные документы закрепляют принципиально новые основания проектирования воспитательных программ, в том числе по вопросам правового воспитания:
- построение непрерывной открытой системы, учитывающей все уровни образования;
- четкое разделение ответственности по уровням управления образовательной системой;
- усиление роли общественности в управлении образовательной организацией;
- переход на компетентностную модель обучения.
Слайд 6
Принципиально новые механизмы развития правовой культуры участников образовательных отношений и правового пространства образовательной организации обусловлены реализацией Указа Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» (далее – Национальная стратегия).
Под «правовым пространством» в данном документе понимается совокупность норм права, отраженных в локальной нормативной базе образовательной организации и актов (способов) передачи правовой информации с опорой на механизмы диалога и обратной связи. Под «правовой культурой» – результаты взаимодействия участников образовательных отношений в «правовом пространстве» образовательной организации и обществе. Правовая культура включает в себя две составные части: правовое сознание и социально-активное правовое поведение. Слайд 7
Ведущие механизмы развития правовой культуры выделены в Национальной стратегии:
- сотрудничество педагогических и родительских сообществ в области воспитания и социализации детей;
- внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества.
Правовое обучение и воспитание предусмотрено ФГОС ДО, ФГОС НОО и ООО.
Слайд 8
Рабочие программы педагогов должны содержать достаточный набор тем правовой направленности, необходимый для формирования основ правовой культуры. Однако результатом обучения может стать лишь репродуктивное усвоение правовой информации. В целях повышения эффективности мер по правовому воспитанию несовершеннолетних Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края разработан план мероприятий, обеспечивающий комплексный подход к правовому воспитанию по направлениям:
- обеспечение доступа всех участников образовательного процесса к правовой информации;
- формирование осознанного законопослушного поведения, формирование у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения к закону, правоохранительным органам;
- формирование правовой культуры родителей и ответственного родительства.
Система правового воспитания детей и обучающейся молодежи в Алтайском крае – это совокупность структурных, организационных и содержательных элементов, тесно связанных между собой и направленных на формирование и развитие личности, обладающей высоким уровнем правовой культуры. Слайд 9
Структурными элементами системы правового воспитания Алтайского края, обеспечивающими реализацию Плана, являются:
( Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края;
( муниципальные органы управления образованием;
( образовательные организации (государственные, муниципальные и негосударственные) общего и профессионального образования, а также организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
( средства массовой информации.
Целевой аудиторией воспитательного воздействия являются воспитанники ДОО, обучающиеся и студенты, воспитанники организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, родители (законные представители) несовершеннолетних.
Слайд 10
Цель реализации Плана по правовому воспитанию - создание целостной общественной системы правового воспитания несовершеннолетних, включающей в качестве подсистем и этапов реализации работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, работу с подростками в общеобразовательных учреждениях и подростковых клубах по месту жительства, работу с молодыми людьми в ходе получения ими профессионального образования.
Слайд 11
Задачи:
повышение уровня квалификации, профессиональной компетентности, качества деятельности педагогических и руководящих кадров в области правового воспитания и позитивной социализации обучающихся;
содействие развитию детских и молодежных общественных объединений и органов ученического самоуправления, в т.ч. правовой и/или правоохранительной направленности;
организация работы по использованию современных форм активного сотрудничества образовательных организаций и семьи в вопросах правового воспитания и социализации детей и молодежи;
развитие инфраструктуры, обеспечивающей максимально равную доступность к правовой информации учащимся и их родителям (законным представителям);
стимулирование научной деятельности, направленной на совершенствование правового воспитания детей, подростков и молодежи;
обеспечение активной пропаганды и информационной поддержки проводимой работы по правовому воспитанию подрастающего поколения в средствах массовой информации и сети Интернет.
Слайд 12
Ожидаемые результаты: создание оптимальной системы непрерывного правового воспитания детей, подростков и молодежи.
Ответственность за реализацию данной Концепции возлагается на руководителей образовательных организаций Алтайского края.
Координация и контроль работы по правовому воспитанию детей и обучающейся молодежи осуществляется Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края, на муниципальном уровне – органами управления образованием муниципальных районов и городских округов края.
Слайд 13
Эффективность реализации Плана будет оцениваться по следующим количественным и качественным показателям:
- количество специалистов, повысивших квалификацию (участие педагогов в вибинарах, курсах, конкурсах);
- доля обучающихся, вовлеченных в правовое воспитание на муниципальном и краевом уровне, в том числе участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах правовой тематики;
- доля несовершеннолетних/школьников, совершивших преступления и иные правонарушения, в общей численности несовершеннолетних/школьников;
- количество действующих детских, подростковых, молодежных объединений (организаций, центров, клубов по интересам, отрядов) правовой направленности.
Слайд 14
Реализация второго направления будет происходить посредством внедрения программы «Основы духовно-нравственной культуры», которая на сегодняшний день уже разработана научными руководителями АлтГПУ и АКИПКРО. Эта программа проходит стадию апробации на базе детских садов города Барнаула № 264 и 131. Для того чтобы начать работу в этом направлении была запущена анкета для родителей и педагогов ДОУ. По результатам будет выяснено, на сколько, родители и педагоги, готовы воспринимать информацию и проводить работу с детьми по данной теме. После успешной апробации этой программы планируется внедрить во все дошкольные учреждения края работу по реализации ее содержания, которое направлено на развитие способностей дошкольников к общению в многоконфессиональной среде и формированию представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций в многонациональной России.
Слайд 15
Подводя итог, необходимо сделать акцент на предстоящую работу. В этом учебном году нам предстоит разработать и реализовать план мероприятий по правовому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Все мероприятия должны быть проведены и информативно направлены в край для размещения их на сайте УМО в новостной ленте. А так же необходимо направлять разработки педагогов по данной теме для размещения на сайте с целью обмена опытом.

15