Выступление на педагогической конференции по теме Способы креативного мышления на уроках английского языка


Способы креативного мышления на уроках английского языка
Развитие мотивации
Главной задачей учителя на начальном этапе обучения английскому языку является развитие внутренней мотивации обучения школьников. Важна положительная учебная мотивация, которая связана с удовлетворением познавательных интересов учащихся.
В классе необходимо создать такую благоприятную атмосферу, чтобы каждый учащийся мог свободно выражать свое мнение по теме урока. Важно также создать такую ситуацию на уроке, которая будет интересна и учителю и ученикам. В начальной школе в этом помогает использование занимательного материала. Например, для объяснения грамматического материала могут быть использованы комиксы с интересными и веселыми персонажами. Такой материал будет понятен и младшим школьникам. В развитии лексических навыков помогают различные ролевые игры, которые помогают не только закрепить пройденный материал, но также способствуют сплочению коллектива. Уроки должны быть взаимосвязаны между собой, в то же время они не должны быть однотипными. Внимание учеников младшего школьного возраста нельзя удержать надолго, им необходима постоянная смена деятельности. Каждый урок должен способствовать развитию творческого потенциала учащихся, а не постоянному репродуктивному воспроизведению изученного материала и выполнению заданий по образцу.
Психологи установили, что развитие мышления человека неотделимо от развития речи. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся это обучение их умению правильно выражать свои мысли в устных высказываниях. Учащиеся должны освоить необходимый словарный запас, что очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При любом творческом процессе подобная задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.
Приемы умственной деятельности начинают закладываться именно в начальной школе. Тогда же формируются мыслительные действия, поэтому очень важно развивать творческое мышление в младшем школьном возрасте. Эффективность развивающего обучения достигается, прежде всего, посредством активизации учебной деятельности школьников. Ученик должен не пассивно воспринимать в готовом виде разъяснение учителем новых знаний, а добывать и осмысливать эти знания в посильной самостоятельной работе. Полученные таким путем знания во много раз лучше запоминаются и усваиваются, чем механически заученные.
Формирование креативного мышления.
Целью формирования креативного мышления у учащихся является создание условий для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, которая работает на будущее, должна быть направлена на развитие творческих способностей личности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования на сегодняшний день является личностная ориентация, которая предполагает развитие способностей учащихся, а также индивидуализацию образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Это способствует развитию креативности, вариативности мышления и помогает разнообразить учебную деятельность.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем учащимся проявить свои таланты и раскрыть творческий потенциал. 
Цели развития личности ребенка выдвигаются на первый план. Предметные знания, умения и навыки рассматриваются как средство их достижения.
Чтобы достичь желаемого результата на каждом уроке, необходимо включить творческую деятельность. Развитие изобретательных и творческих способностей намного увеличивает эффективность самого урока и создает условия для раскрытия личности учащегося.Если урок проведен необычно, оригинальные задания заинтересуют каждого учащегося и позволят не только научить учеников новому, но и сформировать определённые навыки работы. Такие уроки развивают креативность, вариативность мышления, а также позволяют разнообразить учебную деятельность.
Способы формирования креативного мышления
Задача каждого учителя сделать каждый урок интересным и увлекательным. Необходимо добиться того, чтобы урок развивал познавательный интерес и активизировал мыслительную творческую активность учащихся. Учитель должен сделать все возможное, чтобы зажечь искорку интереса в глазах ученика и сделать учение посильным и радостным. А это очень непростая задача. Собственно, школьный курс иностранного языка призван обеспечить практическое овладение предметом. Учитель иностранного языка с первых шагов обучения должен научить умению элементарно общаться на изучаемом языке, а также заложить основу для дальнейшей коммуникативной деятельности школьников.
«Игра – один из способов, имеющий обучающий и развивающий характер, расширяют кругозор учащихся, стимулируют их познавательный интерес, формируют различные умения и навыки, способствуют психологическому развитию», согласно исследованию профессора и доктора педагогических наук Н.Д.Гальсковой.
Игровые приемы могут быть использованы для формирования грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений на подготовительном, прекоммуникативном этапе овладения иностранным языком. Игра развивает способность к суждениям, умозаключению и умению применять свои знания в разных условиях.
Игра является одним из самых эффективных методов вовлечения максимального числа детей в активную учебную деятельность. Игровое обучение помогает детям преодолеть психологический барьер в общении на иностранном языке. Даже некоммуникабельный ученик в игре может принять активное участие и стать успешным. Одним из способов формирования креативного мышления является инсценировка сказки или басни.
Творческая деятельность на уроке является также одним из эффективных способов формирования креативного мышления. Выполнение творческих проектных работ, таких как «Сделай бумажного льва» или «Открытка для мамы» вызывают особый интерес у учащихся. Творческие задания ученики выполняют с огромным удовольствием уже с 1 класса. Каждый этап работы сопровождается текстом, который дети быстро запоминают, что активизирует разговорную речь. А результат своей работы они могут показать дома родителям.
Творческая деятельность на уроке как нельзя лучше способствует достижению желаемого результата. Развитие изобретательных и творческих способностей многократно увеличивает эффективность самого урока, создавая условия для раскрытия личности учащегося. Креативное мышление помогает учащимся прочно овладеть знаниями, а в дальнейшем грамотно их применять как на уроках, так и в жизни.
Развивая креативное мышление, педагог или родитель решает сразу несколько задач.Во-первых, он формирует у ребенка нетривиальное мышление, лишенное стереотипов, что помогает в решении разных проблем. Во-вторых, креативность формирует у ребенка подвижный и гибкий ум. И, наконец, в-третьих, параллельно с мыслительными способностями развиваются фантазия и усидчивость.
Развитое креативное мышление помогает достичь успеха в жизни.
Список использованной литературы: