Управление детской баскетбольной командой

С О Д Е Р Ж А Н И Е


1.Введение...................................................................................................................... 3

2.Руководство командой перед началом нового учебного года............................... 5

2.1.Анализ прошедшего учебного года............................................................ 5

2.2.Индивидуальное планирование.................................................................. 6

2.3.Командное планирование............................................................................ 7

3.Руководство командой в процессе тренировок, соревнований и перед игрой.... 8

3.1.Управление командой в учебно-тренировочном процессе...................... 8

3.2.Управление командой в соревнованиях и при подготовке к игре.......... 10

4.Руководство командой в ходе матча и после него................................................. 13

4.1.Управление командой в ходе матча........................................................... 13

4.2.Управление командой после матча............................................................ 22

5.Заключение................................................................................................................ 24

6.Литература................................................................................................................. 28


















1. ВВЕДЕНИЕ

Работа детского баскетбольного тренера нелёгкая, однако приносит большое творческое удовлетворение. Часто возникают сложные моменты в жизни баскетбольного коллектива, когда тренеру нужно проявить искусство педагога, тонко разобраться в нюансах острой ситуации и найти, может быть единственный, правильный путь разрешения конфликта.
Особое значение для успехов команды имеет сплочённость коллектива, дружба игроков, создание единой монолитной команды. И здесь авторитет тренера как руководителя команды играет главенствующую роль.
Авторитет тренера должен основываться на всей его деятельности: твёрдом знании теории и практики баскетбола, высокой требовательности и вместе с тем большой любви к своим воспитанникам, выстраиванием обоюдно уважительных, доверительных и дружеских взаимоотношений между тренером и командой.
Плох тот тренер, который создаёт себе ложный авторитет, подлаживает свои требования под недостатки отдельных, ведущих игроков команды, лишь бы не вызвать недовольство у них, стремится создать мнимое послушание любыми средствами, не проводит решительной борьбы со всеми недостатками в поведении игрока как на спортивной площадке, так и в быту. Подобный тренер, который находится «на поводу у игроков», принесёт только вред коллективу, тогда все основные вопросы (состав первой пятёрки, тактика игры и т.д.) решаются фактически игроками. Когда на практике отсутствует руководящая роль тренера, он, не имея собственного мнения, боится во время игры принять необходимое решение, больше беспокоясь о том, что скажут игроки, а не о пользе дела.
Имеется и другая вредная крайность. Тренер признаёт только своё мнение и совершенно не прислушивается к мнению коллектива, игроков, общественности.
При решении всех вопросов в жизни команды должен быть самый тесный контакт между тренером и игроками, однако главную роль в принятии окончательного решения всегда должен играть тренер команды. Истинный авторитет тренера основывается на высокой требовательности к баскетболистам, на твёрдом проведении своего плана подготовки игроков и команды, на жёсткой борьбе с недостатками в поведении воспитанников.
Тренер должен быть требователен. Но чтобы его требовательность была законна и обоснованна, тренер в первую очередь должен быть требователен к самому себе и самокритично относиться ко всей своей работе. Самокритичность и объективный анализ своих поступков – залог быстрого роста творческих способностей и самого тренера и игроков его команды.
Недостатки и промахи в работе есть у любого, даже самого хорошего, тренера, но если тренер за общими, подчас положительными результатами своей работы не видит своих ляпсусов, считает, что он достиг «потолка» тренерской работы, - для него закрыт путь для движения вперёд и он и команда, которой он руководит, будут плестись в хвосте на соревнованиях, где успех завоёвывают только лучшие, передовые в технике, тактике и остальных видах подготовки.
Тренер должен быть принципиален. Все коренные вопросы тренировки (распорядок дня, тактика игры, величина физической нагрузки и т.д.) должны быть тщательно продуманы, вытекать из основ спортивной тренировки, личного опыта тренера, опыта его коллег и конкретных условий работы. Имея твёрдое убеждение в правоте своего решения, тренер должен добиться чёткого выполнения своих требований. Плохо, когда тренер необоснованно и часто меняет свои распоряжения и требования!
Тренер должен быть новатором, уметь видеть всё передовое, способствовать росту нового, касается ли это выявления будущих возможностей юных начинающих игроков или инновационных обучающих технологий.
Тренер обязан воспитать у своих игроков спортивное трудолюбие, потребность к повседневному кропотливому труду.
Только через труд можно добиться спортивных успехов. А тепличные условия тренировок, в которые подчас руководители ставят игроков, только снижают их спортивную форму и приносят неуспех в соревновании.

2. РУКОВОДСТВО КОМАНДОЙ ПЕРЕД НАЧАЛОМ НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА.

2.1. Анализ прошедшего учебного года.
Закончен учебный год. Игроки на время расстаются с мячом и друг с другом. Им нужен небольшой отдых. А тренер тем временем продолжает работу, готовя, так сказать, трамплин для взлёта команды в новом учебном году.
Тренеру нужно проанализировать игру команды в минувшем учебном году, определить уровень подготовленности обучающихся по всем видам подготовки согласно учебной программы по баскетболу, выявить достоинства и недостатки в действиях отдельных игроков и команды в целом. Необходимо подвести итоги и поставить перед собой новые задачи.
Анализ игры команды должен быть объективным и основываться на конкретные цифры и факты, а также на индивидуальные достижения игроков.
Новому учебному году обычно предшествует общее собрание команды, где подводится итог работы каждого игрока в отдельности и выступления команды в целом.
Тренер анализирует тактические, технические и физические аспекты игры. Он подробно разбирает и оценивает вклад каждого игрока в успех команды. Критически говорит о недостатках игроков. Подводит итог выполнения индивидуального плана, сообщает о тактических просчётах и технических ошибках, допущенных баскетболистом. Оценивает игрока в психологическом аспекте, говорит о его умении играть коллективно, о его дисциплинированности, физической и технической подготовленности, продемонстрированной на протяжении учебного года. В общем, игрок из уст тренера получает оценку своей работы в присутствии всей команды.
Затем слово предоставляется игрокам. Выступить должен каждый. Прежде всего игроки оценивают с критических позиций себя, разбирают собственные ошибки. Потом высказывают мнение о действиях партнёров, а также тренера во время матчей и при подготовке к соревнованиям.
Такие собрания, конечно же, побуждают игроков думать как о своей игре, так и о действиях партнёров. А это в значительной степени ускоряет процесс развития спортивного мастерства.
Обязательное выступление каждого из игроков на собрании – хорошее средство их теоретической подготовки. В предвидении своего выступления игрок обдумывает положение дел в команде, старается мыслить аналитически.
Заключительное слово на собрании принадлежит, естественно, тренеру. Он подводит итоги дискуссии и предлагает план подготовки команды в новом учебном году. Причём не просто говорит о направлении технической, тактической и физической подготовки, а даёт конкретный план тренировочной работы, с цифровыми выкладками на основе прошлого учебного года.
На собрании, конечно же, ставится и главная цель года – занять определённое место в Первенстве России.

2.2. Индивидуальное планирование.
Предложенные тренером индивидуальные перспективные задания игрокам обсуждаются юными баскетболистами.
За ходом выполнения индивидуальных планов систематически следит тренер.
План индивидуальной подготовки включает следующее:
1). Цель и основные задачи подготовки.
2). Физическая подготовка.
3). Техническая подготовка.
4).Тактическая подготовка.
5). Игровые показатели.
6). Психологическая подготовка.
7). Теоретическая подготовка.

2.3. Командное планирование.
Прежде всего нужно теоретически создать модель своей команды на новый учебный год, учитывая способности и возможности игроков. Запланируйте такие схемы игры, которые либо им под силу уже сейчас, либо будут по плечу через некоторое время после целенаправленных тренировок.
Продумайте все детали игры в обороне. Когда и как переходить от одной системы защиты к другой? Кто из ваших игроков будет опекать лидеров команды соперников? Как организовать подбор мяча под своим щитом и кому предоставить тут главную роль?
По принципу защиты следует составить модель действий команды в нападении.
Моделирование проводится в стратегических целях – победить соперника. При этом тренер стремится к таким схемам игры, в которых наиболее выгодно используются сильнейшие стороны игроков команды.
Метод моделирования приносит пользу не только в выборе и наигрывании целесообразной тактики, но ещё готовит игроков психологически и теоретически. Баскетболисты проверяют на практике новые схемы, способы и приёмы игры, что в конечном счёте обогащает баскетбол.
Тактические заготовки имеют значение лишь как фактор неожиданности, а затем к ним быстро приспосабливаются, находят противоядие. Эффективность действий в нападении заключается в высоком исполнительском мастерстве баскетболистов, их сыгранности, а защитных действий – в оттренированности, в степени непреодолимости для соперников.
В то же время, если все пятеро играющих сразу вместе начнут импровизировать на площадке, то возникнет хаос. Ведь именно тактическая схема, комбинация создаёт на игровом поле определённый рисунок игры, порядок в расположении и взаимодействии баскетболистов. Цель начальной стадии комбинации заключается в том, чтобы освободить одного из лидеров от постоянной опеки соперника.

3. РУКОВОДСТВО КОМАНДОЙ В ПРОЦЕССЕ
ТРЕНИРОВОК, СОРЕВНОВАНИЙ И ПЕРЕД ИГРОЙ.

3.1. Управление командой в учебно-тренировочном процессе.
Для того чтобы выигрывать в соревнованиях, надо подготовить команду, создать на тренировках такие условия, которые бы способствовали будущим победам.
Основная часть творческого процесса управления командой приходится на тренировки. Улучшение игры команды, повышение мастерства юных баскетболистов – всё это достигается каждодневной тренировочной, будничной работой.
Баскетболист обязательно должен чувствовать, что получает на тренировке что-то новое, интересное. Что он прогрессирует и в развитии личного мастерства, и в плане улучшения командных действий, и в тактике игры. Поэтому тренеру нужно тщательно готовиться к тренировкам, находить такие пути и формы, такие упражнения, элементы и взаимодействия, которые были бы интересны для игроков. В каждую тренировку необходимо водить определённый элемент новизны.
Правда, есть в тренировках такие элементы, как, скажем, штрафные броски. Казалось бы, ну что тут можно изобрести нового? Всегда одно и то же: игрок встал у линии штрафного, прицелился и бросил. Стандартное положение! Однако даже совершенствование штрафных бросков можно строить по-разному. Скажем, бросать сериями до промаха, или по два броска, или после определённой физической нагрузки, или в соревнованиях перед каким-то упражнением, или при эмоциональном возбуждении игроков.
Для правильного управления тренировочным процессом прежде всего необходима очень высокая требовательность тренера к самому себе. На каждое занятие тренеру нужно приходить подготовленным. Заранее продумать порядок и содержание упражнений. Плановость подготовки к каждому занятию должна стать системой. Нельзя приходить на тренировку, не зная заранее, что предлагать баскетболистам, надеясь только на свой опыт и импровизацию.
В процессе тренировки возникают различные ситуации. Они как бы сами подсказывают тот или иной вариант упражнения. Рождаются новые ходы, элементы, построения. Однако даже таким тренерам, которые способны изобретать новое во время тренировки, это не даёт права приходить на занятие неподготовленным.
Готовясь к занятию, необходимо всегда стараться, чтобы оно соответствовало общему плану подготовки команды. Каждая тренировка обязательно должна преследовать какую-то главную цель. И вот эта главная цель занятия предопределяет его подготовительную часть. Упражнения составляют таким образом, чтобы они постепенно подвели игроков к главной части занятия, подготовили их физически.
Однако мало того, что тренер знает и хорошо подбирает упражнения, добросовестно готовится к проведению занятий. Это обязанность каждого тренера, который любит своё дело и стремится к тому, чтобы его команда выступала успешно. Большое значение имеет ещё и умение управлять тренировочным процессом, руководить занятиями игроков.
Если тренер не верит в свои силы, или сомневается в предложенном игрокам материале, или недостаточно авторитетен для подопечных, то баскетболисты на занятиях трудятся с прохладцей. Поэтому на каждом занятии игроки должны видеть и чувствовать собранность, энтузиазм, высокую ответственность наставника команды.
Тренер на занятиях затрачивает немало нервной энергии. Он не имеет права проводить занятия бесстрастно, небрежно, вполсилы. Если подопечные заметят, что тренер равнодушен, пассивен, то и они ответят ему тем же.
Чтобы подготовиться к тренировкам, нужно не только посидеть с карандашом в руках, но и постоянно следить за появляющейся литературой по баскетболу, знать все новости о своём виде спорта, интересоваться методикой других видов спорта, особенно смежных, родственных, ходить на тренировки к другим тренерам. Во всяком случае, такая, можно сказать комплексная, подготовка имеет колоссальное значение.

3.2. Управление командой в соревнованиях и при подготовке к игре.
Успех выступления в соревнованиях зависит не только от подготовленности команды и соотношения сил соревнующихся коллективов, но и от умелого руководства. В борьбе равных по силе команд или даже в борьбе с командой, имеющей некоторое превосходство, зачастую искусство тренера в управлении может оказать решающее влияние на исход встречи. Просчёт в принятом тренером решении может привести к незаслуженному поражению и свести на нет большую подготовительную работу, проведённую командой.
Управление командой в период её участия в соревнованиях подразделяется на оперативное и стратегическое.
Под оперативным управлением командой подразумевается руководство командой в период её подготовки к ближайшим календарным встречам, под стратегическим – руководство в пределах сроков всего соревнования.
В оперативное руководство входит: подготовка команды к предстоящей встрече, руководство ею в ходе матча и подведение итогов. Программа подготовки, в свою очередь, включает: изучение предстоящего противника и условий проведения встречи, составление плана игры, инструктивное собрание игроков и проигрывание плана на тренировочном занятии или в контрольной встрече.
Для изучения противника просматриваются его игры, собирается информация о противнике. В результате изучения противника тренер должен знать состав команды и характеристику каждого игрока, располагать сведениями о физических, технических и психологических возможностях команды, об особенностях её тактических действий в нападении и защите.
Получив полную информацию о противнике, тренер приступает к разработке тактического плана игры. Составляя план, он прежде всего выявляет сильные и слабые стороны противника и сопоставляет их с реальными возможностями своей команды.
На основании полученного анализа тренер определяет основную тактическую задачу на данную встречу, уточняет, как её реализовать, определяет стартовый состав команды и варианты возможных замен, уточняет тактические задания каждому игроку при действиях в нападении и защите против конкретного игрока команды противника.
Разработанный тактический план сообщается игрокам на собрании команды.
Примерная схема установки на игру включает сообщение о положении команды в турнирной таблице и о значении предстоящей встречи. Здесь же даётся характеристика команды противника и отдельных игроков, указываются их слабые и сильные стороны, сообщается главная тактическая задача на встречу, уточняется характер действий в нападении и защите. Тренер объявляет стартовый состав команды и варианты замен, а также уточняет частные задачи и характер действия каждого игрока. В заключение даются организационные указания (о форме игроков, о месте и времени сбора команд на игру и др.).
Самый важный фактор командной стратегии – играть свою собственную игру. Поэтому, противника надо заставить играть в рамках вашего игрового мышления. Если команда противника любит играть быстро, вы можете получить преимущество, снизив темп игры, даже если у вас и «бегущая» команда. Вместо того, чтобы позволить противнику делать то, что он хочет, разумно заставить его делать то, чего он не хочет. Поэтому важно, чтобы команда была подготовлена к встрече с любыми обстоятельствами. Все возможные маневры должны быть тщательно обсуждены и опробованы, так чтобы когда придёт время их использования, они не стали полной неожиданностью для игроков.
Команда должна иметь на вооружении одну или две вспомогательных защиты в дополнение к одной основной, поскольку игровая ситуация может потребовать смены защитных построений. Обычная стратегия предусматривает соблюдение ряда правил при выборе той или иной системы, или тех или иных действий в защите и нападении. Например, чаще всего защита прессингом используется:
против высокой, медленной или механически действующей команды;
против физически плохо подготовленной команды;
против команды, которая часто прибегает к ведению мяча, ибо дриблёра легче загонять в ловушки;
против команды, в которой нет хороших разыгрывающих игроков,
оттянутая защита используется:
против команды, которая строит игру на передачах мяча в центр;
против команд, строящих игру на проходах,
заслоны используются:
против команд, играющих плотную личную защиту,
неторопливый розыгрыш мяча используется:
против команды, успешно играющей быстрым прорывом;
если в команде много очень высоких игроков, и т.д.
Правильно построенная разминка имеет большое значение для полноценной готовности команды к началу игры. Чтобы разминка прошла продуктивно, целесообразно не только ознакомить игроков с программой разминки, но и «проработать» её на тренировочных занятиях.
Разминка – всё равно что последняя прикидка у лёгкоатлетов. Она включает растягивание, или стретчинг, выполнение общеразвивающих упражнений и повторение спортивных навыков. Адекватная разминка – основное средство предупреждения травм, поскольку она уменьшает вероятность растяжений и разрывов мышц. А перед соревнованиями, разминка является подходящим временем для проверки и опробования важных психологических навыков (воображения, расслабления, концентрации внимания) и для повторения избранных спортивных действий. По ней тренер может судить о готовности игроков к матчу, о физическом и психологическом состоянии спортсменов. Насколько они уверены в себе, спокойны или взволнованны. Может быть, одного нужно успокоить, а другого, наоборот, подхлестнуть, если он излишне медлителен на разминке. В этот момент можно внести последние коррективы в план игры, например изменить намеченный заранее стартовый состав команды, посадить на скамейку сильно волнующегося баскетболиста, а потом, когда успокоится, выпустить на площадку.

4. РУКОВОДСТВО КОМАНДОЙ В ХОДЕ МАТЧА И ПОСЛЕ НЕГО.

4.1. Управление командой в ходе матча.
Управление командой – дело субъективное. Каждый тренер, сидя на скамейке, воспринимает ситуацию на площадке по-своему. Нет таких тренеров, которые бы одинаково мыслили. Посадите на скамейку несколько разных тренеров, и каждый из них попытается вести игру так, как ему кажется лучше. Получится несколько вариантов управления командой.
Но тем не менее в баскетболе существуют определённые, можно сказать стандартные, моменты, когда тренеры обычно вмешиваются в игру. Готовых рецептов на все случаи дать невозможно, игры не бывают одинаковыми. Однако часто повторяющиеся ситуации тренер должен знать как таблицу умножения.
Разрабатывая общий план игры, тренер должен быть готов изменить его, в соответствии со складывающейся в игре обстановкой. В первом периоде он должен разобраться в потенциальных слабостях используемого противником стиля игры в нападении и защите, и внести соответствующие изменения в игру своей команды, используя заранее подготовленные средства, чтобы извлечь выгоду из такого рода слабостей.
Сидящие на скамейке игроки должны участвовать в игре – концентрируя внимание как на своей роли в игре, так и на игре в целом. Благодаря этому они в любой момент готовы вступить в игру.
Важной задачей руководства командой в первой половине является уберечь ведущих игроков от большого количества фолов. Если обстоятельства позволяют, следует заменять ведущих игроков, получивших два персональных замечания в первой половине.
Если сравнить способы тренерского воздействия на команду во время матча, то по значимости их можно расположить в порядке возрастающей эффективности так: подсказка, замена и, наконец, тайм-аут.
Замены в ходе игры являются одним из самых важных аспектов тренерской стратегии. Их надо делать часто и уже на ранних стадиях игры.
Причины замен. Замены необходимы по множеству причин. Среди них самыми общими являются:
1.Отдых игроков.
2.Повторные ошибки.
3.Не пошла игра.
4.Чрезмерное количество фолов.
5.Передача информации играющим.
6.Изменение противником защиты или нападения.
7.Для поддержания дисциплины.
8.Для поддержания морального духа.
Ситуации, требующие замен.
Тренер должен использовать индивидуальный талант каждого игрока в соответствии с требованиями той или иной ситуации. Уже до игры тренеру может понадобиться одна или, возможно, две замены в обычном стартовом составе, когда его команда будет встречаться с конкретным противником.
Замены бывают необходимы и в ходе самой игры, когда ситуация потребует изменения игровой тактики. Тренер должен проводить замены целенаправленно. Главным образом, он заменяет игрока, чтобы дать ему инструкции, дать возможность передохнуть, в случае травмы и чтобы сберечь его от лишних фолов. Он должен заменить любого игрока, который не справляется со своими защитными обязанностями.
Ещё один фактор – счёт игры. Как правило, не следует делать замен, когда вы выигрываете. Если вы проигрываете, вы можете заменить двух-трёх игроков, чтобы повысить агрессивность команды.
Тренеру не следует ничего говорить игроку сразу же после замены. Дайте ему возможность немного расслабиться, после чего объясните, почему он был заменён, если это не очевидно для него. Тренер не обязан давать объяснения и игрок не вправе их требовать. Тем не менее, иногда они необходимы, и лучше щадить самолюбие игрока, не делая резких замечаний сразу же после замены. После того, как тренер или его помощник даст конструктивный совет, заменённый игрок должен психологически быстрее включиться в игру.
Никогда не держите игрока стартовой пятёрки с четырьмя фолами вне игры долгое время. Если вы проигрываете во второй половине и один из ваших лучших игроков получает четвёртый фол, не заменяйте его, особенно, если он умеет контролировать агрессивность своих действий. Однако, если вы видите, что игрок чересчур осторожничает и перестаёт играть в защите, замените его.
При заменах старайтесь сохранять командный баланс в росте и скорости, если нет особых причин нарушать его. Защитная тактика противника может потребовать изменения распределения подопечных. Когда вы проигрываете и вас прессингуют, продолжайте держать на площадке быстрых и агрессивных игроков. Если противник неожиданно переходит к зонной защите, выпускайте лучшего снайпера.
Тренер всегда должен быть готов к заменам в стандартных ситуациях. Например, при пробитии штрафных бросков он может выпустить высокого игрока для участия в подборе.
Тренер постоянно должен быть осведомлён о числе фолов у каждого из своих игроков, и что, возможно, ещё более важно, у каждого из игроков противника. Он должен активизировать действия против этих игроков, если они являются ключевыми игроками противника. Неплохо напоминать своим игрокам о числе фолов у игроков противника, чтобы они могли использовать преимущество, играя против осторожничающего противника.
Советы по использованию замен:
1.Замены должны производиться для повышения шансов на успех.
2.Тренер должен хорошо знать сильные и слабые места своих игроков,
чтобы не делать ошибок при заменах.
3.В целом, не вмешивайтесь, когда игра идёт нормально.
Ценность тайм-аута в баскетболе очень велика. Использовать минутный перерыв в целях управления командой следует только при полной уверенности в необходимости перерыва. Подчас лучше отказаться от тайм-аута и приберечь его на решающие минуты матча, чем растрачивать перерывы понапрасну.
Не вовремя взятый тайм-аут может обернуться против своей же команды. Например, игроки вашей команды устали, но всё же лидируют. Соперники утомились ещё больше. Взятый в этот момент перерыв позволит сопернику отдохнуть и наладить игру.
Причины взятия тайм-аутов. Минутные перерывы берутся, когда надо:
1.Сделать изменения в игровой стратегии.
2.Остановить разыгравшегося противника (например, если противник
сделал три безответных успешных броска подряд).
3.Дать игрокам возможность передохнуть (в случае крайней
необходимости).
4.Исправить ошибки нападения и защиты.
5.Предпринять контрмеры, в связи с неожиданными действиями
противника.

Организация тайм-аутов. Минутный перерыв длится всего лишь 60 секунд, поэтому чтобы извлечь из его использования максимум пользы, следует придерживаться определённых правил:
1.Как только объявят тайм-аут, игроки должны быстро подойти к своей
скамейке.
2.Разговоры ведутся в организованном порядке, в один момент говорит
только один. Требуйте абсолютного внимания.
3.Обсуждайте допущенные ошибки и предложения по их корректировке.
Ясно объясните, что надо изменить в игровой стратегии. Ответьте на
стратегические вопросы, такие как: почему у противника получается
быстрый прорыв, почему противник забирает так много отскоков на
нашем щите, и кто допускает больше всего ошибок при держании
игроков противника.
4.Необходимость слов поддержки или порицания часто диктуется
игровой ситуацией.
Советы по использованию тайм-аутов:
1.Сберегайте тайм-ауты для последних минут игры. В начале периода
расходуйте их в случае крайней необходимости.
2.Старайтесь не брать тайм-аутов для отдыха игроков.
3.Избегайте тайм-аутов, если противник в плохой физической кондиции.
Двухминутные перерывы между периодами, предназначенные для отдыха команд, используются тренерами по принципу тайм-аутов.
Нельзя упустить вопрос об управлении командой в перерыве между таймами. Эффективное использование времени перерыва между таймами исключительно важно для результата игры. Собрание в перерыве должно быть организовано таким образом, чтобы тренер имел возможность дать исчерпывающую информацию по следующим вопросам:
1.Счёт и технические показатели.
2.Индивидуальные и командные ошибки в нападении.
3.Индивидуальные и командные ошибки в защите.
4.Нападение и защита противника.
5.Стратегия на вторую половину игры.
Желательно дать игрокам дольки лимона (для слюноотделения), кусочки шоколада (для восполнения запасов энергии), и негазированные напитки (для пополнения резервов жидкости).
Тренер должен критически обсудить с командой индивидуальные и групповые действия и наметить необходимые корректировки. Если есть возможность, используется демонстрационная доска для показа взаимодействий, которые будут использоваться во второй половине, базируя их на том, что происходило в первой половине. Тренер должен обсудить с командой первую половину игры, похвалив то, что было сделано хорошо, и наметив пути исправления ошибок. Обсуждение должно быть коротким, чтобы игроки имели три-пять минут для разминки перед третьим периодом.
Победа часто основана на инструкциях, сделанных во время перерыва между таймами.
Тренер должен быть готов к возможным изменениям защиты противника после первого тайма. Если комбинации при введении мяча в игру из-за пределов площадки в первой половине были успешными, возможно хорошим стратегическим решением будет использование других комбинаций во второй половине, поскольку противник вероятнее всего внесёт соответствующие изменения в свою защиту по результатам первого тайма.
Необходимые изменения в нападении должны включать обсуждение того, кто был самым результативным игроком в первой половине и какие взаимодействия оказались успешными, поскольку противник постарается нейтрализовать и то и другое во втором тайме. Поэтому, хотя тренер и не заменит своих лучших игроков, он должен быть готов к возможным изменениям защиты противника.
Кроме того, при необходимости должны быть внесены изменения и в собственную защиту, исходя из особенностей нападения противника в первом тайме. Тренер должен подчеркнуть, какие взаимодействия приносили противнику успех, и обсудить соответствующие контрмеры. Он должен также назвать лучших снайперов противника и сказать команде, каким образом можно снизить их результативность.
Во второй половине игроки ближайшей замены должны сидеть рядом с тренером, чтобы иметь возможность слышать его комментарии.
Если исход игры ясен, тренер может выпустить резерв, чтобы дать ему ценный опыт участия в официальных играх. С точки зрения морального фактора, надо дать возможность играть всем игрокам. Обычно, тренер не должен заменять сразу весь стартовый состав, а посмотреть, как будут играть игроки резерва вместе с игроками стартового состава.
Если команда ведёт в счёте, но исход игры не ясен, встаёт вопрос о тактике удержания преимущества в счёте. Тренер должен решить, когда и как замедлить темп игры, и какой тип нападения использовать для этой цели, основываясь на ходе второй половины и оставшегося до конца игры времени.
Если команда проигрывает, игроки должны знать, кто из игроков противника имеет самую низкую результативность в штрафных бросках, чтобы сфолить на нём, когда надо быстро овладеть мячом. Обычно не фолят на разыгрывающем игроке и лучшем снайпере, но они то чаще всего и владеют мячом. Поэтому, тренеру важно подчёркивать, кого из игроков противника он хотел бы видеть на линии штрафного броска, и каким способом заставить команду противника передать ему мяч, чтобы получить возможность сфолить исходя из стратегических соображений.
Когда вы проигрываете 10 или больше очков во второй половине, следует взять тайм-аут, чтобы изменить стратегию и состав команды. Следует применить прессинг или другой агрессивный тип защиты, и сменить состав из соображений морали и с целью изменить ход игры. В нападении попытаться сыграть быстрым прорывом, поскольку два-три быстрых взятия корзины могут обескуражить противника и в корне изменить ход игры. Также использовать снайперские качества игроков, владеющих трехочковыми бросками. Психологически очень выгодно иметь двузначное преимущество в счёте.
Важно помнить, что вероятность успеха стратегических решений третьей и четвёртой периодов игры будет высокой лишь в тех случаях, когда они заранее спланированы и натренированы.
Тренер должен внимательно следить, не устали ли ведущие игроки, и при необходимости заменить их, чтобы они сохранили энергию к решающей концовке.
Если ключевой игрок противника получит четвёртый фол, команда должна постараться вывести его из игры за пять фолов.
Большую часть баскетбольной стратегии составляют действия команды в последние минуты игры. Возможно, важнейшим вопросом является вопрос о моменте начала прессинга, если команда отстаёт в счёте, или вопрос о замедлении темпа игры, если команда выигрывает. На эти вопросы нельзя дать категорических ответов, это целиком дело искусства тренера – принять верное решение в трудных условиях. Тем не менее, есть один принцип, о котором следует упомянуть: команда должна получить на тренировках опыт действий в ситуациях, которые могут встретиться в игре. Отсутствие практики не позволяет сформировать прочных навыков, необходимых для успешной реализации подобной тактики.
Ситуации возникающие в конце игры можно классифицировать, выбрав в качестве основания два признака: разницу в счёте и владение мячом. По разнице в счёте имеет практический смысл рассмотрение следующих классов ситуаций: команда проигрывает три или больше очков; команда проигрывает одно или два очка; счёт равный; команда выигрывает одно или два очка; команда выигрывает три или больше очков. Признак «владение мячом» предусматривает два класса ситуаций – команда владеет мячом и мячом владеет противник. Таким образом, формально стратегия концовок игры описывается десятью классами возможных ситуаций.
1). Команда проигрывает три или больше очков в конце игры и владеет мячом. Выводите на трёхочковый бросок своего лучшего снайпера или используйте игрока, лучше других играющего на проходах. Ищите возможность заработать сразу три, а если повезёт, то и четыре очка.
2).Команда проигрывает три или больше очков в конце игры и мячом владеет противник. Обычно в этих случаях используется прессинг, отсекающий от корзины любого игрока, получившего мяч. Попытайтесь установить ловушку и перехватить мяч при передаче. При этом вы не должны фолить и быть внимательными к блокировке своих подопечных после броска, чтобы иметь возможность овладеть отскоком в защите.
3).Команда проигрывает одно или два очка в конце игры и владеет мячом. Вы должны играть до верного, используя своё основное нападение, стараясь, по возможности, чтобы бросок выполнял ваш лучший игрок, а четыре других игрока агрессивно играли на подборе. Когда разрыв составляет два очка, следует решить, будете ли вы атаковать наверняка из-под корзины, надеясь, по крайней мере, на ничью, а если повезёт, то и на победу, если постараетесь вывести своего лучшего снайпера на трёхочковый бросок. Можно посоветовать не ждать с броском до последней секунды, а выполнять его за 5-6 секунд до истечения времени игры, чтобы была возможность добить в случае промаха.
4).Команда проигрывает одно или два очка в конце игры и мячом владеет противник. Прессингуйте. Надо рискнуть применить ловушку, с целью перехватить передачу. Не позволяйте противнику долго контролировать мяч перед последним, решающим броском.
5).Счёт равный и команда владеет мячом. Команда должна играть до верного и сделать последний бросок, чтобы победить, или, в худшем случае, закончить основное время вничью и попытаться выиграть в дополнительное время. Чтобы быть уверенным, что последний бросок будет удачным, вы должны, если это возможно, взять тайм-аут за 10-12 секунд до конца игры, и обсудить последнюю комбинацию, и кто будет бить. В этой ситуации бросок надо делать на последних секундах, чтобы у противника не осталось времени на атаку.
6).Счёт равный и мячом владеет противник. Противодействуйте передачам в направлении лучшего снайпера противника. Оставляйте открытым слабого игрока противника, или игрока, который только что вступил в игру. Если есть возможность, используйте тактику одного фола.
7).Команда выигрывает одно или два очка в конце игры и владеет мячом. Команда должна играть до верного, если остаётся больше 24 секунд, и держать мяч до конца, если остаётся меньше 24 секунд. Передавайте мяч своему лучшему дриблёру и используйте заранее подготовленное для этих случаев нападение.
8).Команда выигрывает одно или два очка в конце игры и мячом владеет противник. Не фолить! Старайтесь прессинговать игрока с мячом, не позволяя ему легко сделать трёхочковый бросок и не давайте другим игрокам возможности открыться под щитом. Вся пятёрка должна активно бороться за отскок в случае броска. Если дриблёр проходит под щит, очень важно, чтобы все игроки защиты немедленно оттянулись назад под корзину, кроме защитника, держащего лучшего снайпера противника.
9). Команда должна играть до верного, если остаётся больше 24 секунд, и держать мяч до конца, если остаётся меньше 24 секунд. Передайте мяч своему лучшему дриблёру и используйте заранее подготовленное для этих случаев нападение.
10).Команда выигрывает три или больше очков в конце игры и мячом владеет противник. Избегайте фолов. Старайтесь прессинговать игрока с мячом, не позволяя ему сделать трёхочковый бросок. Можно позволить противнику атаку из-под корзины без фола. Если есть возможность, используется тактика одного фола.
Действия в стандартных ситуациях (введение мяча в игру из-за пределов площадки, пробивание штрафных бросков) должны быть заранее тщательно отрепетированы специально для последних минут игры, с тем, чтобы можно было обойтись минимумом объяснений в ходе самой игры.

4.2. Управление командой после матча.
После игры у тренера есть много обязанностей. Прежде всего он должен подойти к тренеру противника, чтобы поздравить его, или выразить сочувствие; затем, он должен пройти в раздевалку к команде и сказать слова поддержки команде, независимо от результата встречи. Его присутствие в раздевалке сразу же после окончания игры может предупредить возникновение нежелательных инцидентов между игроками.
Все сыгранные игры должны быть обсуждены командой. На собрании сначала даётся слово капитану команды. Затем высказываются все игроки по очереди. Впечатления тренера об игре своей команды и его мнение об эффективности разведывательного отчёта о команде противника приводится в конце собрания. Тренер должен отметить позитивные и негативные факторы, суммировать мнение игроков: соответствовала ли тактика намеченной игровой стратегии, где и почему были выявлены слабые места стратегии, где и почему стратегия оказалась эффективной, и другие относящиеся к делу комментарии.
Разбор игры проводится примерно по такому плану:
а) оценивается отношение команды и отдельных игроков к встрече (дисциплина, ответственность, целеустремлённость);
б) отмечается качество выполнения главной тактической задачи в целом, анализируются действия в нападении и защите;
в) анализируется выполнение индивидуальных заданий;
г) сообщаются технические показатели команды, отдельных игроков и сопоставляются с плановыми заданиями.
Разбор игры заканчивается общими выводами и определением задач на будущее. Желательно привлечь к активному участию в разборе всех игроков команды.










5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа тренера – это ремесло плюс творчество. Причём, именно в таком порядке: сначала – ремесло, а затем творчество.
Знание физиологии, психологии, различных методик, педагогических принципов обучения – всё это лишь некоторые из составляющих ремесла тренера.
Если составляющие ремесла можно разложить по полочкам, то творчеству, в создании самобытной команды, каноны противопоказаны. К тому же копия, и в спорте тоже, всегда хуже оригинала.
Результатом творческого мышления является открытие принципиально нового решения задачи. Общая сумма информации на планете, начиная с 2000 года, ежегодно удваивается. В связи с этим человеку приходится учиться ориентироваться в этом «информационном взрыве» и что очень важно, уметь быстро и правильно переводить информацию в образы действия и использовать её для достижения своих целей. Устойчивые и правильные образы возникают в результате использования следующих методов:
«Проб и ошибок».
1.Спортсмену нужно позволять делать правильные и неправильные действия.
2.Специально создавать ситуации, где он сможет делать правильные и неправильные действия.
3.Поощрять спортсмена самому находить и пробовать правильные и неправильные действия.
4.Позволять тренеру делать правильные и неправильные действия самому себе.
«Контрольные вопросы».
1.Наводящие вопросы позволяют генерировать спортсмену новые идеи, образы действия и решения.
2.Из множества созданных образов спортсмен может выбрать наиболее правильные.
3.Поощрять спортсмена самому задавать себе вопросы и как можно больше находить разнообразных ответов.
4.Позволять тренеру самому себе задавать много вопросов, чтобы находить разнообразные ответы.
«Морфологический анализ».
1.Разбор проблемы на составные части позволяет увидеть истинную причину проблемы и после этого найти правильное решение.
2.Чем детальнее разобрана проблема, тем больше вероятность нахождения правильных решений.
3.Способность видеть в общем частное, а частное объединять в общее – надёжный способ найти решение любой проблемы.
«Синектика» (суть метода – взгляд на вещь как на «странность»).
1.Сделать незнакомое знакомым позволяет узнать в проблемной ситуации новый способ её решения.
2.Делая привычное непривычным, позволяет по-новому взглянуть на проблему и найти её решение.
3.Стимулируя у спортсмена способности фантазировать, где проблема решается как в сказке, тренер тем самым развивает творческое мышление.
«Мозговой штурм».
1.Чётко формулируйте проблему, избегая обобщений и эмоциональных окрасок.
2.Давайте установку на высказывание любой приходящей идеи (от логической до абсурдной).
3.Не допускайте никакой критики, будь то высказывание, эмоция или мимика.
Если вы хотите мыслить творчески, вам необходимо научиться предоставлять своим мыслям полную свободу, а не пытаться направить их по заранее заданному руслу.
Ключевой фактор в тренерской работе – человеческое общение. Тренер должен проявлять гибкость, нормально общаться со своими игроками, находить к каждому свой подход. И дело не только в том, что ему необходимо подстраивать свои концепции под особенности игры своих баскетболистов, а быть гибким и в чисто человеческом плане. Игрок может быть талантлив, но игра тем не менее у него не клеится. Одна из причин – он не может сосредоточиться и всё время отвлекается по пустякам. А чтобы преуспеть, необходимо сфокусировать своё зрение, сделать его строго направленным. Раз ты вышел на площадку, кроме баскетбола, и ни о чём, кроме баскетбола, не думай. Поэтому задача тренера – оградить игроков от посторонних проблем, мыслей и приучить их сфокусироваться на игре. Достигается цель путём естественного, непринуждённого человеческого общения.
Цель управления тренировочным процессом – повышение специальной работоспособности игроков, необходимой для достижения запланированного результата в соревнованиях. Объектом управления служит команда, его состояние, поведение. Наиболее важная задача в управлении тренировочным процессом – организация комплекса управляющих воздействий как на команду, так и на каждого игрока, эффективно влияющих на его специальную работоспособность, повышение оперативности управления на основе современной коррекции тренировочного процесса с конечной целевой задачей перевода его функционального состояния на более высокий уровень к периоду главных соревнований сезона. При этом повышение уровня специальной работоспособности обеспечивается приростом мощности функциональных систем организма спортсмена.
Научный подход к построению тренировочного процесса на основе идей научного управления предъявляет требование количественной характеристики всех сторон специальной подготовленности игроков. Эффективность построения тренировки зависит от количественного выражения структуры подготовленности и соревновательной деятельности игроков, состояние основных функциональных систем организма, задействованных в баскетболе. При этом планирование подготовки в годичном цикле целесообразно проводить по схеме сверху вниз: соревновательный результат–уровень различных сторон подготовленности–объёмы и интенсивность средств подготовки–распределение средств подготовки в годичном цикле.
Хороший тренер по отношению к воспитанникам должен:
порицать лень и невнимательность, но не злопамятствовать и сразу замечать старание исправить недостатки;
не унижать и не обижать провинившихся, не терять при этом чувство юмора;
не запрещать задавать вопросы по теме занятия и разъяснять непонятное;
строить тренировку не формально, а в соответствии с работоспособностью детей;
постоянно заботиться о создании и сохранении доброжелательной атмосферы занятия, положительного эмоционального фона;
заботиться не только о выполнении учебной программы, но и решать воспитательные задачи;
заниматься нравственным воспитанием;
быть примером нравственного поведения.

















6. ЛИТЕРАТУРА

1.Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры» - №6, 2009г.

2.Журнал «Детский тренер» - №4, 2007г., №2, 2008г.

3.Фрейзер У. и Сэчер А. Баскетбол – М: АСТ Астрель, 2006г.

4.Яхонтов Е.Р. Руководство баскетбольной командой при подготовке к игре и в ходе матча – С-П: ГАФК им.П.Ф.Лесгафта, кафедра спортивных игр, 1997г.

5.Гомельский А.Я. Докажу правоту победой – М: Советская Россия, 1987г.

6.Гомельский А.Я. Управление командой в баскетболе – М: Физкультура и спорт, 1976г.

7.Под редакцией Семашко Н.В. Баскетбол – М: Физкультура и спорт, 1976г.

8.Эйнгорн А.Н. Советы тренера – М: Физкультура и спорт, 1958г.
13PAGE 15


13PAGE 142815