Разработка учебно-методического пособия для применения его на практике в учебно-воспитательном процессе, как одно из направлений здорового образа жизни.


Государственное образовательное учреждение
Тульской области
«Первомайская кадетская школа»
ГИМНАСТИКА МОЗГА
Разработка учебно-методического пособия для применения его на практике в учебно-воспитательном процессе, как одно из направлений здорового образа жизни.
Подготовила:
педагог доп. образования
Преснякова Н.А.
г.Щекино, п. Первомайский
2015г.

Разработка учебно-методического пособия для применения его на практике в учебно-воспитательном процессе, как одно из направлений здорового образа жизни.
Ознакомительную часть можно провести в форме мастер класса, выступления на собрании, педсовете, классного часа, как часть темы по укреплению ЗОЖ.
Цели:
- расширить кругозор педагогов (учащихся);
- познакомить с принципом работы данной гимнастики;
- показать на практике выполнение более интересных упражнений.
Уважаемые педагоги (воспитанники), этот материал может использоваться как полностью, так и отдельными упражнениями на уроках, перед проведением проверочных работ и в свободное от уроков время. Используя упражнения из данной гимнастики, вы не только повысите результаты своей работы, но и поможете, воспитанникам настроится на учебу, поможете снизить эмоциональное напряжение.
Прежде чем перейти непосредственно к упражнениям, рассмотрим, как работает наш мозг, для этого условно разделим его на 4 части: левую и правую, переднюю и заднюю. Не вдаваясь в теоретический обзор, отметим только то, что нас будет интересовать. Левое полушарие мозга отвечает за управление правой половиной тела, а правое полушарие мозга - левой, то есть, когда мы действуем правой рукой активизируем левое полушарие, а когда двигаем левой рукой, то активизируем правое полушарие. То же самое касается глаз, ног и т.д. Так же левое полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, а правое за пространственно-образное мышление. Когда мы анализируем, считаем и говорим, то более активно работает левое полушарие, а когда рисуем, фантазируем, танцуем и молчим – активно правое полушарие (Рис.1).

Рис.1. Функции левого и правого полушарий
Распределение активности между полушариями постоянно чередуется. Максимальная же эффективность работы мозга (творчество, интуитивные прозрения) достигается в моменты одновременной активности обоих полушарий.
1 — плечевое сплетение; 2 — передняя лестничная мышца; 3 — ключица; 4 — I ребро; 5 — место компрессии; 6 — подключичная вена; 7 — подключичная артерия.

Рис. 2. Реберно-ключичный.
Гимнастика мозга - это двигательные упражнения, которое направлены на повышение активности ребенка, развитие межполушарных связей, улучшение зрительно-моторной координации, регуляцию дыхания и т.п. Но помимо этого, всеми, использующими этот метод, отмечается также повышение уровня эмоционального благополучия, снижение эмоциональной напряженности, снятие телесных «зажимов», увеличение степени принятия себя, что в итоге приводит к повышению уровня интегрированности личности. Все это особенно важно для детей, воспитывающихся без родителей, или вдали от них.
Хорошие результаты достигаются во многом за счет того, что дети с удовольствием включаются в работу, выполняют упражнения, в которых нельзя быть неуспешными.
«Гимнастика мозга» представляет собой фрагмент кинесиологии - направления медицинской психотерапии. Применительно к системе образования (образовательная кинесиология) разработана эта гимнастика П.Деннисоном. Применение этой методики К.Ханнафорд на группе слабо успевающих детей показало, что при ежедневных 5-10 минутных занятиях на протяжении года 50% таких учеников резко повысили показатели по математике, чтению и другим школьным предметам. При этом было зафиксировано значительное повышение самооценки и рост способности детей концентрироваться на выполняемом задании.
«Гимнастика мозга» П.Деннисона подробно описана в целом ряде изданий.
Приведем некоторые из основных упражнений. Обратим внимание на то, что все объяснения педагог должен сопровождать показом того, как именно выполнять упражнения.
Начинают гимнастику с упражнений, создающих позитивную мотивацию.

Упражнение 1. «Кнопки мозга»
Правая ладонь кладется на пупок, а левая - на грудь. Рука на пупке позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести тела. Здесь расположены мышцы, играющие важную роль в поддержании. Упражнение приводит в готовность вестибулярный аппарат.
Большой и указательный палец второй руки легко массирует углубление между первыми и вторыми ребрами в зоне под ключицами, слева и справа от грудины. Это стимулирует приток крови через сонные артерии к мозгу. Это и есть «кнопки мозга», которые находятся как раз над тем местом, где разветвляются две сонные артерии. (Рисунок 2.)
Упражнение приводит в готовность вестибулярный аппарат, который активизирует мозг, подготавливая его к восприятию сенсорной информации.

Упражнение 2. «Перекрестные шаги и прыжки»
Упражнение желательно выполнять очень медленно. Его можно проводить под музыку или пение. Шагайте или прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А в такт движения левой ноги - правая рука. Шагайте или прыгайте вперед, вправо, влево, назад, двигая глазами во всех направлениях.
Возможны любые вариации: шагая или прыгая, прикасаться локтем правой руки к колену левой (и наоборот) и т.п. (см. рисунок).
Для детей, которым плохо понимают, как надо выполнять упражнение, можно использовать цветные наклейки, наклеив, например, красные кружочки на правую руку и левую ногу, а зеленые - на левую руку и правую ногу.
Это упражнение способствует сбалансированной активизации нервных путей мозолистого тела головного мозга.
Автор «Гимнастики мозга» П.Деннисон обнаружил высокий уровень корреляции между неспособностью делать перекрестные шаги и проблемами учения. Он показал также, что часто стресс разрушает перекрестно-латеральные навыки.
По мнению доктора нейрофизиологии К.Ханнафорд, изучавшей «Гимнастику мозга», «если выполнять упражнение регулярно, в мозолистом теле образуется большое количество нервных путей, связывающих оба полушария быстрее и более интегрировано, делая возможным причинно обусловленный уровень мышления».

Упражнение 3. «Крюки»
Это упражнение можно делать стоя, сидя или лежа. Дается следующая инструкция: «Скрестите лодыжки так, чтобы было удобно (например, в положении «сидя» положите правую лодыжку на левую или левую на правую). Затем скрестите руки на груди, соедините пальцы в «замок» и выверните руки. . Для этого вытяните руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Теперь перекрестите руки, возьмите пальцы в замок. Затем опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Находясь в этом положении, прижмите язык к твердому небу за верхними зубами».
К.Ханнафорд отмечает, что это сложное перекрестное движение оказывает на мозг то же интегрирующее действие, что и «Перекрестные шаги». Когда язык прижимается к небу, это «возбуждает средний мозг, который находится прямо над твердым небом, а также помогает избавиться от напряжения в языке, вызванного несбалансированной позой.
К.Ханнафорд рассказывает, что когда она работала консультантом в школе, то ввела правило «двухминутки». Если к ней приводили учеников (от 5 до 15 лет), которые плохо себя вели или дрались, они должны были сидеть в позе «Крюков» в течение двух минут, прежде чем начать разговор. «Такое правило, - пишет К.Ханнафорд, - способствовала сознательному переключению внимания, активизации моторной коры больших полушарий за счет снижения возбуждения в центрах выживания и рептильном мозге и снижения таким образом выработки адреналина» Уже через две минуты дети были способны понять точку зрения другого и свою собственную.
Это упражнение полезно и взрослым, когда они испытывают стресс, хотят успокоиться. Педагоги могут его использовать для переключения внимания учеников после перемены, уроков физкультуры и т.п.

Упражнение 4. «Ленивые восьмерки» для письма
Для выполнения этого упражнения нужны доска и мел или прикрепленный к стене большой лист бумаги и карандаш. Необходимо непрерывным движением нарисовать «восьмерку», лежащую на боку (знак бесконечности). Рисование начинается от центра, затем идет против часовой стрелки - вверх, влево и обратно через низ к центральной точке. Далее рисунок продолжается от центра вправо - верх по часовой стрелке, в сторону по окружности и вновь возврат в исходную точку. Во время рисования необходимо следить за рукой, рисующей восьмерку, слегка поворачивая голову.
Сначала три восьмерки рисуются левой рукой, затем три - правой, а затем три - двумя руками вместе.
Лучше всего рисовать «восьмерки» крупными.
Это упражнение активизирует оба глаза и интегрирует оба зрительных поля - левое и правое, способствует развитию навыка пересечения среднего зрительного поля, процесса слежения глазами.расслаблению мышц кистей, предплечий и плеч, стимулирует тактильную чувствительность.
Упражнение 5. «Ленивые восьмерки» для глаз
В этом случае «восьмерки» чертятся в воздухе. Упражнение заключается в слежении глазами за движущимся большим пальцем, описывающем восьмерку. Детям дается следующая инструкция: «Встаньте. Выставите руку вперед, поднимите большой палец на уровне переносицы примерно на расстоянии локтя и рисуйте в воздухе лежащую на боку восьмерку. Движения должны быть медленны. Думайте о том, что вы делаете. Держите голову прямо, но не напрягайтесь. За движениями большого пальца следите только глазами. Восьмерка должна быть большой. Но при этом вы все время должны видеть свой большой палец. Он должен идти по краю того, что вы вообще видите. Большой палец начинает свое движение от центра и идет вверх, затем следует против часовой стрелки вниз и возвращается в центр. Затем аналогично по часовой стрелке - вверх - вправо - вниз – в центр». Движения необходимо повторить не менее трех раз каждой рукой. После этого сцепите руки в замок: большие пальцы направлены вверх и образуют букву «Х». Проделайте то же упражнение сцепленными руками.
«Ленивые восьмерки» часто сложно даются людям, которые испытали сильны стресс, но именно для них это очень полезно.
Эти упражнения снимают усталость глаз, напряжение в мышцах шеи и боль в спине, которые часто бывают следствием долгого сидения за партой, компьютером и т.п.

Упражнение 6. «Слон»
При выполнении этого упражнения левое ухо прижимается к левому плечу так плотно, чтобы можно было держать лист бумаги. Затем левая рука вытягивается, как хобот. Колени расслаблены, а рука рисует «ленивую восьмерку», начиная от центра, идя вверх и против часовой стрелки. При этом глаза следят за движениями кончиков пальцев. Упражнения надо выполнять медленно, 3-5 раз левой рукой и столько же раз правой рукой.
По мнению доктора нейрофизиологии К.Ханнофорд, изучавшей действие «Гимнастики мозга», «Слон» - одно из интегрирующих упражнений. Оно активизирует целостную систему «интеллект-тело» и обеспечивает ее сбалансированность. «Движения осуществляются, - пишет К.Ханнофорд, - в основном центральными мышцами корпуса, что возбуждает вестибулярный аппарат, особенно полукружные каналы уха. Упражнение также задействует координацию «руки- глаза». Оно активизирует работу базального ганглия лимбической системы, мозжечка, сенсорных и моторных зон коры и, особенно, лобных долей мозга. Зрительная информация, поступающая в мозг, активизирует затылочную долю. А если к этому упражнению добавить «слоновьи звуки», то возбуждаются слуховые механизмы височных долей мозга» (1999, с.139).
«Слон» особенно рекомендуется людям с нарушениями концентрации внимания.

Упражнение 7. «Думающий колпак»
Большим и указательным пальцем мягко оттягивают назад и , слегка массируя, заворачивают ушную раковину. Массаж начинают с верхней части уха и постепенно, перехватывая пальцами, доходят до мочки.
Упражнение активизирует механизм слухового восприятия и способствует развитию памяти. Как пишет К.Ханнафорд, «связь между слухом в височной доле и памятью в лимбической системе очень сильна. Студенты в Гавайском университете выяснили, что «Думающий колпак» очень помогает им, когда необходимо вспомнить какую-либо техническую информацию для реферата или теста, Они делали это упражнение каждый раз, когда я говорила им: «Я прошу вас запомнить эту информацию. Часто, когда я не могу вспомнить имя автора или ссылку для статьи, я делаю «Думающий колпак», и ответ сам всплывает у меня в памяти. Простое действие физического стимулирования тактильных рецепторов наружного уха пробуждает весь механизм слухового восприятия (Специалисты по акупунктуре насчитывают более 148 точек, расположенных на ухе, которые соответствуют различным частям тела).

Упражнение 8. «Энергетическая зевота»
Инструкция: «Представьте, что вы готовы зевнуть. Закройте глаза и помассируйте указательным и средним пальцами зоны соединения нижних и верхних коренных зубов. Сделайте глубокий расслабляющий звук зевоты и массируйте эти мышцы. Сделайте упражнение 3-6 раз».
Через сустав, соединяющий верхние и нижние челюсти (место, которые массируется в этом упражнении) проходят стволы пяти основных черепных нервов, которые собирают сенсорную информацию глазных мышц, языка, рта и активизируют мышцы лица, глаз и рта. «Энергетическая зевота» расслабляет все лицо и поэтому сенсорная информация поступает в большем объеме. Расслабление мышц и снятие напряжения в челюстно-височном суставе существенно улучшает функционирование глаз, лицевых мышц и рта. Это упражнение полезно для детей, испытывающих трудности при обучении чтению.

9. «Помпа»
Помпа - упражнение, способствующее расслаблению икроножной мышцы ноги. Это упражнение способствует восстановлению естественной длины сухожилий стоп, которая сокращается в ситуации стресса.
Инструкция: «Встаньте. Обопритесь руками на стену или на спинку стула. Поставьте одну ногу позади корпуса тела, а другую впереди. Делайте выпады, сгибая в колене ногу, находящуюся впереди. Нога, расположенная сзади, должна быть выпрямлена. Держите корпус прямо. Вначале упражнения пятка ноги, расположенной сзади, оторвана от пола, и вес тела приходится на ногу, выставленную вперед. Далее вес с этой ноги переносится на ногу, расположенную сзади, а пятку надо постараться опустить на пол. Делайте выдох при движении, когда пятка опускается, м вдох, когда нога расслабляется, и пятка поднимается от пола. Повторить упражнение три раза или более».
Было показано, что упражнение способствует улучшению вербальных навыков и значительно облегчает коммуникацию детей с дефектами речи или симптомами аутизма. Работая с подростками, П.Деннисон обнаружил позитивное влияние этого упражнения в случаях, когда подростки не могли выразить свои мысли с помощью слов или вербально описать знакомый им материал.
10. «Энергетизатор»
Инструкция. «Для того чтобы выполнить это упражнение сядьте за стол, положите на него руки, наклоните подбородок к груди так, чтобы ощутить, как растягиваются мышцы спины и расслабляются плечи. Затем с глубоким вдохом запрокиньте голову назад, и прогните спину так, чтобы развернулась грудная клетка. После этого сделайте выдох, расслабьте спину и опустите подбородок к груди.
Повторите упражнение не менее трех раз, отслеживая, насколько легче становится выполнять его после повторений. Сосредоточьтесь на дыхании как источнике вашей силы. Помните, что нужно начинать дышать как бы от основания позвоночника (покажите, где находится основание позвоночника).
Упражнение повышает концентрацию внимания, активизирует вестибулярный аппарат, усиливает циркуляцию кислорода.

11. «Сова»
Инструкция: «С силой сожмите левой рукой правое плечо. Расслабьте мышцы шеи. Медленно поворачивайте голову налево, потом направо. Подбородок держите прямо. Голова при поворотах налево и направо достигает крайних позиций и опускается вниз, когда проходит серединную линию тела. Повторите то же самое с другим плечом».
Это упражнение удлиняет мышцы шеи и плеч, восстанавливает в них нормальное кровообращение, повышает циркуляцию крови в мозге и таким образом способствует концентрации внимания, улучшает память, мышление.
Привлекательность «Гимнастики мозга», по мнению многих авторов, состоит в ее простоте и практичности. Упражнения полезно проводить в любое время, чтобы повысить эффективность того, что делаешь в данный момент. Все упражнения программы следует выполнять легко и свободно, так, как у каждого получается. При проведении этой гимнастики педагогу важно следить за тем, чтобы дети правильно понимали инструкцию. Следует также обратить внимание на то, что занятия проходили при положительном эмоциональном настрое. Исключаются всякая критика, отрицательные оценки. Возможны только поддерживающие реплики: «Молодцы!», «Как хорошо у вас получается! и т.п.

Используемые упражнения из «гимнастики мозга»
на занятиях по лечебной физической культуре
инструктором ЛФК Пресняковой Н.А..
1. «Кнопки мозга»
Правая ладонь кладется на пупок, а левая - на грудь. Рука на пупке позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести тела. Упражнение приводит в готовность вестибулярный аппарат. Большой и указательный палец второй руки легко массирует углубление между первыми и вторыми ребрами в зоне под ключицами, слева и справа от грудины. Это стимулирует приток крови через сонные артерии к мозгу.
Упражнение приводит в готовность вестибулярный аппарат, который активизирует мозг, подготавливая его к восприятию сенсорной информации.
2. «Перекрестные шаги и прыжки»
Упражнение желательно выполнять очень медленно. Его можно проводить под музыку или пение. Шагайте или прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А в такт движения левой ноги - правая рука.
Возможны любые вариации: шагая или прыгая, прикасаться локтем правой руки к колену левой (и наоборот) и т.п.
Это упражнение способствует сбалансированной активизации нервных путей мозолистого тела головного мозга.
3. «Крюки»
Это упражнение можно делать стоя, сидя или лежа. Дается следующая инструкция: «Скрестите лодыжки так, чтобы было удобно (например, в положении «сидя» положите правую лодыжку на левую или левую на правую). Затем скрестите руки на груди, соедините пальцы в «замок» и выверните руки. . Для этого вытяните руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Теперь перекрестите руки, возьмите пальцы в замок. Затем опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Находясь в этом положении, прижмите язык к твердому небу за верхними зубами».
4. «Думающий колпак»
Большим и указательным пальцем мягко оттягивают назад и , слегка массируя, заворачивают ушную раковину. Массаж начинают с верхней части уха и постепенно, перехватывая пальцами, доходят до мочки. Упражнение активизирует механизм слухового восприятия и способствует развитию памяти
5. «Энергетизатор»
Инструкция. «Для того чтобы выполнить это упражнение сядьте за стол, положите на него руки, наклоните подбородок к груди так, чтобы ощутить, как растягиваются мышцы спины и расслабляются плечи. Затем с глубоким вдохом запрокиньте голову назад, и прогните спину так, чтобы развернулась грудная клетка. После этого сделайте выдох, расслабьте спину и опустите подбородок к груди.
Повторите упражнение не менее трех раз, отслеживая, насколько легче становится выполнять его после повторений. Помните, что нужно начинать дышать как бы от основания позвоночника (покажите, где находится основание позвоночника).
Упражнение повышает концентрацию внимания, активизирует вестибулярный аппарат, усиливает циркуляцию кислорода.
6. «Сова»
Инструкция: «С силой сожмите левой рукой правое плечо. Расслабьте мышцы шеи. Медленно поворачивайте голову налево, потом направо. Подбородок держите прямо. Голова при поворотах налево и направо достигает крайних позиций и опускается вниз, когда проходит серединную линию тела. Повторите то же самое с другим плечом».
Это упражнение удлиняет мышцы шеи и плеч, восстанавливает в них нормальное кровообращение, повышает циркуляцию крови в мозге и таким образом способствует концентрации внимания, улучшает память, мышление.
7. «Акцент»
Упражнение с грецкими орехами или небольшими плотными шариками (2 штуки). Всеми пальцами катать орехи по внутренней и внешней сторонам ладоней по часовой и против часовой стрелки.
Таблица функциональной направленности упражнений «ГИМНАСТИКА МОЗГА»
УПРАЖНЕНИЯ Сферы воздействия
Активное слушание Понимающее чтение Письмо Математика Выполнен.дом. заданий Творч. мышление Выполнеконтрол работ Быстрое чтение Навыки самосознания Координация тела
Кнопки мозга + + + Ленивые восьмерки + + + Слон + + + Брюшное дыхание + +
Энергетизатор+
Сова + + + + Помпа икр ног + + + + Перекрестн. шаги + + + + +
Энергетическая зевота + +
Крюки + + + +
Думающий колпак + + + + + + + Используя в работе с детьми 11–14 лет гимнастику мозга и методы лечебной физической культуры, на практике видны явные сдвиги в работе с опорно-двигательным аппаратом. Просматривается значительное повышение самооценки и рост способности детей концентрироваться при изучении нового материала по ЛФК, на выполнение основного комплекса упражнений. Получается, что для укрепления здоровья детей используется мягкий комплекс мероприятий направленный на разумное сочетание в учебно-воспитательном процессе, профилактическую работу по коррекции заболеваний и предоставлении возможностей для полноценных занятий спортом. Очень надеюсь что ВЫ обратите должное внимание на «Гимнастику мозга» и будите успешно применять ее не только в работе, но и в обычной жизни. Желаю удачи!
ЛИТЕРАТУРА.
1. Деннисон П. И., Деннисон Г. Гимнастика мозга [Электронный ресурс]: Просто в непростом.рф – Режим доступа: http://tao-online.net/gimnastika-mozga/.
2. Подготовка к обучению. Гимнастика мозга / BrainGym [Электронный ресурс]: СПбГМТУ Среднетехнический факультет – Режим доступа: http://stf-smtu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=99&Itemid=141.