Сравнительный анализ системы образования стран Европы, США и Казахстана


4908550-200025АлгуатоваШолпан Маратовна
«Сравнительный анализ системы образования стран Европы, США и Казахстана»
Разнообразие систем школьного образования в мире в целом выше, чем высшего. Во многом это объясняется отсутствием большой необходимости стандартизации для облегчения международного взаимодействия на уровне учреждений среднего образования. Количество лет обучения, система оценивания знаний, преподаваемые дисциплины и содержание учебных программ – все это может сильно отличаться от страны к стране. К сожалению, эти различия зачастую создают определенные трудности при поступлении в заграничные университеты. Конечно, в рамках этой статьи невозможно дать полный обзор всех существующих систем школьного образования, однако можно выделить те общие моменты, на которые следует обратить особое внимание при подготовке к поступлению в зарубежный университет.
В Казахстане и других странах СНГ, как известно, существуют 3 ступени школьного образования: начальное общее, основное общее и полное (среднее) общее. При рассмотрении образования в Америке, большинстве стран западной Европы, а также Австралии и Японии, оказывается, что школьное образование в этих странах также имеет три уровня: начальная, средняя и старшая школы. Как и в случае Казахстана, первые две ступени являются обязательными; целью же третьего уровня является подготовка школьников к получению высшего образования. Однако на этом сходство заканчивается, ибо, уже начиная с начальной школы, прослеживаются четкие различия между системами школьного образования в различных странах мира.
Рассмотрим каждую ступень школьного образования в странах Европы и США отдельно.
Начальная школа
Обычно обучение в начальной школе начинается в возрасте 5-6 лет и продолжается в течение 4-7 лет в зависимости от страны и даже региона. Наряду с государственными школами, как правило, не взимающими плату за обучение, существуют многочисленные платные частные школы. В католических и протестантских странах также имеются школы при церквях, дающие образование с религиозным уклоном. Большинство предметов, за исключением, физкультуры, музыки, изобразительного искусства, преподает один учитель. Среди обязательных к изучению дисциплин в начальных школах большинства государств мира можно выделить национальный язык (овладение речью, чтение, письмо), арифметика, физкультура, искусство (музыка, рисование и т.п.).
Частные школы нередко вводят в программу некоторые дополнительные предметы, например религиоведение, светскую этику. В некоторых странах, таких как, например, Япония, уже на данном этапе уделяется изучению азов естественных наук. Однако в Европе и Америке эти дисциплины не входят в число обязательных, поэтому их преподают в весьма ограниченном объеме и далеко не во всех школах. Школьная форма, как правило, является необязательной (даже в Японии). Количество уроков в день – от 3-4 до 7 (во Франции; при этом в занятиях предусмотрен двухчасовой перерыв). Обычно школу ученики посещают 5 дней в неделю, при этом выходные могут быть как в конце, так и в середине недели.
Стоит отметить, что результаты обучения в начальной школе не оказывают серьезного влияния на дальнейшие образовательные «возможности» ученика. Исключение составляет Германия, где по окончании начальной школы (в 11-12 лет) учеников в зависимости от способностей к обучению распределяют в так называемые «Главные школы» (наиболее низкие результаты; обучение до 15-16 лет, затем работа либо обучение в профтехучилище), «Реальные школы» (средние результаты; обучение до 15-16 лет, затем обучение в техникуме) и гимназии (наиболее способные ученики, подготовка к поступлению в университеты).Средняя школа
Обучение на данной ступени занимает от 3 (США) до 6 (Германия) лет. Характерной особенностью (по сравнению с системой образования Казахстана) является появление у учеников возможности выбора предметов для изучения, хотя на этом этапе большинство изучаемых дисциплин являются все же обязательными. Среди обязательных предметов следует отметить математику, национальный и английский язык, естественные (физика, химия, биология) и социальные науки (история и география). Среди предметов по выбору – иностранные языки, технология, искусства. Кроме того, существует практика разделения учеников на обыкновенный и продвинутый потоки (США). В «продвинутых» классах материал проходится быстрее, и объем домашних заданий выше.
В большинстве государств отсутствуют единые учебные пособия – вопрос о том, какие учебники использовать, решается на уровне штата/федеральной земли (характерно для федеративных государств – США, Германии), либо на уровне школ. По окончании средней школы можно пойти обучаться в профессиональные лицеи (и аналогичные заведения, такие, как профессиональные лицеи), либо продолжить обучение в старшей школе для поступления в университет.
В некоторых странах граница между средней и старшей школой довольно условна, как, например, в Германии, где обучение после 15 лет имеется только в гимназиях, в которые поступают в возрасте 11-12 лет. В США и Японии большая часть школьников идет в старшую школу, т.к. никаких вступительных испытаний не предусмотрено. В Англии, однако, существует экзамен CommonEntranceExamination, успешная сдача которого необходима для продолжения обучения в старшей школе.
Старшая школа
Обучение за границей в старшей школе напрямую связано с последующим поступлением в высшие учебные заведения и, как правило, занимает 2-4 года. Для этой ступени школьного образования в Западной Европе и Америке характерна большая свобода учеников в выборе изучаемых дисциплин. Эта свобода реализуется различными способами. Например, в США школы устанавливают минимальные критерии, необходимые для получения диплома (определенное количество лет изучения естественных наук, математики, литературы, социальных наук, физкультуры). При этом каждый университет включает в правила приема дисциплины, которые необходимо освоить в школе, что помогает ученикам выбрать, какие предметы изучать дополнительно и в каком объеме. Интересным фактом является то, что в США для поступления в вуз, как правило, необходимо 2-4 года изучения иностранного языка, что еще раз подчеркивает важность этого компонента образования, даже если Ваш родной язык – английский.
В английской старшей школе (A-levels) обязательных к изучению и сдаче предметов нет вовсе – все определяется требованиями университетов, в которые намеревается подавать заявление будущий абитуриент, а также его личными предпочтениями (т.к. обязательное число экзаменов может быть выше количества требуемых вузом предметов). Это означает, что решение о будущей специализации нельзя принимать в конце выпускного класса, как это часто происходит у нас. Собственно, процесс поступления в Великобритании начинается примерно за год до планируемого начала обучения в университете.
Ниже приведена таблица, позволяющая сравнить структуру школьного образования в четырех странах мира, а также в Казахстане. Из этой схемы можно сделать вывод, что во многих государствах дети проводят в стенах школ больше времени, чем у нас. Именно этим фактом (а не содержанием школьной программы) объясняются требования многих зарубежных университетов о наличии 12-летнего образования. Вышесказанное не относится к США – туда можно поступать после 11 классов.
Структура школьного образования.
Таблица 1.
Возраст Англия США Германия Япония Казахстан
5-6  Primary School Elementary School      
 6-7 GrundschuleНачальная школа Начальная школа
 7-8  8-9  9-10  10-11 Gymnasium Основная школа
 11-12 Secondary School Middle School  12-13 Средняя школа  13-14  14-15 HighSchool 15-16 Старшая школа Старшие классы
 16-17 Sixth form college Gymnasium  17-18  
 18-19        
Кол-во лет в школе 12 (1-ый год в начальной школе не в счет) 12 (1-ый год в начальной школе не в счет) 13 12 11
Системы оценивания.
Еще одно отличие в системе образования разных стран – система оценивания. Системы оценки знаний отличаются огромным разнообразием. Это разнообразие так же вызывает трудности при поступление в иностранные учебные заведения.
Наиболее близка казахстанская система оценки знаний к немецкой – по крайней мере, в обоих используются цифры. Есть, правда, два «но»: у немцев шкала 6-ти балльная, и наивысшей оценкой является 1 (отлично). Остальные баллы: 2 – хорошо, 3 – достаточно неплохо, 4 – удовлетворительно, 5 – неудовлетворительно, но имеются начальные знания, 6 – неудовлетворительно. Интересный факт: впервые система оценки знаний по какой-либо шкале возникла в иезуитских школах именно в Германии, и состояла она из 3 баллов (1 – наивысший балл).
В США используется система оценок, состоящая из 5 пунктов: A (отлично), B (хорошо), C (удовлетворительно), D (плохо), F (неудовлетворительно). Также распространена практика добавления к оценкам + или -. Эта схема наиболее распространена, хотя существует еще и процентная система (оценкой является, например, процент правильных ответов теста). Тем не менее, все альтернативные схемы имеют таблицы перевода баллов в буквенные оценки. В Казахстане такая система оценивания знаний используется в ВУЗах с момента внедрения кредитной системы обучения.
Одной из наиболее изощренных систем оценивания знаний является 100-балльная японская. Принципиальное ее отличие состоит в том, что индивидуальные успехи ученика здесь не оцениваются, а определяется некий усредненный уровень знаний всего класса, таким образом, оценка ставится классу, а не школьнику.
Каждая из описанных систем образование успешно используется в своей стране. Сравнивая и изучая системы образования разных стран, я выделила для себя положительные и отрицательные моменты.
Таблица 2.
Страна + -
Англия В старших классах обязательных к изучению и сдаче предметов нет вовсе – все определяется требованиями университетов, в которые намеревается подавать заявление будущий абитуриент, а также его личными предпочтениями. Обучение ведется узконаправленно. В начальной школе естественные науки не входят в число обязательных.
США В 11 классе ученики выбирают дополнительные предметы из довольно широкого списка, а также предметы для углубленного изучения (например, можно изучать гостиничный менеджмент) В 12 классе большое внимание уделяется обучению тому, как подавать документы в вуз. В каждой школе имеется консультант, с которым школьник может обсудить свои планы и процесс поступления. Отсутствуют единые учебные пособия.
Германия Обучение с 5 по 13 класс происходит в гимназиях. Эти учебные заведения бывают классическими, а также с углубленным изучением отдельных дисциплин: математики, естественных наук, гуманитарных предметов. Существуют также спортивные и музыкальные гимназии. По окончании начальной школы (в 11-12 лет) учеников в зависимости от способностей к обучению распределяют в так называемые «Главные школы» (наиболее низкие результаты; обучение до 15-16 лет, затем работа либо обучение в профтехучилище), «Реальные школы» (средние результаты; обучение до 15-16 лет, затем обучение в техникуме) и гимназии (наиболее способные ученики, подготовка к поступлению в университеты). Что уже изначально определяет будущее ученика и подавляет стремление.
Япония Уже в начальной школе изучаются азы естественных наук. Старшая школа и среднее образование являются платными, независимо от того, частное это заведение или государственное. Система оценивания знаний способствует жесткому подавлению индивидуальности учащихся.
Казахстан Для повышения уровня знаний ведется внедрение методов передовых стран со схожей экономикой. Открываются новые школы, в которых обучение ведется на 3 языках. Нет компонента по выбору.
Список использованных источников:
1 Сравнительная педагогика. Высшее образование за рубежом. Андреева В. И. – Минск, 1999г.
2 Проблемы интеграционного процесса Республики Казахстан в мировое образовательное пространство: состояние и новая реформа науки и образования. Кулекеев Ж. – Казахстан и современный мир, 2004 г.
3 Система образования Республики Казахстан. Король Д. Ю.
4 Образовательная политика. Мынбаева А. К., Таубаева Ш. Т., Булатбаева А. А., Анарбек Н. А.