Урок музыки по теме Наш гость-танец


Урок музыки по теме "Наш гость-танец"
учитель музыки Нохрина Н.Н.
Ход занятия
Цель урока: Познакомить с музыкальным жанром танец. Задачи:
Обучающие:
-Познакомить детей с творчеством М.И. Глинки
-Формировать знания о жанрах в музыке.
Развивающие:
- Корригировать отклонения интеллектуального развития;
- Совершенствовать певческие навыки; -Развивать память, через прослушивание пройденного материала.
- Развивать эмоциональную отзывчивость и реагировать на музыку.
Воспитательные
- Формировать интерес к русской музыкальной культуре, к творчеству русских композиторов. - Воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны.
Тип урока: Объяснение нового материала.
1.Музыкальное приветствие и разминка
2.Повторение пройденного материала.
-Ребята, как называются знаки, которыми записывается музыка? (ноты)
-Для начала я хочу, чтобы мы с вами вспомнили стишок, который я прочитала вам на прошлом уроке. Там перечисляются все названия нот, помогите мне, ребята, прочитать этот стишок.
Есть всего семь нот на свете –
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Ты запомни ноты эти
И в тетрадку занеси.
Н. КончаловскаяРебята, вы запомнили имена всех нот? Тогда повторите их со мной ещё раз, а я на нотоносце буду показывать каждую из них указкой.

Есть очень смешная песенка про ноты. Я вам её сейчас напою.
«До, ре, ми, фа, соль, ля, си,
Кошка едет на такси.
Заплатила сто рублей
И поехала в музей.
А весёлые котята
К ней уселись позади
И проехали бесплатно
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
3.Знакомство с нотным материалом-нотопись18940533721300А вот перед вами другие нотные записи –фразы в нашей музыкальной разминке. Обратите внимание на то, как они пишутся. Куда идет голос в фразе «а-у» у
а
(Вверх)
Вот и ноты это показывают: первая нота записана ниже на нотоносце, а вторая-выше. Здесь мелодия плавная, или в ней есть скачок? (Есть скачок)
И это отражено в нотах-они расположены не рядом, как в том звукоряде, а через расстояние.
Посмотрите на второе распевание «Ку-ку». Куда в этой фразе идёт голос-вверх или вниз?
6175372327280
ку

ку
(Вниз)
Как это показано в нотах? (Первая нота написана высоко, а вторая- ниже)
Мелодия плавная или скачком?
(Скачком, что отражено в нотах)
4. Понятие о форме.
-Какое музыкальное произведение вы слушали и исполняли на прошлом занятии?
(«Марш деревянных солдатиков» композитора П.И. Чайковского)
-Какая это была музыка по своему жанру? (Марш)
-Какой у неё был характер? (Кукольный, военный, четкий)
Слушают произведение. «Марш деревянных солдатиков»
Вы обратили внимание на то, как построен марш? Вначале идёт одна мелодия, потом на смену ей приходит другая. Но в конце вновь возвращается первый напев.
Значит, в этом произведении три части, а первая и третья повторяются.
(запись схемы «Марша деревянных солдатиков»:1,2,1.)
-Отличается ли немного по характеру первая и вторая части?
(Да, первая часть- светлая, решительная. Вторая- темная, мрачная)
А третья часть вновь возвращает настроение начала произведения. Значит, такую разницу в их характерах можно изобразить схемой
Это произведение состоит из двух частей – ведь первая и третья в ней одинаковые. 1.2.1.
4.Импровизация
Ваше следующие задание «Ты - композитор». Это значит, что сейчас вы вновь займетесь сочинением музыкальной мелодии на фразу, которую я вам скажу.
«Раз, два-труба зовёт
Раз, два-труба поёт»
(Разбор характера художественного образа и возможных музыкальных характеристик будущей мелодии. Мелодия должна быть маршевая, ритмичная, скачкообразная. После чего учащиеся демонстрируют свои варианты напевов и определяют, чей вариант оказался наиболее точным)
5. Новый материал – знакомство с понятиями «танец», «полька». Признаки жанра танец.
-На прошлом уроке мы с вами познакомилась с музыкальным жанром-марш.
-Вспомните, как вы определяли, что звучащая музыка-марш? (под такую музыку можно маршировать, шагать)
Сегодня мы с вами встретимся с новым музыкальным жанром, который называется танец.
Под маршевую музыку можно маршировать, а под танцевальную?
(Под танцевальную музыку- танцевать).
-Верно.
(Прослушивание «Польки» М. И. Глинка).
-Какой прозвучал кит? (Танец)
-Кто был исполнителем и на каком инструменте? (Исполнителем были Вы, музыкальный инструмент-пианино)

-Какое настроение у музыки? Какой характер?
Дети выбирают слова: медленный, быстрый, тяжёлый, лёгкий, скучный, весёлый, топающий, скачущий.
Ребята, вы правильно определили характер:
быстрый
лёгкий
весёлый
скачущий.
-Мы с вами прослушали музыку, которая называется «Полька».
- Полька-танец необычный, когда её танцуют, то подпрыгивают. Это танец с прыжками.
Пришёл этот танец из страны, которая называется Чехия, главный город в этой стране Прага, а народ живущий в этой стране называют –чехи.

Русский композитор М.И. Глинка, написал свою польку, которую вы только что услышали. У неё замечательная мелодия, русский композитор М.И. Глинка написал много замечательной музыки, и мы с вами ещё не раз вернёмся к его творчеству.

(демонстрируется портрет М. Глинки)
-Давайте все вместе хором повторим его фамилию – Глинка.
(повторяют по взмаху учителя).
Давайте ещё раз прослушаем «Польку» и тихонько прохлопайте ладонями ритм музыки.
(Повторное слушание с дублированием ритмического рисунка)
6. Метроритмические движения
-Я прошу вас всех подняться, поставить руки на пояс и сделать несколько движений, подходящих для исполнения польки.
(Показ и разучивание танцевальных движений: подпрыгивание на месте с высоким подниманием бедра и со сменой ног)
-Прошу вас сесть.
7.Закрепление темы «Танец». Повторение пройденного материала. Метроритмические движения в характере.
- Вы уже знаете, как много в мире написано маршевой музыки. Вспомните, какие марши вы знаете?
военный марш.
свадебный марш.
спортивный марш
игрушечный марш
Мы с вами слушали «Марш деревянных солдатиков» под эту музыку солдаты могли бы маршировать на параде? (Нет)
-Какой композитор его сочинил? (П.И. Чайковский)

-Вы узнали, что есть такой жанр –танец. С каким новым танцем вы познакомились? (С «Полькой»)

-Кто из русских композиторов написал сочинил «Польку»? (Композитор М.И. Глинка.)

8. Выход из класса под «Польку» М. Глинки.