«Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся на уроках профессионально – трудового обучения (из опыта работы)»

Выступление «Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся на уроках профессионально – трудового обучения. Из опыта работы.»
на педсовете на тему «Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся» 30.12.2015 учителя профессионально – трудового обучения
ГОУ ЯО «Пошехонская школа – интернат» Смирнова В.В.

«Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться». В.А.Сухомлинский
Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации.
Ситуация успеха в учебной деятельности – это  включение каждого обучающегося в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развитие его возможностей, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу личности обучающегося. В основе ожидания успеха – стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое “Я”, свою позицию, сделать заявку на будущее.
Успешность выполняемой работы во многом зависит  от силы тех мотивов, которые побуждают человека к активному труду, поэтому перед выполнением какого-либо изделия всегда ставлю цель:  для чего изготавливаем изделие и куда оно пойдет. Приступая к изучению материала, ставиться цель – запомнить надолго, лучше навсегда. Установка на длительное запоминание информации обеспечит условия для лучшего запоминания, т.е. осознание обучающимися, для чего требуется запомнить изучаемый материал. Чем важнее поставленная цель, тем быстрее и прочнее происходит запоминание.
В процессе контроля за подготовленностью учащихся стараюсь создавать атмосферу особой доброжелательности при опросе, для некоторых ребят по необходимости снижаю темпа опроса, разрешаю дольше готовиться у доски. Другим ребятам предлагаю примерный план ответа или разрешаю пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Нельзя забывать о роли стимулирования оценкой, подбадривания, похвалы. Виды похвалы могут быть разнообразными: одобрение, устная и письменная благодарность, награда, ответственное поручение, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок. Похвала требует определенных условий ее применения, иначе может оказаться "медвежьей услугой" или быть непедагогичной.
Использую разные виды оценочной деятельности, они дают возможности в развитии у учащихся позитивной Я-концепции.
Личностная оценка: Это качественная оценка, своеобразная рецензия, в которой есть сравнение достигнутых ребенком результатов с его предыдущими результатами. Конкретно указано его продвижение, а недостатки переформулированы в цель. Именно этот вид оценки сохраняет уверенность ребенка в себе. Такая оценка не вызывает у него чувства неадекватности и в том случае, если у ребенка остаются затруднения. Правда, перед учителем стоит довольно трудная задача: недостатки гораздо легче заметить, чем продвижение ребенка.
Нормативная оценка: Это также качественная оценка, в которой отражено соответствие результата образовательным нормам и стандартам.
Комментированная оценка: Выставляется отметка и дается словесный комментарий. «5» твой ответ достаточно полный». Значение этого варианта оценки во многом зависит от комментария учителя.
Сопоставительная оценка: Вариант качественной оценки, где есть сравнение результатов одного ребенка с результатами более ранними. При этом неважно, в позитивном или негативном плане. Сравнение как прием оценивания формирует у ребенка адекватную самооценку.
Большое влияние на воспитание положительных качеств личности и полезных привычек имеет личный пример учителя, хорошая оснащенность учебных мастерских различными станками и электроинструментами. От того, что умеет сам учитель делать и как он сделает то или иное изделие во многом зависит интерес учащихся  к этому виду работ.  Учащиеся стараются повторить это выполненное задание. И, прежде чем дать задание или выполнение какого-либо изделия, это изделие выполняю сам в присутствии детей, чтобы ребята смогли представить весь технологический процесс изготовления, как оно будет выглядеть и для чего необходимо это изделие. Более чаще обращаюсь к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
В ходе самостоятельной работы на уроках по столярному делу разбиваю задания на дозы, этапы. Постоянно идёт стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих ребят. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления. Нужно внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость. Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной ни была, все равно должна быть скрытной.
В своей работе использую также такие приемы организации успеха:
прием «Лестница» Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет ученика вверх поступательно.
Алгоритм:
1 шаг: Психологическая атака. Суть - переломить состояние психологического напряжения. Создание условий для вхождения в эмоциональный контакт.
2 шаг: Эмоциональная блокировка. Суть - заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы. Главное – помочь ученику найти причину с позиции: “неуспех – случаен, успех – закономерен”, переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.
3 шаг: Выбор главного направления. Необходимо установить не только очаг психологического напряжения личности, но и определить пути его нейтрализации.
4 шаг: Выбор разных возможностей. Необходимо создать условия, при которых ученик, для которого создается ситуация успеха, имел бы примерно равные возможности проявить себя по сравнению с одноклассниками.
5 шаг: Неожиданное сравнение. Может сработать единожды.
6 шаг: Стабилизация. Суть – чтобы приятная для отдельного учащегося общая реакция удивления не оказалась единственной, чтобы неожиданная радость трансформировалась в сбывшуюся.

прием «Даю шанс»
Подготовленные ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно оценит, сумеет материализовать.

прием “Исповедь”
Применяют тогда, когда есть надежда, что искреннее обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный оклик. Здесь надо правильно спрогнозировать возможные реакции.

прием «Умышленная ошибка»
Можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.

прием «Авансирование»
Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе это - упреждающий контроль. Смысл - в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

прием «Холодный душ»
На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема могут сменяться расслаблением. Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Их ахиллесова пята – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для них «Холодный душ» может быть полезен.

прием «Общая радость» состоит в том, чтобы ученик достиг нужной для себя эмоциональной реакции коллектива (той, которая даёт возможность почувствовать себя удовлетворенным, стимулирует усилия). Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Радость тогда в радость, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка.

прием “Следуй за нами”
Смысл - разбудить дремлющую мысль ученика. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом, и результатом усилий.
Алгоритм:
1 шаг: диагностика интеллектуального фона. Пробуждение ума, когда ребенку хочется догнать ушедших вперед одноклассников.
2 шаг: выбор интеллектуального спонсора. Проще, прикрепить сильного ученика. Для этого нужен взаимный интерес, чтобы ученик не испытывал свою унизительную слабость перед одноклассником, у него существовал аванс доверия.
3 шаг: фиксация результата и его оценка. Необходимо, чтобы доброе дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку и самое главное – желание повторить, развить его.

прием “Эмоциональный всплеск”
Главная роль отведена учителю. Его слова, эмоциональный всплеск его стремления помочь ребенку, создать ситуацию успеха.

прием “Эврика”
Суть - создать условия, при которых ребенок, выполняя задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Заслуга учителя в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые задачи. Нужно помнить, что: успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку связи между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается;
ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, ума. Нужно внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость;
ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.

прием «Линия горизонта»
Если учитель подводит учеников к тому рубежу, у которого они могут сделать самостоятельный вывод и испытать радость от подобного “озарения”, значит, он создал ситуацию, в которой даже интеллектуально пассивный ученик может почувствовать себя творческой личностью.

Алгоритм создания ситуации успеха.
Технологически это обеспечивается рядом операций.
Подбадривающие слова и мягкие интонации, корректность обращений, открытая поза и доброжелательная мимика создают благоприятный фон, помогающий ребенку справиться с задачей.

Технологические операции создания ситуаций успеха
ОПЕРАЦИЯ
НАЗНАЧЕНИЕ
РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА

1.
Снятие страха
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь дела и оценки.
«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».
«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».
«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

2. Авансирование успешного результата
Помогает учителю выразить убежденность в том, что ученик обязательно справиться. Это внушает ребенку уверенность в свои силах.
«У вас обязательно получится»
«Я не сомневаюсь в успешном результате».

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности
Помогает ребенку избежать поражения.





«Возможно, лучше всего начать с..»
«Выполняя работу, не забудьте о..»

4. Внесение мотива
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта работа.
«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться»

5. Персональная исключительность.
Обозначает важность усилий ребенка в деятельности.
«Только ты и мог бы»
«Только тебе я и могу доверить»
«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой» 

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение.
Побуждает к выполнению конкретных действий.
«Нам уже не терпится начать работу»
«Так хочется поскорее увидеть»
«За дело! Приступаем!»

7. Педагогическая поддержка в процессе работы
Помогает справиться с трудностями.
Краткие реплики или мимические жесты

8. Высокая оценка детали.
Помогает эмоционально пережить успех какой-то детали.
«Тебе особенно удалось то объяснение».
«Больше всего мне в твоей работе понравилось»
«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».


15