БСП с отношениями противопоставления. Тире в БСП


Куанышева Г.К. учитель высшей катеогрии
КГУ «Бестерекская средняя школа-сад
с пришкольным интернатом имени М.Хасенова»
ВКО Урджарский район село Бестерек
Краткосрочный план по теме «БСП с отношениями противопоставления. Тире в БСП»
по русской речи
9 класс №1
Дата Тема урока БСП с отношениями противопоставления. Тире в БСП
Ссылки Календарное планирование, 9 класс, русский язык в казахской школе
Общая цель
Изучить правила постановки тире в сложных предложениях; на этой основе сформировать соответствующий пунктуационный навык в БСП с отношениями противопоставления.
Ожидаемый результат
Изучат правила постановки тире в сложных предложениях; на этой основе сформируются соответствующий пунктуационный навык в БСП с отношениями противопоставления.Умение выступать при защите коллективной работы, формулировать вопросы для приема «Бумеранг», учатся осознанному чтению при работе с текстом, высказывать свою собственную точку зрения при формативном оценивании через приём «Передай другому»
Ключевые идеи Индивидуальная и парная работа способствует раскрытию индивидуальных и лидерских качеств каждого ученика. Стратегии критического мышления «Бумеранг», «Снежный ком», «Эссе» способствую т логике мышления, формируют навыки умения делать выводы, анализируя языковой материал. Групповая работа формирует сотрудничество в группе. Использование ИКТ повышает интерес к предмету.
Источники и оборудование
 Презентация к уроку. Сообщения учащихся. Раздаточный материал по теме.
Содержание урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный момент.
Психологический настрой.
1 мин
-Здравствуйте, ребята! Садитесь! Кого нет сегодня в классе?
Послушайте песню. О чём эта песня?

Приветствуют учителя. Подают список отсутствующих учеников.
Настраиваются на позитив.
Деление группы по принципу «Байтерек, «Акорда», «Думан» «Пирамида».
2 мин Разбивает учащихся на групповую работу Учащиеся пересаживаются в новые группы
Проверка домашнего задания.
2 мин - Итак, скажите, какую тему мы изучили с вами на прошлых уроках?
Коллективная работа над составлением таблицы (запись на доске и в тетрадях)
Двоеточие в бессоюзном сложном
предложении
Схема правила «Проверочные» союзы и слова
1) [ ] : [причина] потому что, так как
2) [ ] : [пояснение] а именно
3) [ ] : [дополнение] что, как
Двоеточие в БСП.
Отвечают на вопрос:
Определяют, когда ставится двоеточие в БСП: Двоеточие в БСП ставится, когда указывает на причину, поясняет, дополняет. Коллективно заполняют таблицу.
Наблюдение над языковым материалом
2 мин
Определение темы и цели урока.
1 мин
Ребята, сегодня у нас предпоследний урок по теме « Тире в БСП». Давайте составим план нашего повторения. Что необходимо повторить?
Ответы учащихся (план записывается на доске).
- Вспомнить определение БСП;
- Вспомнить смысловые отношения между частями БСП;
- Повторить различные случаи постановки знаков препинания в БСП и условия постановки этих знаков препинания.
- Открыли тетради, записали число, классная работа и тема урока.
- Как вы думаете, какова цель нашего урока? Читают и сравнивают два сложных предложения. Определяют отношения между частями БСП.
Делают вывод о постановки тире в БСП.
Тире
Тире в БСП.
Записывают в тетрадях число, классную работу.
Определяют цель урока
Изучение темы.
Объясняет цель предстоящей работы Внимательно слушают учителя
Чтение правила
2 мин Вы раздвините мокрый куст(?)
вас так и обдаст накопившимсязапахом ночи…
Бессоюзное сложное предложение со значением следствия во второй части.
(тире)
Что-то снова зашумело в лесу
(?) она встрепенулась
Бессоюзное сложное предложение с быстрой сменой событий. (тире)
Читают правило. Примеры записывают в тетрадь. В паре обсуждают правило.
Групповая работа
3 мин - Совместно обсудив в группе, учащиеся заполнить таблицу в группах. Привести примеры.
Схема правила «Проверочные» союзы и слова
Обсуждают в группах, в группах учащиеся заполняют таблицу, приводят примеры.
Схема правила «Проверочные» союзы и слова
[ ] : [противопоставление] а, но
Закрепление темы
3 мин Запишите пословицы. Определите отношения между частями сложных бессоюзных предложений. Какими предложениями (сложносочинёнными или сложноподчинёнными) и с каким значением можно заменить данные предложения?
Смелые побеждают — трусливые погибают. Делу время — потехе час.
Записывают пословицы. Определяют отношения между частями БСП.
ССП со значением противопоставления: Смелые побеждают, а трусливые погибают. Делу время, а потехе час.
Сделать вывод: 1 мин Сделайте вывод о постановке тире в бессоюзных сложных предложениях со значением сопоставления
Тире ставится в БСП, если содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого. Такие предложения можно заменить ССП с противительными союзами.
Работа с текстом. Упр. 268, стр.202-203
Стратегия «Снежный ком»
7 мин Стратегия «Снежный ком»: Прочитать текст «Астана». 2 минуты. Организуется осознанное чтение текста. Одна группа озвучивает предложение из текста. Другие группы дополняют предложение новыми предложениями, передавая друг другу «снежный ком»
(5 минуты)
Группы знакомятся с текстом, читают. Одна группа озвучивает предложение из текста. Другие группы дополняют предложение новыми предложениями, передавая друг другу «снежный ком», группы осуществляют краткий пересказ текста.
Физкультминутка.
1 мин Физкультминутка.
Выполняют физкультминутку
Стратегия «Бумеранг»
мин
2 мин Каждая группа должна составить 3 вопроса по тексту «Астана». Каждая группа должна составляет 3 вопроса.
Стратегия «Бумеранг»
мин
2 мин На составленные вопросы ответ дать самим. Сами отвечают на поставленные вопросы.
Стратегия «Эссе»
1 мин Написать эссе «Астана – моя столица». Пишут эссе
Стратегия «Эссе»
4 мин Прочитать друг другу. От каждой группы по одному лучшему эссе прочитать. Читают друг другу. Лучшее эссе прочитать с каждой группы.
Рефлексия
Стратегия «Передай другому»
3 мин В группах заполнить тарелку «Передай другому» десертом, который усвоили за урок.
Спикеры каждой группы делятся своими ответами. Рефлектируют и заполняют тарелку «Передай другому».
Делятся своими записями
Последующее задание
Дом зад.
1 мин Выучить правило, Упр.269-270
Итог урока
Формативное оценивание
5 мин  
Взаимооценивают друг друга.
Оценивание работы групп
Таблица
Номер
группы
Сотрудничество
в группе
(распределениеи выполнение
обязанностей)
Поведение (немешать работе
других групп, не
отвлекаться от
выполнения задания,
не кричать)
Раскрытиематериала,
задания,
темыУмение слушать
презентации
других групп, задавать
вопросы,
делать дополненияОбщийбалл1 2 3 4 5 Оценивание работы групп
Таблица
Номер
группы
Сотрудничество
в группе
(распределениеи выполнение
обязанностей)
Поведение (немешать работе
других групп, не
отвлекаться от
выполнения задания,
не кричать)
Раскрытиематериала,
задания,
темыУмение слушать
презентации
других групп, задавать
вопросы,
делать дополненияОбщийбалл1 2 3 4 5 Оценивание работы групп
Таблица
Номер
группы
Сотрудничество
в группе
(распределениеи выполнение
обязанностей)
Поведение (немешать работе
других групп, не
отвлекаться от
выполнения задания,
не кричать)
Раскрытиематериала,
задания,
темыУмение слушать
презентации
других групп, задавать
вопросы,
делать дополненияОбщийбалл1 2 3 4 5 Оценивание работы групп
Таблица
Номер
группы
Сотрудничество
в группе
(распределениеи выполнение
обязанностей)
Поведение (немешать работе
других групп, не
отвлекаться от
выполнения задания,
не кричать)
Раскрытиематериала,
задания,
темыУмение слушать
презентации
других групп, задавать
вопросы,
делать дополненияОбщийбалл1 2 3 4 5 ФИО учениковУчаствует в распределении обязан-
ностей в группе и выполняет своиобязанностиПредлагает идеиАктивно участвует в обсуждении груп-
пы (развивает, обобщает предложенныеидеи, информацию) Помогает участникам группыВнимательно слушает и задает вопросы Умеет вести обсуждение (вежливо возражает, добивается согласия по вопросам, вызвавшим споры) Работает в группе, сосредоточившись
на поставленном учебном задании Общий баллФИО учениковУчаствует в распределении обязан-
ностей в группе и выполняет своиобязанностиПредлагает идеиАктивно участвует в обсуждении груп-
пы (развивает, обобщает предложенныеидеи, информацию) Помогает участникам группыВнимательно слушает и задает вопросы Умеет вести обсуждение (вежливо возражает, добивается согласия по вопросам, вызвавшим споры) Работает в группе, сосредоточившись
на поставленном учебном задании Общий баллФИО учениковУчаствует в распределении обязан-
ностей в группе и выполняет своиобязанностиПредлагает идеиАктивно участвует в обсуждении груп-
пы (развивает, обобщает предложенныеидеи, информацию) Помогает участникам группыВнимательно слушает и задает вопросы Умеет вести обсуждение (вежливо возражает, добивается согласия по вопросам, вызвавшим споры) Работает в группе, сосредоточившись
на поставленном учебном задании Общий баллФИО учениковУчаствует в распределении обязан-
ностей в группе и выполняет своиобязанностиПредлагает идеиАктивно участвует в обсуждении груп-
пы (развивает, обобщает предложенныеидеи, информацию) Помогает участникам группыВнимательно слушает и задает вопросы Умеет вести обсуждение (вежливо возражает, добивается согласия по вопросам, вызвавшим споры) Работает в группе, сосредоточившись
на поставленном учебном задании Общий баллДвоеточие в БСП
Схема правила «Проверочные» союзы и слова
Тире ставится в БСП, если содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого. Такие предложения можно заменить ССП с противительными союзами а, но.Ты прозаик – я поэт.Труд человека кормит – лень портит.
Тире ставится в БСП, если содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого. Такие предложения можно заменить ССП с противительными союзами а, но.Ты прозаик – я поэт.Труд человека кормит – лень портит.
Тире ставится в БСП, если содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого. Такие предложения можно заменить ССП с противительными союзами а, но.Ты прозаик – я поэт.Труд человека кормит – лень портит.
Тире ставится в БСП, если содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого. Такие предложения можно заменить ССП с противительными союзами а, но.Ты прозаик – я поэт.Труд человека кормит – лень портит.