«ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА-1» ГОРОДА УСИНСКА

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАУ ДО
«ДЮСШ -1» г. Усинска
____________ А.А.СакеринМетодическая разработка:
«ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ»
Выполнил:
тренер - преподаватель
МАУ ДО «ДЮСШ -1» г.УсинскаРочева Е.А.
Усинск, с.Колва2014 год
СОДЕРЖАНИЕ 
Опыт работы по проблеме……………………………………. 3 - 6 стр. Технология ………………………………………… 6 - 10 стр. Результативность ………………………………….. 10 - 12 стр. 
Литература ………………………………. 13 стр. 
Опыт работы по проблеме
Родители и семья не всегда могут уделять должного внимания детям по физической подготовке. Проведенное анкетирование подтвердило: 56% родителей заняты на работе; 44% родителей не осознают, что нельзя заставить ребенка заниматься физической культурой, если взрослые сами этому следуют.
Проанализировав анкеты учащихся, сделаны следующие выводы: - необходимо создать условия для развития самостоятельной творческой деятельности в сфере физической культуры и спорта; - привлечь учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, в том числе к занятиям на лыжах; - повысить интерес к физической культуре и спорту и стремление к соревновательной деятельности; - закрепить потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и занятиям на лыжах. Работу разделили на 3 этапа: I этап – обнаружение проблемы (2011-2012 учебный год) - подбор диагностического материала осуществляется на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11классов (авторы: доктор педагогических наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич. Москва «Просвещение», 2008 г.
- выявления уровня сформированности мотивации к занятиям физической культурой у учащихся. - дать определение понятиям: «личностно-ориентированный подход», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «развитие», «творчество» II этап – внедрение разработанных приемов и методов (2012-2013 учебный год): - определить уровень знаний и умений учащихся; - выявить особенности современных личностно-ориентированных технологий; - раскрыть особенности личностно-ориентированного подхода. III этап – диагностическое обследование учащихся подтверждающие успешность выбранной педагогической технологии направленной на повышение качества знаний учащихся по ОФП посредством личностно-ориентированного подхода (2013-2014 уч. год). Для реализации опыта работы предусмотрено освоение учащимися умения осуществлять собственную общую физическую подготовку и спортивно – творческую деятельность. Личностно-ориентированный подход к учащимся дает возможность воспитывать в ребенке выносливость, целеустремлённость, желание побеждать, поддерживает его организм здоровым, сильным и ловким. Данный подход к учащимся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы спортивной школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни. Актуальность опыта Необходимым условием развития личности учащегося является личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта. Несмотря на то, что много говорится и пишется о необходимости ведения здорового образа жизни, регулярных занятий физической культурой и спортом, на практике большинство детей и подростков школьного возраста ведут малоподвижный образ жизни. Актуальность и недостаточная теоретическая и практическая разработанность данной проблемы послужили основанием для возникновения противоречия между необходимостью эффективности работы по формированию повышения качества знаний учащихся по ОФП и отсутствием действенного механизма для ее реализации. Исходя из этого, попытаемся решить данное противоречие, используя при этом личностно-ориентированную технологию обучения.
Работа над опытом велась в течение трех лет поэтапно до выявления результативности:1этап – 2011-2012 уч.год - начальный (констатирующий) 2этап – 2012-2013 уч.год - основной (формирующий). 3этап – 2013-2014 уч.год - заключительный (контрольный). Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявления уровня сформированности мотивации к занятиям физической культурой у детей. На формирующем этапе была проведена апробация предложенных приемов и методов. Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы. 
«Личностно-ориентированное образование» стало альтернативой сложившейся в прежние годы традиционной образовательной системе, подразумевающей, что «хороший ученик» – это тот ученик, который точно исполняет требования учителя. В личностно-ориентированном образовании напротив, учитель управляет учеником не непосредственно, а через создание соответствующей образовательной среды, через построение целостной системы условий, позволяющих каждому ребенку в группе учиться самостоятельно, самому принимать осознанные решения, делать ответственный выбор. Цель личностно-ориентированного подхода заключается в раскрытии и развитии индивидуальности каждого ребенка, быстром и эффективном накоплении каждым учеником своего собственного и общественно значимого личного опыта. На основе детальной проработки современных подходов к личностно-ориентированному обучению были отобраны критерии личностного развития учащихся в образовательном процессе в соответствии с целями, условиями, возможностями образовательного учреждения: - психическое здоровье и личностная зрелость (принятие себя, открытость внутреннему опыту переживаний, понимание себя, ответственная свобода, целостность, динамичность, самостоятельность, стремление к самовыражению); - социокультурная компетентность (способность к конструктивному сотрудничеству, ненасильственным способам разрешения конфликтных ситуаций, толерантность к чужому мнению);- познавательная активность (наличие познавательной мотивации, стремление к получению знаний, развитость навыков самостоятельной работы). Технология опыта
Целью педагогической деятельности является формирование повышения качества знаний учащихся на занятиях ОФП, посредством личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию, созданию условий для познавательной активности и формированию у детей приемов самостоятельного приобретения знаний. Для достижения цели были обозначены задачи и условия: Задачи: 1.Проводить мониторинг мотивации к занятиям ОФП у учащихся и их состояния здоровья. 2.Повышать у учащихся интерес к познавательной активности на зонятиях ОФП. 3.Способствовать формированию у учащихся стремления быть здоровым, вести здоровый образ жизни. 4.Знакомить с результатами исследований родителей, тренеров-преподавателей, учащихся. Чтобы добиться положительного результата, необходимо соблюдать следующие условия: 1. Работа должна проводиться систематически. 2. Важна роль мотивации действий, понимание, чему научатся дети в процессе работы. 3. Задания должны быть посильными. Внедрение личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс осуществлялось поэтапно: - создание определенной предметно-развивающей среды; - разработка тематического планирования;
- разработка планов-конспектов тематических занятий;
- составление положений соревнований. Занятия проходят в спортивном зале, на спортивной площадке и стадионе, с использованием методических средств (разработки групповых занятий, и индивидуальных занятий, бесед, соревнований, подвижных игр), дидактических (карточки-задания с данной проблемной ситуацией), технических (компьютер, медиа проектор, спортивное оборудование). Изучив, особенности физического развития детей, занятия ОФП проводятся на индивидуализации и дифференциации обучения. Учитываются возрастные особенности учащихся.  Ребятам предлагаются упражнения различной степени сложности, предоставляется возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками. Затем помимо развития физических качеств, начинается углубленное изучение двигательных умений, формируются навыки самооценки и самоконтроля при выполнении упражнений. Разработаны комплексы физических упражнений для каждого ученика с учетом уровня его физического развития. В сентябре и апреле каждого года проводится промежуточная диагностика, показывающая положительную динамику по формированию повышения качества знаний образования по ОФП, посредством личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию учащихся. На каждом занятии проводятся информационные беседы, а в конце учебного года - зачёт по теории ОФП. Результаты успеваемости учащихся за последние 3 года: 
Общая физическая подготовка
Учебный год Группа обучения Количество
учащихся вгруппе Имеют высокий уровень Соотнонениев % Имеют средний
уровень Соотношениев % Имеют низкий уровень Соотношениев % Качественный
уровень %
2012-2013 НП 15 7 47% 7 47% 1 6% высокий 94%
УТГ 10 7 70% 3 30% - - высокий 100%
2013-2014 НП 14 7 50% 7 50% - - высокий 100%
УТГ 9 7 77% 2 23% - - высокий 100%
2014-2015 НП 16 10 63% 6 37% - - высокий 100%
УТГ 10 7 70% 3 30% - - высокий 100%
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что работа по формированию повышения качества знаний учащихся по ОФП, посредством личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию проводится по разработанной педагогом системе и требует соблюдения следующих принципов: 1. Сознательность и активность (формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями); 2. Наглядность(создает правильное представление, образ двигательного задания или отдельного элемента перед попыткой выполнить его); 3. Доступность(определение посильного упражнения, задания, оптимальных методических условий для их реализации); 4. Систематичность(регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха); 5. Динамичность или постепенное повышение требований (заключается в постановке все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих). Таким образом, вся работа тренера-преподавателя способствует ориентации сознания учащегося на формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков культуры здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни. Организация учебно-воспитательного процессаПри организации учебно-воспитательного процесса используются основные мотивы спортивной деятельности: - стремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие физических и волевых качеств); - стремление к самовыражению и самоутверждению - удовлетворение духовных и материальных потребностей. Личностно-ориентированный подход на занятиях ОФП тесно связан с методикой проведения занятий (тренировок). Планируя работу, четко учитываются возрастные, типовые и индивидуальные особенности учащихся и проводится обучение так, чтобы приобретение знания, умения и навыки стали для них потребностью: I. Когда физическая нагрузка – в радость Ученик должен испытывать от результатов своего труда только радость, получать чувство внутреннего удовлетворения. II. Индивидуальная круговая тренировка Это позволяет повысить моторную плотность занятия, а также дает тренеру-преподавателю возможность видеть работу всех учащихся, контролировать их действия. III. Распределение по группам Распределение учащихся по группам обычно производится в зависимости от их физической подготовленности
IV. Психологический тип учащегося
При индивидуальной работе необходимо учитывать психологический тип ребёнка. Особенности методики индивидуального подхода по формированию повышения качества знаний учащихся по ОФП, посредством личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию: 1. Осуществление индивидуального подхода требует изучения личности учащихся, выявления их индивидуальных особенностей. 2. Индивидуальный подход к учащимся должен обеспечивать рост показателей всех учащихся, а не только отстающих. 3. Особое значение имеет выбор формы организации детей на уроке.  Индивидуализация методики обучения на занятиях ОФП должна предусматривать: 
- создание доступных условий для выполнения упражнений в зависимости от особенностей развития двигательных качеств; - методическую последовательность изучения учебного материала в соответствии с уровнем подготовленности каждого ребёнка.
Методы и приемы обучения В данной работе применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: метод регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод, словесный и сенсорный методы, диагностика, тестирование, интерактивные. Метод регламентированного упражнения предусматривает обеспечение оптимальных условий для усвоения новых двигательных умений, навыков. Игровой метод может быть применен на основе любых физических упражнений и не обязательно связан с какими-либо спортивными играми. Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах, для активизации занимающихся при выполнении отдельных упражнений на занятиях. Словесный и сенсорный методы предполагают широкое использование слова и чувственной информации. Одну из важнейших основ всех методов физического воспитания составляет избираемый способ регулирования нагрузки и порядок сочетания ее с отдыхом. Основными формами обучения являются: 1) метод круговой тренировки; 2) индивидуальные задания; 3) беседы; 4) педагогическое наблюдение – учитель отмечает, каковы реакции занимающегося на физическую нагрузку; 5) дифференцированный подход в обучении; 6) опрос – даёт возможность получить информацию от самих занимающихся – до, во время и после занятий физическими упражнениями
7) тестирование физической подготовленности. 
Результативность опыта 
В процессе работы по развитию двигательных способностей на занятиях ОФП у учащихся появилось осмысленное отношение и стойкий интерес к спорту. Динамика результативности освоения программы отражает рост уровня общей физической подготовленности учащихся. Систематическое отслеживание результатов диагностики из года в год позволяет увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика проанализировать соответствие достижений запланированным результатам. Интерес к предмету успешно вырабатывается нестандартными и дифференцированными заданиями. Это повышает качество знаний. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что создания условий для устойчивого интереса учащихся к занятиям ОФП обеспечивает положительную динамику по формированию повышения качества знаний, посредством личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию. 
Литература: 1. Аникиев В.С. Как повысить эффективность физической культуры //Спорт в школе. 1997. №8 2. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе – Ростов н / Д: Феникс, 20063. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика1999 4. Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006 5. Жуков О.Ф. Технология реализации индивидуального подхода к физической подготовке школьников 14-17 лет //Физическая культура, 2004, №2 6. Ковалько В .И. Здоровьесберегающие технологии, "Вако", 2007 7. Колеченко. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002