Программа социального партнерства с семьей на 2016-2017 г.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Журавушка»» Асбестовского городского округа
Программа
социального партнерства
с семьей на 2016-2017 г.
Составитель:
Фоминых Светлана Юрьевна
Старший воспитатель, высшая кв. категория.
АГО, 2016 г.
Пояснительная записка
      Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей  базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.
        Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
        Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).

Актуальность.
Семья и детский сад составляют единую социокультурную образовательную среду для наиболее успешного развития и социализации детей.
Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков. Семья - это среда, где ребенок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире и обществе, элементарные навыки и умения во всех видах деятельности. И воспитатели должны стать помощниками и заинтересованными, доброжелательными союзниками родителей, направить свою деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах.
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием.
Настоящая программа разработана для того, чтобы повысить педагогический статус семьи в воспитании ребенка. В процессе формирования у родителей активной позиции в воспитании ребенка, важное значение отводится обучению разнообразным формам взаимодействия с ним, наблюдению и оценки его реакции и поведения.
Взаимодействие с родителями строится на личностно-ориентированном подходе, т.е. с учетом их жизненного опыта (не только опыта познания, но и общения). Чтобы позитивно влиять на желания той или иной семьи, участвовать в педагогическом процессе, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.
Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка.
Отношения «воспитатель-родитель» основаны на принципах сотрудничества и свободы выбора. Сотрудничество с родителями не должно быть ограничено только педагогической пропагандой, при которой семья рассматривается лишь объектом воздействия, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере. Принципиально важными являются привлечение родителей к участию в деятельности образовательного учреждения, активизации их педагогического самообразования, консультативная поддержка семьи, содействие гармонизации детско-родительских отношений.
Новая философия взаимодействия семьи и ДОУ требует иных линий отношений, направленных на признание приоритета семейного воспитания. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общее «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, оценивать. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка.
Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на воспитателей, а сами они должны лишь контролировать и оценивать действия воспитателей, не участвуя в самом воспитательно-образовательном процессе. Встречаются родители, которых вообще не интересует все происходящее в детском саду, не волнуют успехи или проблемы их ребенка.
Вместе с тем ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое большое влияние на развитие ребенка, и, если они не будут интересоваться тем, как протекает этот процесс, сотрудничать с воспитателями, усилия последних могут оказаться напрасными.
Становление родительства – кропотливый и нелегкий труд. Специалисты в области детско-родительских отношений (А.А.Бодалев, З.Матейчик) важнейшим показателем качества родительства признают компетентность матери и отца, проявляющуюся в гибкости, адаптивности, изобретательности их позиции. Нарушение связей в семье непосредственно отражается на эмоциональном состоянии ребенка (А.И.Захаров).
По мере осмысления родителями своих взаимоотношений с детьми у них происходят позитивные изменения, предполагающие нормализацию детско-родительских взаимоотношений, эмоционального самочувствия детей (Л.А. Абраманян, В.П.Дуброва).
Детский сад не может заменить семью, он лишь дополняет ее, выполняя свои особые функции. Для успешного воспитания важно, чтобы отношения между ДОУ и родителями были доверительными, чтобы родители были вовлечены в совместный воспитательный процесс, чтобы родители совместно с педагогами помогали своему ребенку развиваться. Поэтому каждый педагогический коллектив, работая по той или иной программе, ищет новые формы и методы работы с семьей.
При тесном контакте со взрослыми, в первую очередь ответственными за жизнь и здоровье своих детей, выявляется, что многие из них занимают деструктивную позицию во взаимоотношениях с ребенком, поэтому их воспитательные методы не приводят к эффективному завершению. Причинами подобного родительского поведения, на наш взгляд, являются:
неумение взрослых слушать и быть внимательными друг к другу;
педагогическая и психологическая неграмотность;
нежелание менять свои эгоистические позиции в актуальных вопросах воспитания;
нерешенные личные проблемы, мешающие полноценному развитию ребенка.
Многолетняя практика убеждает, что “пассивные методы” весьма не эффективны, поэтому мы ориентировались на такую форму работы, как “Родительский клуб”.
Дискуссии, ролевые игры, творческие задания помогают понять, насколько важно помимо безусловной любви к ребенку иметь знания:
основных возрастных особенностей детей и тех проблем, с которыми чаще сталкиваются родители, общаясь с ребенком;
правил основных игр для родителей и детей, имеющих в своей основе психокоррекционные принципы;
как поступать в критических ситуациях.
Цель:
Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Задачи:
установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
объединить усилия для развития и воспитания детей;
приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие;
обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.
Принципы взаимодействия с родителями.
Открытость детского сада для семьи
Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом в работе педагога с семьей. В общении с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. От общения педагога с родителями зависит отношение семьи к детскому саду. Ежедневное доброжелательное взаимоотношение педагога с родителями гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Единство требований и подходов
Современные родители в большинстве случаев люди грамотные, хорошо знающие как им надо воспитывать своих детей. Наставления и пропаганда педагогических знаний сегодня не совсем актуальны в воспитании. Сегодня актуальнее создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях. Поиск взаимопонимания и общего языка с родителями, признание сильных и слабых сторон друг друга.
Индивидуальный подход
Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Общаясь с родителями, чувствуешь ситуацию, настроение мамы и папы. Для этого понадобится человеческое и педагогическое умение успокоить родителя, сочувствие и совместное обдумывание, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Динамичность
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого подбираются формы и направления работы с семьей.
Этапы реализации программы
Организация и проведение мероприятий по программе осуществляется в три этапа:
Этап I «Организационный» (1 месяц)
Цель: создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации программы.
На данном этапе:
подбор и изучение методической литературы по теме;
планируется и подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования;
разрабатываются конспекты мероприятий, индивидуальных консультаций на актуальную тематику;
подбираются видеоматериалы, презентации, фотоматериалы;
определяются места проведения мероприятий;
продумывается техническое оснащение мероприятий;
изготавливаются наглядный и раздаточный материалы информационно - просветительской направленности (памятки, буклеты).
Этап II «Основной» (5 месяцев)
Цель: реализация программных мероприятий.
Этап III «Аналитический» (2 месяца)
Цель: анализ деятельности специалистов, осуществляющих реализацию программных мероприятий; определение эффективности реализации программы посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников.
Ожидаемые результаты
Результатами реализации программы могут стать: повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка; осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка предшкольного возраста; объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; создание условий для успешной социализации детей в школе; повышение педагогической культуры родителей и воспитателей; рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению; выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.
Объекты программы:
воспитанники
семьи детей, посещающих ДОУ,
педагогический коллектив
Планирование сотрудничества воспитателя с родителями воспитанников группы младшего дошкольного возраста «Почемучки»
(2016-2017 г.)
№ п/п Содержание Срок Ответственный
1 Анкетирование родителей «Знаете ли вы своего ребенка?» сентябрь Воспитатели
2 Оформление родительского уголка сентябрь Воспитатели
3 Создание закрытой группы в соц.сети сентябрь Воспитатель
4 Оформление страницы группы на сайте учреждения – обязательный минимум сентябрь Воспитатели
Администратор сайта
5 Индивидуальные беседы с родителями воспитанников «Нельзя давать ребенку в детский сад», «Правила поведения для больших и маленьких в нашем детском саду», сентябрь Воспитатели
6 Посещение семей воспитанников «Обследование жилищно-бытовых условий пребывания ребенка» октябрь Воспитатели
7 Родительское собрание с элементами презентации «Адаптация детей к детскому саду» октябрь Заведующий ДОУ
Воспитатели
Мед.сестра
8 Обновление информации в соц.сети закрытой группы «группа Почемучки» октябрь Воспитатель
9 Мини-собрание «Развивающие игрушки» ноябрь Воспитатели
10 Обновление информации в родительском уголке «Психологические особенности детей младшего возраста», «Грипп, как защитить себя и других» ноябрь Воспитатели
Мед.сестра
11 Папка-передвижка «Мама, мамочка, мамуля» ноябрь Воспитатели
12 Обновление информации на сайте учреждения ноябрь Воспитатели
Администратор сайта
13 Приобщить родителей к изготовлению ширмы, дидактических игр и пособий декабрь Воспитатели
14 Индивидуальные беседы с семьями воспитанников «Если ребенок кусается», «Если Ваш ребенок упрямится» декабрь Воспитатели
Психолог
15 Папка-передвижка «Новогодние советы или как подготовить ребенка к визиту Деда Мороза» декабрь Воспитатели
16 Новогодний утренник с видеосъемкой декабрь Воспитатели
Музыкальный руководитель
Видеооператор
17 Выставка совместных работ детей и родителей «Зимняя сказка» декабрь Воспитатели
18 Зимнее оформление группового участка январь Воспитатели
19 Совместное создание предметно-пространственной развивающей среды январь Воспитатели
20 Консультация для родителей «Говорите с ребенком правильно» январь Воспитатели
21 Обновление информации в родительском уголке «Как направлять поведение детей», «Режим дня и его значение» январь Воспитатели
22 Обновление информации в род.уголке «Влияние сказки на развитие ребенка» февраль Воспитатели
23 Приобщение родителей к расчистке группового участка от снега февраль Воспитатели
24 Родительское сочинение «Какие изменения произошли с Вашим ребенком?» февраль Воспитатели
25 Консультации «Давай поиграем, мамочка», «Игры, развивающие кисть ребенка» март Воспитатели
26 Выставка совместных работ детей и родителей март Воспитатели
27 Памятка «Роль семьи в воспитании ребенка» апрель Воспитатели
28 Создание «Почтовый ящик для родителей» апрель Воспитатели
29 Благоустройство и уборка группового участка апрель воспитатели
30 Родительское собрание «Ребенок и книга», подведение итогов апрель Заведующий ДОУ
Воспитатели
Психолог
31 Весенний утренник апрель Воспитатели
Муз.руководитель
32 Анкетирование «Роль матери в воспитании ребенка» май Воспитатели
33 Заседание родительского комитета май Заведующий ДОУ
Ст.воспитатель
34 Создание родительской газеты «Выходной день семьи» май Воспитатели
35 Родительское сочинение «Мой стиль воспитания ребенка в семье» июнь Воспитатели
36 Оформление группового участка на летний период июнь Воспитатели
37 Активизировать тему «Почтового ящика для родителей» - «Поощрение или наказание» июль Воспитатели
38 Обновление информации в род.уголке «Мы идем гулять», «Здоровые дети в здоровой семье» июль Воспитатели
Мед.сестра
39 Создание «Семицветика» - для благодарностей родителям за помощь группе август Воспитатели
40 Встреча с родителями и детьми «Сильные, ловкие, смелые» август Воспитатели