Доклад «Личностно — ориентированное обучение»


Личностно – ориентированное обучение Создатель: Бердникова Людмила Юрьевна, учитель физики ФКOУ В(С)ОШ №2 г. Кировграда Личностно - ориентированное обучение – это такое обучение, при котором в центр всей образовательной системы ставится личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных способностей. Основная задача: развитие способностей ученика. «Вектор» развития строится не от обучения к учению, а наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию. Учение (процесс) Обучение (знания, умения, навыки) Главный фактор Личность ученика, самоценность, самобытность ученика, как носителя субъективного опыта Программы, дидактические средства Приоритеты Создание условий для саморазвития личности ученика, для поиска своей индивидуальности в процессе учения Выполнение программы, ЗУН. Формирование личности с заданными типовыми характеристиками Целевые ориентации Личностно ориентирован-ный подход Традиционный подход Преобразование субъективного опыта, важного источника собственного развития Путем овладения нормативной деятельностью Развитие личности, социализация Постоянное использование индивидуально-го опыта, его согласование с общественно-историческим Общественно-исторический опыт вытесняет индивидуальный. Наполнение индивидуального опыта общественным Взаимодействие двух видов опыта (индивидуального и общественно-исторического) Ученик Учитель Главная фигура Сделай по- своему, выбери свой путь Не умеешь- научим, не хочешь- заставим Философия Субъект- субъектные Субъект- объектные Отношения Внутренняя Внешняя Мотивация Учение. Результаты учебной деятельности перевести в сферу личных интересов Преподавание (принуждение) Метод Продолжение жизни на уроке,Принцип доставления радости,Принцип свободы и ненасилия,Опора на эмоциональный чувственный опыт,Природосообразность,Позитивная Я-концепция,Опора на опыт Научность,Логичность,Доступность,Наглядностьи т.д. Принципы Личностный подход является ведущим в организации учебно – воспитательного процесса. Эффективность индивидуальной работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога. В индивидуальной работе с детьми педагоги должны руководствоваться следующими принципами: - установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне учитель-ученик- класс; - уважение самооценки личности ученика; - вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств его характера; - постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности; - создание психологической почвы и стимулирование самообучения и самовоспитания, что является наиболее эффективным средством реализации программы обучения и воспитания. В рамках личностно -ориентированного обучения как самостоятельные технологии выделяются разноуровневое обучение, сотрудничество, коллективное взаимообучение, модульное обучение.