Дифферинцированный подход как одна из составляющих личностно- ориентированного обучения.

Токарева Юлия
Владимировна
учитель технологии
высшего уровня
высшей категории
КГУ СОШ №1
акимата города Сарани

Дифферинцировнный подход как одна из составляющих личностно- ориентированного обучения.

Совершенствование системы подготовки специальистов остается приоритетным направлением долгосрочной Стратегии «Казахстан -2050». Актуальность развития этого направления обусловлена потребностью общества в подготовке высококвалифицированных специалистов, которые устойчиво функционировали бы в выбранной профессии.
Одним из главных завоеваний нашей государственности, как неоднократно подчёркивал Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, стало появление нового образованного, « продвинутого», уверенно пользующегося инновационными технологиями поколения казахстанцев.
В настоящее время в Казахстане осуществляется деятельность по перестройке профориентационной работы. В законодательстве закладываются организационно-правовые основы профориентации.
В центр внимания учителя ставится личность ученика - его интересы, склонности, способности. Учитывая, что государственная система профильного обучения находится на стадии внедрения, нужны дополнительные психолого- педагогические средства, направленные на то, чтобы кроме знаний и умений учащиеся в школе могли приобрести навыки самостоятельного действия и принятия решений в условиях выбора.
Чтобы вооружить ребёнка знаниями, воспитать интеллектуально- развитую личность, стремящуюся к познанию, необходимо соблюдать современные требования к уроку. Они ставят перед нами задачу планомерно развивать личность путём включения в активную учебно- познавательную деятельность.
Личностно-ориентированная педагогика ставит задачу выявления и всестороннего развития индивидуальных способностей учащихся. В настоящее время в образовании всё чаще обращаются к индивидуальному обучению.
Индивидуальный подход к учащемуся можно обеспечить только в том случае, если педагог точно определит исходный уровень его обученности, индивидуальные способности.
В дальнейшем, путём подбора необходимых средств обучения и проведения ин6дивидуальных консультаций, учащийся приобретает необходимые знания и умения в соответствии с поставленными учебными задачами. На практике индивидуальное обучение в чистом виде используется сравнительно редко. Чаще всего индивидуальное обучение сочетается с дифференцированным обучением, то есть реализуется на основе дифференциации. Виды и формы дифференциации, предусматриваемые в любом учебном предмете, могут и должны быть различными: учётом общей и специальной подготовки учащихся: по интересам, по профессиональной ориентации, для учащихся с различными учебными способностями и т.д.
В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоёвывает образовательное пространство Казахстана. Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощённой, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
В основе личностно-ориентированного обучения лежат принципы гуманистического направления в философии, психологии и педагогике, разработанные Карлом Роджерсом:
- индивид находится в центре постоянно меняющегося мира: для каждого значим собственный мир восприятия окружающей действительности, этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне;
- человек воспринимает окружающую действительность сквозь призму собственного отношения и понимания;
- индивид стремится к самопознанию и самореализации, он обладает внутренней способностью к самосовершенствованию;
- взаимопонимание, необходимое для развития, может достигаться только в результате общения;
- самосовершенствование, развитие происходят на основе взаимодействия со средой, с другими людьми.
Внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, что достигается в результате прямых или скрытых контактов.
Ведущими идеями личностно-ориентированного обучения (по И.С. Якиманской) являются:
-цели личностно- ориентированного обучения: развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие и индивидуальности ребёнка;
- обучение как заданный норматив познания переакцентируется на учение как процесс;
- учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребёнка, направленная на преобразование социально-значимых образцов усвоения, заданных в обучении;
- субъектность ученика рассматривается как «производная» от обучаемых воздействий, а изначально ему присущая;
- при конструировании и реализации образовательного процесса должна быть проведена работа по выявлению субъектного опыта каждого ученика и его социализация («окультуривание»);
- усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально-значимые ценности.
Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы:
-разноуровневый; -индивидуальный;
-диффиринцированный; - субъектно-личностный.

В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные развития учащихся. Учёт индивидуальных развитий учащихся можно понимать учёт основных свойств личности обучаемого. Таким образом, личностно-ориентированное обучение по определению является обучением дифференцированным.
Способность размышлять, анализировать, строить планы, создавать разные проекты - очень важные умения, которые в дальнейшем смогут помочь детям самостоятельно принимать решения и действовать в сложных условиях современной жизни. Поэтому, начиная с первых слет обучения, нужно приучить учащихся к самостоятельной работе, к поиску нетрадиционных решений, к творческой работе, к развитию информационно-коммуникационной культуры.
Если учитель не будет постоянно заботиться о развития мышления, поставляя «пищу для ума», то ученики не могут состояться как творческие личности. Главная задача учителя – содействовать творческому восприятию учащимися учебного материала и их желанию самосовершенствоваться. Предмет технологии в этом плане обладает исключительными возможностями.
Можно выделить несколько позиций ( по И. Якиманской и О. Якуниной), которые нужно учитывать при разработке личностно- ориентированного урока:
Опора на субъективный опыт.
Основной замысел личностно- ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников. При организации урока нужно уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Необходимо продумать не только какой материал будет сообщаться, но и какой субъективный опыт есть у учащегося по поводу этого материала, что следует сделать, чтобы обсудить детские
« версии» в равноправном диалоге. В этих условиях ученики будут стремиться быть «услышанными», станут высказываться по затрудненной теме, предлагать, не боясь ошибиться, свои варианты.
Знание психофизических особенностей.
При подборе дидактического материала к личностно-ориентированному уроку нужно учитывать индивидуальные предпочтения каждого ученика в работе с этим материалом. В работе используется набор дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но и передавать его словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением и т.п. Ученику предоставляется возможность проявить индивидуальную изобретательность в работе с учебным материалом.
Роль равноправных партнёров.
Для того, чтобы при обобщении материала ученик мог наиболее активно проявить себя, лучше применять индивидуальные методы работы- все формы самостоятельной, групповой работы.
На личностно™ориентированном уроке нужно брать на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы класса, стараться гибко распределять детей по группам с учётом их личностных особенностей, в целях создания максимально благоприятных условийдля их проявления.
Учитывая индивидуальные особенности учащихся, возникает необходимость подбирать практические задания разного уровня.

Приёмы дифференцированного обучения на разных типах уроков.
Изучение нового материала.
При изучении нового материала можно использовать такой приём: группы готовят сообщения по материалу новой темы. Каждый берёт определённый вопрос. В группах назначают специалиста по профилю, каждый из которых подготавливает материал в своём ракурсе.
Потом группа выбирает докладчика, и при его выступлении любой из этой группы помогает, дополняет детялями.
При такой форме проведения урока учащиеся заняты продуктивным умственным трудом, так как работает каждый самостоятельно, активно, а главное - в меру своих способностей и возможностей.
Урок- практикум.
Наиболее трудным местом в обучении технологии является научить ребёнка применять полученные знания на практике. Для выяснения уровня подготовки и психологических особенностей учащихся в течение первых недель работы предлагается ученикам специально разработанные задания для выявления:
- навыков и умений;
- максимального объёма информации, которую они могут усвоить за отведённое время и глубины этого усвоения;
- скорость овладения учебными действиями;
-быстроты при переключении с одного вида работы на другой.
Домашнее задание даётся дифференцированно, и уровень выбирается ребёнком самостоятельно. Это позволяет ему стремиться к более высоким результатам, работать целеустремлённо и заинтересованно.
Современный этап развития школы характеризуется возрастающей творческой активностью учителя. Тот факт, что в центре внимания учителя оказался ученик, его внутренний мир, требует от каждого преподавателя высокого уровня педагогического мастерства, ведь «недостаток ребёнка- это его достоинства, нераскрытое учителем».
Из вышесказанного следует, что личность ученика должна находится в центре внимания педагога, психолога; в тандеме учитель- ученик ведущей является деятельность познания, а не преподавания. Только базируясь на идеях гуманистической педагогике, современная школа способна воспитать свободную, самостоятельную личность, способную гибко адаптироваться в быстро меняющихся условиях социума.

Список литературы:
Колеченко А.К, «Энциклопедия педагогических технологий», Санкт- Петербург,2005 г., стр 3-187
2. Методы Активного Обучения и Преподавания .www.nicurriculum.org.uk
3. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. ,с.3-80.
4. Роджерс Карл. Становление личностью.





15