Обучающий семинар для молодых учителей Смысловое чтение


Обучающий семинардля молодых учителей«Смысловое чтение»Автор Чаплыгина Г.В.,зам.директора по УВРМБОУ г.Керчи РК СШ №1 им.В.Дубинина Чтение — вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека — есть наука самая занимательная» А.С. Пушкин Понятие смыслового чтения Отмечая сложность процесса чтения,  большинство исследователей выделяют две его стороны:  техническую и смысловую. Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова,  речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму. Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания. Осмысленное чтение связано с пониманием Уровни понимания текста Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию;внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста;- смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым,  обучающимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий выделены действия смыслового чтения, связанные с:- осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;- определением основной и второстепенной информации;- формулированием проблемы и главной идеи текста.  Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий: - в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря. Место смыслового чтения в ФГОС Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС. Ведущей целью  общего образования является развитие мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности учащегося в условиях системно-деятельностного подхода к организации обучения.-  мотивационные ресурсы – это ценностные ориентации, образовательные потребности и интересы, которые определяют мотивы деятельности;-  операциональные ресурсы включают в себя освоенные универсальные и специальные способы деятельности;-  когнитивные ресурсы – это, прежде всего, знания, составляющие основу научного представления о мире, предметные умения и навыки группы метапредметных результатов, относящихся к смысловому чтению. Фундаментальное ядро содержания общего образования представляет собой:- система научных знаний,  пронизаннных мировоззренческими идеями. Основными элементами научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, предназначенными для обязательного изучения являются: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы.- универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. Конкретизация, дифференциация и индивидуализация инвариантного содержания  образования обеспечивается в оболочке, являющейся вариативной частью, представленной дополнительным, вспомогательным, альтернативным учебным материалом и специальными предметными действиями. Навыки смыслового чтения являются основой для освоения основного содержания образования.  Что такое смысл  Смысл – с-мысль, т.е. с мыслью. Говоря упрощенно, означает какая мысль заложена внутри слова, текста, жеста, картины, здания и т.п. Мысль, в свою очередь всегда привязана к действию. Любая мысль означает определенные действия, ведущие к конечной цели, состоянию, образу. Это не поток информации, а именно намек на действия и результат. Этапы в восприятии текста, декодирование информации, содержащейся в тексте Этапы восприятияПервый этап – собственно  восприятие информации, содержащейся в тексте (непосредственное восприятие значений, прием сообщения).На этом этапе важно понимание значение встречающихся в тексте слов, высказываний, фрагментов. Они служат средством выражения смысла. Для разного контекста он может быть разным. И осмыслить языковые средства текста (т.е. вскрыть их значения) еще не значит понять смысл текста.Второй этап – понимание (осмысление сообщения через анализ внешней формы). Понять текст означает:- выбрать в словах контекстуально актуализированные значения- выявить поверхностный смысл на базе этих значений.Третий этап – интерпретация. Чтобы разобраться в тексте, требуется активный анализ, сличение элементов текста друг с другом. Мало понять непосредственное значение сообщения в тексте, необходим процесс перехода от текста к выделению того, в чем состоит внутренний смысл – интерпретации. Осознание внутреннего смысла происходит с учетом контекста и мотивации читателя