Смысловое чтение. Прием Чтение с хлопками

Приём "Чтение с хлопками" как развитие универсальных учебных действий при работе с текстом.
Понятие «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Функции УУД:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для развития личности.
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков.
В начальной школе у ребёнка должно сформироваться умение учиться. И этому мы начинаем учить с первого класса. Регулятивные УУД обеспечивают организацию учебной деятельности (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно)
планирование – составление плана и последовательности действий.
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план.
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии.
Сегодня я бы хотела показать приём, который можно применять в 1 классе, для формирования регулятивных УУД. Этот прием называется «Чтение с хлопками».
Рассмотрим, как данный приём можно использовать на различных уроках в начальной школе в 1 классе.
Урок обучения грамоте. Литературное чтение.
Изучение новой буквы. «Буква Щ,щ, звук [ щ’]»
В УМК «Школа России» при изучении данной буквы предлагается стихотворение С. Михалкова:
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке
Да у щетки половой
Палка есть над головой.
Палка щёлк щенков с плеча,
Два щенка ушли ворча.
Данное стихотворение прочитывается 3 раза. Первый раз - ознакомительный. Его читает либо хорошо читающий ученик, либо это будет учитель. После первого чтения можно задать несколько вопросов, направленных на проверку понимания прочитанного. В повторном чтении принимает участие весь класс. Это может быть чтение по строчке или хором. На своих уроках мы в основном с детьми читает хором. Это чтение также направлено на понимание текста и на формирование навыка чтения. Третий раз учащиеся читают этот же текст, но уже с дополнительным заданием.
Цель приема "Чтение с хлопками" это мысленное выделение детьми указанного учителем учебного материала. Хлопок должен быть осуществлен во время чтения вслух на слова, в которых есть изучаемая буква.
Постепенно интеллектуальная нагрузка может увеличиваться. Можно перейти к чтению с двумя хлопками. Например, на твердые и мягкие согласные: один хлопок, если прочитывается слово с твердой согласной, два хлопка, если прочитывается слово с мягкой согласной. Учащихся предупреждают заранее, что хлопок должен производиться во время чтения, а не после него.
Это упражнение направлено не только на формирование регулятивных УУД, но и на формирование познавательных УУД через анализ объекта. Конечно, не все сразу смогут выделить нужную букву во время чтения. Но в основном задание выполняется правильно и очень нравиться учащимся.
«Буквосочетания жи ши»
Петушки
Петушки распетушились,
Но подраться не решились,
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться.
Если перышек лишиться,
Нечем будет петушиться.
В. Берестов
Первый раз стихотворение прочитывает хорошо читающий ученик. Повторное чтение – хоровое. Читает весь класс. После повторного прочтения задаются вопросы. Третий раз прочитывается с заданием. Когда услышите сочетание «ши», нужно хлопнуть в ладоши. Так же можно дать задание по сложнее: один хлопок на сочетание «ши», два хлопка на сочетание «жи».

Обучение грамоте. Письмо.
Правописание сочетания ЧК, ЧН.
В этой теме данный приём, я использовала на физкультминутке. Учащиеся стоят возле своих мест. Если есть в словах орфограммы ЧК, ЧН, то вы присядьте, если нет, то просто стоя хлопните в ладоши.
ДАЧА, ТУЧКА, РУЧКА, ПЕСНЯ, НОЧЬ, НОЧНОЙ, ИГРУШЕЧНЫЙ, БОЛЬШОЙ, УДАЧНЫЙ, КОЧКА, СТРОЧКА, ДЕНЬ, ХИЩНЫЙ, ДОЧКА, ПАПОЧКА, СЫНОЧЕК, МАМОЧКА.

3. Русский язык
Слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы
«Чтение с хлопками» можно проводить не только на уроках обучения грамоте, но и на уроках русского языка, при изучении слов обозначающих одушевлённые и неодушевлённые предметы.
Как только начинаем изучение слов, обозначающих одушевленные предметы, можно давать задание простое. Такое как, например, из данных слов выберите одушевленные:
«Пальто, собака, пенал, дом, рыбак, ученик, автобус, сорока»
Первое чтение дети осуществляют самостоятельно, каждый сам. Второй раз прочитывается с заданием. Один ученик читает слова, а остальные при произнесении одушевленных предметов, хлопают. В дальнейшем задание может быть усложнено. Один хлопок – на одушевленные предметы, два хлопка на неодушевленные предметы.

Математика
«Равенства. Неравенства»
В курсе математике данный прём так же может быть использован. При изучении «Равенства. Неравенства». В начале темы можно предложить задание попроще: из данных примеров выберите равенства. Нужно дать детям время на обдумывание задания. После чего один ученик читает, а остальные хлопают в ладоши, как только услышат равенства. Позже можно усложнить задание. Один хлопок при чтении равенства, два хлопка при чтении неравенства.
Данный приём может быть проведен на таком этапе урока как устный счет.
Например, учитель читает выражение, если учащиеся с ним согласны, то хлопают один раз, если нет, то ничего не делают.
1. Если 5 увеличить на 4, получится 9. (хлопок)
2. Число 2 меньше числа 7 на 5. (хлопок)
3. Число 8 больше, чем число 2, на 10.
4. Чтобы узнать, на сколько 5 больше, чем 3, нужно к 5 прибавить 3.
5. Разность чисел 6 и 4 равна 2. (хлопок)
6. Сумма чисел 5 и 2 равна 3.

5. Окружающий мир.
В курсе предмета «Окружающий мир» так же можно применять этот прием. При изучении тем «Когда придёт суббота?», «Когда наступит лето?» в них изучаются названия дней недели, названия месяцев и правильный порядок. Учитель читает утверждение, если учащиеся согласны с ним, хлопают в ладоши.
Например
Вторник идет после воскресенья (-)
В году четыре времени года (+)
В неделе 7 дней (+)
Осенью на деревьях распускаются листья (-)
Весна приходит после зимы (+)
В понедельник все люди отдыхают (-)
Осенью желтеют и опадают листья (+)
Зимой самые короткие дни и длинные ночи (+)
Суббота идет после пятницы (+)
Весной самые короткие дни и длинные ночи (-)
«Кто такие насекомые?», «Кто такие рыбы?» при изучении этих тем рассматриваются признаки, по которым можно определить, к какой группе отнести данное животное. При закреплении изученной темы, можно предложить такое задание с применением этого приёма.
На доске или экране расположить картинки таких животных, как бабочка, паук, кошка, стрекоза, окунь, божья коровка, кузнечик, богомол.
Хорошо читающий ученик перечисляет животных, а учащиеся должны хлопнуть только тогда, когда услышат насекомое. Животное, которое подходит по все признакам. Или на доске повесить картинки с изображением этих животных. Учитель молча показывает картинку, а учащиеся должны хлопнуть в ладоши. Это же задание можно предложить и при изучении темы «Кто такие рыбы?». Здесь хлопок должен быть произведен на изображении рыбы.

Технология.
На уроках технологии мы часто применяем такие предметы как ножницы, игла, шило, клей и т.д. Данный приём я применяю при разборе техника безопасности.
Например, «Техника безопасности при работе с ножницами»:
На доску на карточках вывешены правила работы с ножницами.
Играй и размахивай ножницами на уроке, это очень весело.
Нельзя оставлять ножницы раскрытыми.
После того как поработал с ножницами, их можно бросить на столе. Все равно они тебе уже не нужны.
Класть ножницы кольцами к себе.
Передавай ножницы держа за лезвия.
Резать нужно лезвиями от себя.
Учитель начинает перечислять правила, если учащиеся считают, что так нужно делать – хлопают в ладоши. В итоге на доске получается памятка «Правила работы с ножницами». Так же можно выполнить и с другими предметами, используемыми на уроках технологии.

«Умники и умницы» внеурочная деятельность
Это приём так же успешно можно применять и на внеурочной деятельности. Например, В начале занятия.

Один ученик отвечает, а остальные, если согласны – хлопают в ладоши.

Дается некоторое время детям прочитать, осмыслить задание и исправить ошибки. После чего один ученик читает, а остальные если согласны хлопают в ладоши.
Этот прием – игровой, поэтому очень хорошо применяется в начальной школе. Он формирует навык чтения в процессе активной речемыслительной деятельности учащихся. Отсюда это приводит к усилению таких важнейших психологических качеств, как внимание, память, мышление, которые очень важны для обучения.








13PAGE \* MERGEFORMAT14415




15