Конспект занятия по развитию образной речи на тему: Экскурсия в зоопарк


Конспект занятия по развитию образной речи дошкольников на тему:
«Экскурсия в зоопарк»
Программное содержание:
упражнять детей в составлении разных типов рассказов (описание, рассуждение, повествование по пословице);
упражнять в толковании фразеологизмов, в подборе определений, синонимов, антонимов, сравнений, развивать интерес к этимологии слова «зоопарк»;
закрепить навыки словообразования путем соединения двух простых слов, активизировать в речи притяжательные прилагательные;
развивать интонационную выразительность речи;
воспитывать культуру речевого общения, интерес к языку.
Словарная работа: медвежья услуга, вертеться как белка в колесе, смотреть волком.
Материал: картинки с изображением фразеологизмов, словарь, картинки с изображением животных, заготовки для книги.
Ход:
– Ребята, посмотрите, какой хороший сегодня день, светит солнце – значит, день … (солнечный); тепло, значит, день – … (теплый).– Утром по телевидению объявили, что сегодня  – день животных.– В связи с этим событием объявлен конкурс на самую лучшую книгу о животных. – Вы хотели бы участвовать в конкурсе? (Да)– Как вы думаете, с чего начать написание книги?  (Высказывания детей)– Любая книга начинается с подготовки материала. Все необходимые материалы для книги должны быть собраны заранее. Поэтому нам нужно собрать интересные идеи о животных. – Ребята, обложка книги  уже есть. (Показ обложки). А самые интересные ваши идеи, которые вы будете предлагать, я буду записывать.– Скажите, где можно встретить животных? (В лесу, в деревне, в зоопарке)– Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в зоопарк, чтобы больше узнать о жизни  зверей. – Вслушайтесь в это слово – «зоопарк». Что же означает слово «зоопарк»? (Ответы детей)
Работа со словарем: на иностранном языке слово «зоо» означает – «животное», а слово «парк» всем вам хорошо известно. – Что получится, если соединить эти слова? (Ответы детей).  Парк, в котором живут животные, т.е. зоопарк.–Животных здесь «видимо-невидимо». – Ребята, что означает выражение «невидимо-невидимо»,  каким другим интересным выражением  можно его заменить? (Тьма-тьмущая, пруд пруди, очень много)– А кто обитает в этом теплом, уютном зоопарке, вы  сможете узнать, если  отгадаете, чей это хвост, чья голова.
Игра «Чей хвост, чья голова?»
(Из-за забора выглядывают хвосты, головы животных)
– В зоопарке живут  также и животные жарких стран.– А какие, вы узнаете, если добавите словечко.
Игра «Добавь словечко»
Здесь живут полосатые, хищные … (тигры).
А также ловкие, хвостатые … (обезьяны).
Большие, толстокожие … (бегемоты).
Сильные, гривастые … (львы).
Пугливые, полосатые … (зебры).
Пятнистые … (жирафы).
Зеленые, опасные, зубастые … (крокодилы).
Медлительные … (черепахи).
А еще огромные и сильные … (слоны).
– А теперь на зверей  посмотрите  и красиво говорите! – Они какие? (Смешные, замечательные, игривые, внимательные, заботливые…)
Игра «Скажи, какой?»
– Если  у тигра быстрые ноги, то он …– Если у льва острые зубы, то он …– Если у обезьяны длинный хвост, то она …– Если  у  черепахи короткие ноги, то она …– Если у зайца короткий хвост, то он …– Если у бегемота толстая кожа, то он …– Если у верблюда два горба, то он …
Игра «Слова наоборот»
– Заяц быстрый, а черепаха … (медлительная).– У обезьяны длинный хвост, а у зайца … (короткий).
– В нашем  зоопарке животные хорошо выглядят, здоровы, активны и не болеют. Докажите, что питомцам зоопарка очень хорошо в зоопарке.(Доказательная речь детей)
– Чтобы еще лучше жилось питомцам в зоопарке, подарим им лучистое солнце.
Кинезилогоические упражнения «Зеркальное рисование в воздухе»
– Материалом для книги могут быть наши наблюдения и заметки о животных. Поэтому следующей страничкой  нашей книги  будут описательные рассказы о животных. А описывать мы будем по схеме:
Как называется животное?
Каков его внешний вид: размер, строение, окраска? Каковы его повадки?
Где оно живет?
Чем питается?
Как зимует?
Кто его детеныши?
Кто его враги?
Отношение к животному.
– Самый лучший рассказ мы напишем  в  нашей книге. (Рассказы детей)– Ребята, очень часто людей сравнивают с разными животными или их поведением, внешним видом, чтобы показать, какой это человек.
– Для нашей книги  понадобится   страничка под названием «Фразеологический зверинец».
Дополните  выражение:
Голоден, как … (волк)
Труслив, как ... (заяц)
Здоров, как … (бык)
Колючий, как … (еж)
Хитёр, как … (лиса).
– Ребята, материалом для книги могут быть архивные данные.В архиве зоопарка нашлись старые записи  с выражениями «смотреть волком», «вертеться как белка в колесе», «медвежья услуга».– Что они означают, мы узнаем из словаря (работа с фразеологическим словарями по командам).– Ребята, в зоопарке работники должны были повесить вывеску для посетителей, но слова рассыпались. Поможем работникам собрать вывеску.
Игра «Слова рассыпались» Дети на столе собирают из частей пословицу: «Собака человеку – неизменный друг».
– Разложите слова так, чтобы получилась пословица. – Какая пословица  получилась? – Ребята, что означает эта пословица?
– Я предлагаю придумать историю  о животных по пословице: «От волка бежал, да на медведя попал». Истории, придуманные вами, пригодятся для написания книги.
Итог:
– Мы собрали очень интересный и необходимый материал для новой книги. Интересная книга у нас получится? Остается только потрудиться над изданием книги, чем мы и займемся в ближайшее время. Вы – настоящие писатели.