Тема самообразования: Технология проблемного обучения как один из методов подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8 города Кулебаки







ТЕХНОЛОГИЯ



ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ


как один из методов подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ














Автор: Шевцова Елена Александровна
учитель биологии и химии













г. Кулебаки, 2014 год

Технология проблемного обучения в отличие от традиционной технологии основывается на познавательном интересе ребенка, который позволяет выработать навык мыслительных операций, развить внимание и творческое воображение. Основное достоинство этой технологии в том, что учитель не дает знания в готовом виде, а побуждает учащегося к самостоятельной поисковой деятельности по решению учебной проблемы.
Хорошо известно, что учащиеся, достаточно качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы (в соответствии с требованиями к знаниям и умениям), далеко не всегда оказываются способны к самостоятельному творческому мышлению. Кроме того, даже хорошо успевающие ученики нередко имеют нейтральное или даже резко негативное отношение к самому процессу познавательной деятельности. Важной причиной приведенных выше фактов часто является неправильное понимание учителем содержания образования.
Трактовка понятия содержание образования дается, например, в трудах крупного отечественного дидакта И.Я. Лернера (1988). Основываясь на высказанной в его работах точке зрения, в содержании образования можно выделить следующие основные компоненты, подлежащие усвоению учащимися: знания о мире; способы деятельности (умения и навыки); опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Познавательная работа учащихся должна быть ориентирована на комплексное усвоение всех указанных компонентов содержания образования, в том числе, опыта творческой деятельности. И.Я. Лернер указывает, что при творческом решении новой для себя проблемы ученики обязательно применяют усвоенные ранее знания и умения в новой ситуации, творчески преобразуя их в соответствии с содержанием проблемы. Этим определяются существующая динамическая взаимосвязь и взаимозависимость разных компонентов содержания биологического образования.


Б.И. Коротяев (1989) выделяет три основных уровня деятельности учащихся, направленной на усвоение компонентов содержания образования:
репродуктивный характеризуется выполнением действий по прямому указанию и предписанию учителя;
частично-поисковый осуществление частично-самостоятельного поиска решения проблемы; выполнение заданий на основе частичной перестройки ранее известных способов деятельности;
творческий уровень характеризуется применением знаний, которые до сих пор не были известны ученикам; проявлением умения самому увидеть проблему, сформулировать ее, разработать и применить оригинальные способы ее решения.
Однако сам же Б.И. Коротяев указывает, что граница между репродукцией и творчеством является условной и подвижной.
Примером типичной репродуктивной деятельности школьников является на уроке биологии дословное повторение ранее изученного материала или работа по «образцу», когда возможность интеллектуального поиска минимальны.
Специальных задач творческого характера, разработанных с учетом программного материала, всё ещё мало. Подавляющее большинство вопросов и заданий предполагает выполнение во внеурочной деятельности.
Например, проблемная ситуация: «Как вы думаете, сходство пчел с мухами защищает мух от хищников или же дает им возможность полакомиться медом пчел в их улье?». Есть эксперименте: освещенность, влажность, температура и др., они должны быть одинаковыми.
Известно, что мухи относятся к классу насекомых, это источник питания для земноводных, например жаб. Для осуществления эксперимента необходимо несколько жаб (одного вида, одинакового возраста, одинаковых размеров). В террариум с первой жабой подсаживаются пчелы, поймав пчелу, жаба испытает дискомфорт, поскольку пчела способна ужалить своего обидчика, и жаба в дальнейшем подобных насекомых ловить не будет. Ко второй жабе подсаживаются мухи, естественно, жаба будет продолжать ими питаться, потому что корм не причиняет ей неудобств. Третьей жабе подсаживают как мух, так и пчел, результат этого опыта может быть различным и носит вероятностный характер. Учителю на заключительном этапе рассмотрения проблемы следует познакомить учащихся с такими понятиями, как выборка в биологическом эксперименте, достоверность исследования, поскольку вряд ли в школе найдется порядка восьми жаб для каждого опыта. Таким образом, имеется проблема, возникают гипотеза, доказательство, подтверждение или опровержение и вывод.

При решении проблемы школьники применяют следующие приемы работы: устанавливают причинно- следственные связи, находят недостающие звенья, выдвигают гипотезу.
Задача В результате длительных наблюдений выяснилось, что многие виды рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих в условиях неволи живут гораздо дольше, чем в дикой природе. Как можно объяснить этот факт? Как можно определить возраст представителей перечисленных выше систематических групп животных? Какие причины могут привести к появлению «исключений из правила», т.е. к ситуации, когда животное в неволе погибает быстрее, чем в дикой природе? Приведите конкретные примеры.

Задача. Известно, что многие дышащие атмосферным воздухом водные и околоводные животные могут нырять, задерживая при этом Дыхание. Однако максимальные сроки пребывания под водой у представителей разных биологических видов очень отличаются. Каким образом можно объяснить эти отличия? Какие адаптации могут позволить дышащим атмосферным воздухом животным длительное время пребывать на глубине? Почему рыбы дышат с помощью жаберного аппарата, а китообразные с помощью легких, несмотря на то, что они являются обитателями одной и той же среды водной?

Проанализировав сборник КИМов по биологии подготовка к ЕГЭ 2013 авторов А.А. Кириленко С.И. Колесникова задания на решение проблемы можно найти в заданиях С1, например:
Какие паразиты – облигатные или факультативные – более опасны для организма человека?
Происходит ли фотосинтез в незрелых плодах растений, поясните.
Почему пепсин активен в желудке, неактивен в кишечнике и как тогда в кишечнике продолжается расщепление белков? Ответ обоснуйте.

Проблемное обучение основывается на постановке перед старшеклассниками учебных проблем, которые затем самостоятельно или с помощью педагога разрешаются. В литературе имеется указание на наличие пяти этапов решения учебной проблемы

Отдельное место в структуре проблемного обучения, применяемого в биологии, занимают ситуационные задачи, решение которых сегодня остается самым распространенным методом проблемного обучения. Этот тип наибольшее отражение нашел в курсе биологии 8 класса и при изучении генетики.
Решая, например, такую задачу: «Папа римский Иннокентий VIII, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей, однако это явилось причиной его смерти и гибели юношей. Как вы думаете, почему?». Учащийся, у которого уже сформирован необходимый комплекс знаний, умений и навыков относительно кровеносной системы и кровообращения человека с уверенностью может рассуждать и вычленять необходимые структурные элементы для решения этой задачи.
Следует отметить, что дети больше внимания уделяют задачам, связанным с определенной проблемой. Бухарским эмиратом правит эмир Насрулла Боходур по прозвищу Мясник. Он отличается особой жестокостью. За время его правления в Бухаре ежедневно совершалось от 5 до 100 кровавых казней. В 1855 г. эмир Насрулла захватывает соседний Шахрисябз. По легенде, он был отравлен собственной женой, которая была дочерью шахрисябского шаха, ставшей невольницей в его многочисленном гареме. Однажды ночью она подкралась к спящему эмиру и влила ему в ухо ртуть. Придворным медикам не удалось спасти Насруллу, но даже умирающий, он остался верен себе: приказал расправиться со всеми близкими отравительницы». Как вы думаете, почему Насрулла погиб? У эмира было отверстие в барабанной перепонке, через которое яд попал в среднее ухо. Это отверстие может образоваться вследствие перенесенной в детстве болезни. Например, кори и скарлатины, причем болезнь осложнилась воспалением среднего уха, и образовалась перфорация (отверстие).
Большое внимание ребята уделяют задачам, касающимся повседневной жизни, например таким: «Совершая экстренный вызов, карета «скорой помощи» приехала к пострадавшему мужчине 30 лет, у которого было кровотечение. Работники «скорой помощи» ввели пациенту внутривенно хлористый кальций». Возникает вопрос: «Почему?». Подобные задачи особенно важны для учащихся, планирующих поступать в медицинский вуз, тем самым он может не только совершенствовать накопленные знания и умения, он может развивать аналитическое мышление, которое необходимо для постановки диагноза. Таким образом, применяя в практике метод ситуационных задач, учитель проводит профессионально-ориентационную работу среди учащихся.

Проблемные ситуации могут применяться на различных этапах урока, например в качестве мотивационного момента: «Учеными замечено, что охлаждение ног часто вызывает простудные заболевания, тогда как охлаждение рук не приводит к подобному явлению. Как вы думаете почему?».
Применяя метод мозгового штурма, учитель записывает все варианты на доске, а затем в ходе детального обсуждения и проведения дискуссии ученики приходят к выводу, что рецепторы нижних конечностей связаны с лимфатическими узлами гортани, (сответственно, при раздражении кожных рецепторов нижних конечностей сигнал поступает к сосудам лимфатических узлов, те, в свою очередь, сжимаются, таким образом они выполняют самозащитную функцию, а инфекция из ротовой полости проникает в дыхательные пути.
Ситуационную задачу можно разобрать с учащимися на этапе изучения нового материала после изложения какой-либо закономерности или противоречия. Например, сообщая знания по генетике, учитель может создать следующую проблемную ситуацию: «Селекционер колхоза N задался вопросом, как установить, является ли представленный сорт гороха гомозиготным по данному признаку?». Таким образом, учитель, используя ситуационную задачу, ставит учащихся в некий тупик: как же действительно можно определить, какой признак гомозиготный, а какой гетерозиготный?

Для обеспечения полноценной творческой деятельности учащихся крайне важно, чтобы предлагаемые им биологические задачи исследовательского характера были достаточно сложными, но при этом доступными для школьников данного возраста
К творческим задачам относятся те, которые требуют от ученика самостоятельного применения знаний в новых условиях, создание чего-то субъективно нового. Это те задачи, которые невозможно решить стандартными методами или приёмами. Например: есть мнение, что автотрофное питание более выгодно для организма, чем гетеротрофное. На чём может быть основано это мнение? Приведите наиболее очевидные и убедительные аргументы, подтверждающие каждую точку зрения. Какого мнения придерживаетесь вы?
Применение проблемного обучения в образовательном процессе позволяет педагогу формировать познавательный интерес, творческую активность, креативное мышление, самостоятельность

Педагогу следует учесть, что применение проблемного подхода на уроке биологии имеет ряд трудностей. Проблемное обучение, как правило, требует большего количества времени, чем обычное изложение материала учителем. При этом важно, чтобы школьники обладали определенной биологической эрудицией, поскольку отсутствие знаний не позволит успешно обсудить поставленную проблему. От учителя биологии требуются отличное знание предмета, а также гибкость и оперативность работы на уроке. Кроме того, в проблемном обучении особую важность приобретает поддержание своевременной обратное связи между учеником и учителем. Следовательно, проблемный урок проводить значительно труднее, чем работать в рамках объяснительно-иллюстративного метода, как это обычно бывает при догматическом обучении.

В ходе решения ситуационных и творческих задач у ребят формируются новые ЗУНы, развиваются познавательная и творческая активность, любознательность и эрудиция.


Проблемные ситуации, создающиеся на уроке, можно классифицировать в зависимости от их применения следующим образом:
1.По способу создания
2.По разделу науки
3.Интегрированные

Таким образом, основной способ преодоления догматических тенденций в образовательном процессе – проблемное обучение в биологии. Оно позволяет школьнику проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений.

«Для достижения положительных результатов на экзамене следует в учебном процессе увеличить долю самостоятельной деятельности учащихся как на уроке, так и во внеурочной работе, акцентировать внимание на выполнении творческих, исследовательских заданий.» (Из рекомендаций по подготовке к ЕГЭ 2013 г. Г.С. Калинова к.п.н. зав. Лабораторией дидактики биологии ИСМО. Журнал «Биология в школе» № 10 2012г)



Литература
1Журнал «Биология в школе» №6 2012, статья А.В. Кулёва «Развитие творческого мышления школьников при обучении биологии»
2Журнал «Биология в школе» №8 2012, статья С.Е.Торкова «Подготовка учащихся к исследовательской работе при обучении биологии»
3. Журнал «Биология в школе» № 10 2012г
Интернет ресурсы




















13PAGE \* MERGEFORMAT14815