Программа по внеурочной деятельности Край ты мой родимый.


МАОУ гимназия № 13 г. Томска
Программа по внеурочной деятельности
«Край ты мой родимый».
Автор: Шипулина Т.А.
(Учитель начальных классов)
Пояснительная записка.
Одной из главных педагогических задач современности является экономическое воспитание школьников. Действительность требует от молодых людей активной позиции по отношению к проблемам окружающей среды. Формированию такой позиции способствует практическая исследовательская деятельность по изучению родного края. Одним из главных богатств Томской области является лес. Лес это здоровье и отдых людей, источник разнообразного ценнейшего сырья. Потребление лесных ресурсов превысило производительные силы природы, и сегодня остро встает проблема совершенствования лесного хозяйства и воспроизводства лесов. Изучению проблем лесоведения частично уделяют внимание такие дисциплины как экология, биология, география и другие. Целенаправленно и расширенно изучать проблемы лесов возможно во внеурочное время, организуя факультативы, кружки и различные производственные объединения, как например, школьное лесничество.
Целью программы является освоение учащимися системы умений по наблюдению и проведению частных и комплексных исследований растительного мира родного края.
Задачи
1. Изучить особенности растительности Томской области.
2. Научить учащихся проводить наблюдения и исследование леса, лесной растительности и обитателей леса.
3. Обобщать полученные знания и результаты наблюдений и экспериментов в форме статей, буклетов, сообщений, выставок и т. д.
4. Проводить в школах и социуме пропагандистскую работу по охране и воспроизводству лесного массива родного края.
Содержание дисциплины.
1. Хвойные леса Томской области.
Видовой состав растительного покрова области. Зона тайги. Хвойный лес (темнохвойный и светлохвойный). Характерные сосновые леса, особенности растительности этого леса.
2. Кедр – хвойное дерево. Главная достопримечательность дерева. Кедровое масло, орехи, древесина. Их использование в обыденной жизни.
3. Сосна. Древесина, ее использование и применение. Сосновая живица, ее использование. Плоды сосны.
4. Лиственные леса. Произростание лесов. Березовые леса. Богатый травостой лиственных лесов.
5.Береза. Дерево, имеющее белую кору ствола. Пять видов берез. Применение и использование древесины березы и ее сока. Народное дерево.
6. Луговая растительность. Заливные и материковые луга. Их расположение. Ценный корм для животных. Растения лугов.
7.Водная растительность. Побережные растения – частуха, стрелолист, камыш озерный. Плавающие водные растения и их характеристики.
8. Лес и народное хозяйство. Лесное хозяйство – важнейшая отрасль хозяйства.
9. Полезные свойства лесов. Пищевые и лекарственные растения.
10. Уход за лесом и восстановление лесов. Как сберечь лес.
Памятники природы Томской области. Туристические поездки по окрестностям города Томска.
1. Белое озеро. Написание статей с фотографиями.
2. Село Эушта (поселение татар). Написание статей «Быт томских татар», поделки из природных материалов.
3.Кисловский бар (поселение муравьев). Доклады о муравьях.
4. Село Тимирязево – музей леса. Конференция «Лесная промышленность Томской области»
5.Поросинский кедровник. Экологическая работа школьников. Встреча со школьниками села Поросино.
6. Заварзинская лесная дача. Заповедный лес. Комплексное исследование.
7. Обнажение «Синий утес». Фотовыставка. Легенды о реки Томи.
8. Река Томь. Гравийные наносы. Сбор коллекции камней.
9. Экскурсии. Краеведческий музей. Изучение изменений в составе растительности области.
10. Экскурсия в минералогический музей ТГУ. Описание полезных ископаемых области.
Экскурсии, наблюдения и исследования.
1. Осмотр деревьев и кустарников в близлежащем лесу. Формирование умения определять и различать различные деревья и кустарники.
2. Сбор плодов и семян деревьев и кустарников. Рассматривание учащимися плодов, семян деревьев. Умение соотнести плоды с деревьями.
3. Изучение шишек хвойных пород деревьев. Строение шишек, отличия и сходство. Умение определять, к какому дереву относятся шишки.
4. Распознавание пород деревьев. Умение распознавать деревья по коре, стволам, побегам и т. п.
5.Раскопки под снегом. Растения. Умение определять растения не в сезон их цветения.
6. Поведение птиц в зимнем лесу. Умение определять вид птиц и их поведение в лесу зимой.
7. Птичьи гнезда. Рассматривание строения гнезд, для чего они птицам, из каких материалов построены.
8. Животные сибирского леса. Белки - пушистый зверь ( питание, место обитания, особенности жизни).
9. Следы присутствия животных. Сформировать навык определения животных по их следам.
10. Птичьи столовые. Умение определять пищу для птиц, особенности питания вороны.
11. Зимние сухие букеты. Сформировать эстетический вкус к составлению букетов из сухой растительности.
Тематический план
№ Название темы, разделы.
Количество часов.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12 Введение. Беседы о лесах Томской области.
Хвойные леса Томской области.
Кедр.
Сосна.
Лиственные леса.
Береза.
Луговая растительность.
Болотная растительность.
Водная растительность.
Лес и народное хозяйство.
Полезные свойства лесов.
Уход за лесом и восстановление лесов.
1 час
1час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23 Экскурсия в леса Томской области (ботаники, зоологи).
Экскурсия. Осмотр деревьев и кустарников в близлежащем лесу.
Исследование. Изучение шишек хвойных пород деревьев (кедр, сосна, пихта).
Наблюдение. Распознавание пород деревьев по кроне, стволам, побегам.
Раскопки под снегом. Растения.
Наблюдение. Поведение птиц в зимнем лесу.
Исследование. Птичьи гнезда.
Наблюдение. Животные сибирского леса.
Исследование по образцу. Следы присутствия животных.
Практикум. Птичьи столовые.
Практикум. Зимние сухие букеты.
1 час
1час
1час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33 Белое озеро.
Село Эушта (поселение татар).
Кисловский бор (поселение муравьев).
Село Тимирязево. Музей леса.
Поросинский кедровник.
Заварзинская лесная дача.
Обнажение «Синий утес».
Река Томь. Гравийные наносы.
Экскурсии. Краеведческий музей.
Экскурсии. Музеи ТГУ.
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
Ожидаемый результат.
1. Получение учащимися знаний о лесах, лесоведении и лесном хозяйстве области.
2. Формирование у учащихся навыков проведения биоэкологических экспериментов и исследований.
3. Использование полученных знаний для разъяснительной природоохранной работы в ОУ и социуме.
Диагностика обученности в кружке.
Интеллектуальная, в результате которой дети учатся отвечать на вопросы, позволяющие определить: как учащиеся воспринимают идеи, понятия, явления и наблюдаемые объекты, рассуждать, осуществлять выбор способов исследования объектов природы, применять свои знания на практике.
Занятие №1.
Тема: Распознавание деревьев по разным признакам.
Цель: на основе наблюдений рассмотреть представления учащихся об изменениях в природе зимой, рассмотреть снежинки во время снегопада, провести наблюдения под снегом, познакомиться c видом зимнего леса; рассмотреть ель, сосну зимой; собрать еловые и сосновые ветки, шишки для предметного урока.
Оборудование: коробка, линейка, деревянная лопатка, карандаш, блокнот.
Ход экскурсии.
Подготовка учителя и учеников к экскурсии.
Для подготовки экскурсии определяется место зимнем лесу, (где будет проходить экскурсия), какой наглядный материал смогут собрать учащиеся для использования его на предметных уроках.До экскурсии в классе проводится вводная беседа по следующим вопросам.
Какой был лес поздней осенью (вспомнить)?
Какие изменения произошли в природе с приходом поздней осени?
Что заметили в лесу на экскурсии?
Назвать деревья, которые сбрасывают листья на зиму, а которые – нет.
До экскурсии даются задания.
Понаблюдать за птицами
Присмотреться, какие животные живут в лесу зимой, определить их по внешнему виду, следам.
Собрать природный материал (шишки, опавшие ветки, кору).
Проведение экскурсий в феврале.
Наблюдения за неживой природой.
По приходу в лес, детям предлагаются вопросы и задания.
Посмотрите, остановитесь, послушайте тишину леса, полюбуйтесь красотой зимнего пейзажа.
Что вы слышите?
Какое ощущение от зимнего леса?
Какие стихи вам приходят на память?
Какие загадки, пословицы, поговорки вы знаете?
Понаблюдайте за небом, как оно изменилось по сравнению с осенью?
Какое солнце? Чем покрыта земля зимой?
Что падает с неба?
Какая температура воздуха? Выше или ниже нуля?
Поймайте на рукавичку снежинку и рассмотрите ее, а теперь на ладонь.
Что произошло со снежинкой? Попробуйте зарисовать снежинку.( Зарисовывают в блокноте).
Разделитесь на группы (образовывается три группы).
Вы будете выполнять следующее задание и результаты записывать в блокноты.
1 группа - Линейкой измеряет толщину снега на открытом пространстве и у дерева.
2 группа – Рассмотрите сугробы, где их намело и почему?
3 группа - Градусником измеряет температуру воздуха и температуру снега.
Итоги по наблюдениям за неживой природой.
Руководители групп докладывают о выполненной работе.
Где толщина снежного покрова больше? (Около деревьев). Почему? (Толщина снежного покрова зависит от преград)
Где в наших местах намело сугробы? Почему?
Какова Температура воздуха, температура снега?
Наблюдения за живой природой.
Посмотрите на деревья.
Какие они? (без листьев).
Почему?
Какие деревья с листьями? (хвоинками).
Найдите ель и сосну (хвойные).
Найдите отличие сосны и ели.
Посмотрите следы на снегу.
Есть ли они? Чьи? Как догадались?
Каких зимующих птиц знаете?
Что должен человек сделать для них?
А теперь поговорим о распознавании деревьях по отдельным признакам.
Пользуясь определителями древесных растений в безлистном состоянии, можно узнать названия окружающих нас деревьев и кустарников. Многие древесные растения встречаются довольно часто, поэтому лучше запомнить их отличительные признаки, чем каждый раз обращаться к определителю (подобно тому, как наиболее часто употребляемые иностранные слова запоминают, чтобы не лезть каждый раз в словарь). В этом могут помочь некоторые методические приемы.
Из веток деревьев и кустарников, вид которых уже удалось установить, можно составить справочную коллекцию. На ветке обязательно должны быть почки, а если на одном и том же растении обнаруживаются различные типы побегов и почек, то следует взять несколько веток. Ветки должны быть снабжены ярлычками с названием вида. Такая коллекция, содержащая информацию об особенностях строения побегов с почками, может быть использована как учебное пособие, если ветки будут располагаться в определенном порядке, отражающем морфологические особенности побегов (прежде всего в соответствии с типом расположения почек на побеге). Пользуясь коллекцией веток, можно обучать ребят узнавать зимой деревья и кустарники, не прибегая к помощи определителя (который к тому же трудно достать). Правда, надо иметь в виду, что почки таких засушенных веток сохраняются значительно лучше, чем стебли, которые становятся ломкими и у многих пород древесных растений при хранении сморщиваются.
В начале знакомства с определением деревьев и кустарников по веткам полезно сортировать набор веток, в котором перемешаны ветки разных пород по несколько экземпляров (ветки при этом должны быть без этикеток). Выполняя это упражнение, выбирая сходные экземпляры и отделяя их от экземпляров других видов, можно научиться узнавать и различать деревья и в природе: при этом остается только узнать и запомнить их названия. Полезно находить как можно больше различий между парами побегов разных пород деревьев и кустарников: например, чем отличаются побеги вяза гладкого от побегов липы мелколистной, побеги березы бородавчатой от побегов березы пушистой и т.д. При этом учитель должен «отсеивать» те отличия, которые являются индивидуальными признаками конкретных экземпляров деревьев или следствием засыхания веток при хранении.
Большую пользу принесут грамотно сделанные описания уже опознанных видов деревьев и кустарников. Описания помогают освежить в памяти отличительные признаки древесных растений. Картотека, составленная из этих описаний, может служить справочным пособием. Описания признаков деревьев и кустарников в зимнем состоянии можно составлять по литературным данным, но лучше описывать признаки с натуры (тем более что не всегда в литературе можно найти достаточно полные описания древесных пород), а еще лучше делать это вместе с ребятами во время экскурсий в лес или парк.
Описывая дерево или кустарник в природе, необходимо прежде всего, отметить географическое местоположение, окружающую природную обстановку, характер растительности, рельеф, близость водоемов, населенных пунктов, происхождение насаждения (если оно известно). В описании отмечаются общие признаки растения (жизненная форма, размеры и форма кроны и ствола), особенности коры ствола, признаки годичных побегов с почками, наличие генеративных органов (сережек, плодов, шишек). Для лучшего зрительного запоминания полезно делать хотя бы схематические зарисовки деревьев «в полный рост» (здесь важен даже не столько результат, сколько сам процесс рисования, во время которого можно уловить характерные особенности кроны). Делаются также рисунки годичных побегов (общий вид) и почек (крупным планом).
Рассматривая дерево в природе, необходимо не только обращать внимание на отдельные, частные признаки, но и стараться запомнить его общий облик, а для этого надо подольше задерживать на нем свой взгляд. Мы запоминаем определенные образы как целостную совокупность отдельных черт, часто не отдавая себе отчет в том, что замечаем какие-то детали, а впоследствии узнаем эти образы (так же, как, например, мы сразу узнаем знакомые лица без длительного анализа овала лица, формы носа, цвета глаз, толщины губ и т.д.). Опытный ботаник чаще всего узнает в природе виды растений не с помощью определителя, а сразу, как только взглянет на них.
Зрительное запоминание облика дерева тем более важно, что зачастую отсутствуют
Собираем природный материал.
1 группа – Собирает шишки, рассматривает.
2 группа – Собирает на снегу опавшие ветки, которые сбило ветром.
3группа – Разделите ветки хвойных и лиственных деревьев, дайте им название.
Руководители групп докладывают о выполненной работе, в которой выясняется изменения в живой природе с приходом зимы.
Чем ель отличается от сосны? ( Листьями, хвоей, шишками, корой, стволом).Опишите внешний вид (дятла, вороны), их жизнь в зимнем лесу, как мы должны ухаживать за ними?
После проведения работ детям предлагается поиграть в следующую игру: “Угадай, с какого дерева этот листок”.Игра проводится после того, как учащиеся уже будут хорошо знакомы с листьями разных деревьев.
Содержание игры: Учитель держит в руках несколько листков разных деревьев, показывает один из них и предлагает детям подбежать к тому дереву, которое имеет такие листья. Дети подбегают к соответствующим деревьям. Потом учитель раздает каждому ученику по одному листку и говорит: “ Когда я скажу раз, два, три- беги, каждый из вас должен подбежать к тому дереву, с которого держит листок в руках. Я буду проверять, не ошиблись ли вы?” Через некоторое время дети обмениваются листьями, и игра продолжается. Учитель проверяет, правильно ли дети выполняют условия игры. Выигрывают те ученики, которые сделали меньше ошибок.
После отдыха предлагается обобщающая беседа, в ходе которой выясняются изменения в неживой и живой природе с приходом зимы.
Что мы сегодня наблюдали?
Что нового узнали?
Где были на экскурсии?
Какие изменения в природе заметили?
Вывод: Что жизнь в природе зимой продолжается.
Занятие №2.
Тема: Птицы в зимнем лесу.
Задачи:
Закрепить понятие «зимующие» птицы;
Дать детям представление о видах питания зимующих птиц;
Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
Ход занятия:
Сегодня мы отправимся в лес на зкскурссию и понаблюдаем за птицами.
- Какое сейчас время года? Вспомните, пожалуйста, зимние месяцы. Какая погода бывает зимой?
- Ребята, а всех ли птиц мы можем встретить на улице зимой? (Нет, некоторые птицы улетают в теплые края)
- Как мы их называем? (Перелетные)
- Какие это птицы? (Ласточка, грач,  скворец, жаворонок, аист, кукушка, соловей).
- Почему эти птицы улетают на юг? (Эти птицы питаются насекомыми, а зимой их нет).
- Но не всем птицам страшна зима.  А какие птицы остаются у нас на зиму, вы угадаете сами. (Загадывание загадок)
1.Чик-чирик!
К зернышкам, прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?.. (Воробей)
(наблюдение за воробьем)
- Посмотрите и скажите, какого цвета оперение воробья? (он маленький коричневого и серого цвета). Чем покрыто тело воробья? (перьями) Чем питаются воробьи? (хлебными крошками)
Послушайте 2-ую загадку:
Все время стучит,
Деревья долбит.Но их не калечит,
А только лечит   (Дятел)
(Наблюдаем за дятлом)
- Какой красивый дятел! Опишите его. ( У дятла голова, шея, спина, крылья- черные, а на голове красная шляпка)
-Какой у дятла клюв? Зачем он ему нужен? (Крепким клювом он стучит по  дерева, долбит кору и достает насекомых)
-А зачем дятел достает насекомых из-под коры? (он спасает дерево от вредителей)
-Как люди называют дятла? Почему? (санитар леса)
- Чем питается дятел? (личинками)
(На плакат вывешивается картинка с изображением того, чем питается дятел.)
3. Еще загадка:Верещунья-белобока,А зовут ее ...            (Сорока)
(Наблюдаем за сорокой)
- Какая сорока? Опишите ее (сорока крупная птица с черно-белым оперением).
- Как называют сороку в сказках и стихах? (сорока - белобока)
- Чем питается сорока? (семенами растений)
4. Красногрудый, чернокрылый,Любит зёрнышки клевать,С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
(Наблюдаем за снегирем)
- Как вы думаете, почему эту птицу называют снегирь? (от слова «снег»- он ныряет в снег и купается)
- Опишите его (у снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка - красная).
- Чем питается снегирь? (ягодами рябины, зернами и семенами)
5. Она маленькая птичка,
И зовут ее … (Синичка)
- Как она выглядит? (на голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост – серые)
- Чем питается синичка? (салом)
- Молодцы, ребята, вы отгадали загадки о птицах. Давайте еще раз их назовем (воробей, дятел, сорока, снегирь, голубь, ворона, синица ).
- Ребята, давайте хорошо рассмотрим этих птиц: что у них общего: есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове – глаза и клюв, все части тела покрыты перьями. А что же разного? ( Расцветка)
- Как можно назвать, одним словом этих птиц? Почему? (зимующие, потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас)
- Ребята, вы знаете, какая бывает зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему? (птицам тяжело найти себе корм под снегом.Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.)
- Ребята, давайте вспомним, чем питаются птицы?
- Правильно, ребята. Воробьи питаются зёрнышками, пшеном, хлебными крошками;
-Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало;
-Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины;
-Сорока питается семенами растений;
-Дятел питается личинками.
Все чем питаются наши пернатые друзья, мы можем увидеть, сейчас в лесу.
А сейчас пока я вам буду рассказывать про птиц, вы можете еще раз понаблюдать за ними.
Птицы издавна привлекали внимание людей и пользовались особой любовью народа. Об этом свидетельствуют памятники древней письменности. Это видно по народным пословицам и поговоркам, по поэзии и музыке, по большому количеству страстных любителей и, нередко, знатоков птиц среди представителей самых различных профессий. На это указывает, наконец, то, что наука о птицах — орнитология — представляет собой одну из наиболее разработанных ветвей зоологии.
Повышенный интерес к птицам объясняется их привлекательностью и тем, что преобладающее большинство их для нас полезно. Будучи естественными врагами вредных насекомых и грызунов, птицы, в массе уничтожая их, защищают леса, поля, сады и огороды от этих вредителей. Многие виды птиц являются объектом промысла, а также предметом спортивной охоты и ловли. Не может не привлекать внимание человека также и разнообразие окраски оперения птиц, их удивительная подвижность, способность петь, вить гнезда и совершать дальние массовые перелеты.Птицы встречаются повсюду. Даже в садах и парках крупных городов можно познакомиться со многими из них. Например, в черте Ленинграда ежегодно гнездится 40—44 вида птиц, и 60 видов может быть встречено на кочевках или пролете. Кстати, в городах иногда попадаются довольно редкие птицы, которых не всегда встретишь и за городом.
А сейчас проверим, как вы запомнили птиц, я вам буду говорить описание птицы, а вы должны будете отгадать ее.
Красногрудый, толстый, любит рябину.
Красноголовый, трудолюбивый, санитар леса.
Маленькая, брюшко желтенькое, любит сало.
Маленький, драчливый, боевой удалой.
Молодцы, а теперь оправляемся обратно домой.
Итог экскурсии.
-С какими птицами мы сегодня познакомились?
-Чем они похожи друг на друга, а чем отличаются?
-Чем питаются наши пернатые друзья?
-Почему птиц называют перелетными?
-Зачем некоторые птицы улетают на юг?
Занятие №3.
Тема. Птичьи гнезда
Цели: познакомить с расположением птичьих гнезд.
Задачи:
-обобщить знания об особенностях жизни птиц,
-развивать познавательную и творческую активность детей,
-воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы.
Ход экскурсии.
-Сегодня мы продолжим разговор о птицах, но большее внимание уделим их гнездам.
– Каких птиц вы видите зимой?  Можно ли увидеть ласточек, лебедей? Почему?– Какие птицы остаются зимовать? Почему?
– Отгадайте загадки о птицах и расскажите, о них самое интересное (подготовленные дети рассказывают, другие дополняют).
1) Спинкою зеленовата,животиком желтоватаЧёрненькая шапочка B полоска шарфика.  (Синица)
Меня можно увидеть не только в лесу, но и в городских парках. Я маленькая, как воробышек. У меня чёрная шапочка, жёлтая грудка, зелёная спинка и острый чёрный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Зимой питаюсь семенами ели, сосны и других растений. Я, очень подвижная птица, могу висеть на ветке вниз головой потому, что у меня длинные и острые когти.2) На ветвях, украшенных  снежной бахромой,Яблоки румяные  выросли зимой.Яблоки по яблоне весело снуют,Гусениц мороженых яблоки клюют.  (Снегири)
Я – снегирь. Уверен, что вы меня сразу узнали по моей красной грудке. Я частый гость зимой в ваших лесах. Не случайно моё имя связано с первым снегом. Посмотрите, какой у меня толстый чёрный клюв. Я им вылущиваю семена ягод черёмухи, можжевельника и рябины. Очень люблю я семена ольхи и берёзы. Голос у меня скрипучий: «Жи-ши», но я издаю и мягкие звуки: «Фю-фю», «Фьи-фьи».
3) Он щебечет «Чик-чирик!»              Ищет зёрнышки и крошки.Серый, ростом невелик.                     Зимовать не улетает,Скачет, скачет по дорожке,                Под карнизом обитает. (Воробей)
Я – воробей. Маленькая подвижная птица с коричневыми пёрышками и твёрдым острым клювом, спокойно переношу холода. Когда мне холодно,  прячу одну лапку в пушистое брюшко, а на другой ноге стою. Но чаще мы сидим, прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Мы, воробьи, любим чистоту и поэтому купаемся зимой в снегу. Мы – главные защитники, сторожа городских парков и садов. Птенцов  кормим насекомыми и личинками, принося большую пользу человеку.
4) За день всюду пролетит,        Стрекотунья, белобока,Всё, что знает, растрещит.         Наша сплетница… (Сорока)
– Ловкая, подвижная, суетливая птица сорока. Вместе с воронами и галками она переселяется на зиму ближе к жилью людей.
5) Сколько пользы этот нос -           Ну, а чтоб жилось тепло,Нашим яблоням принёс!                  Мастерит себе дупло.Эта птица – молодчина:                    Много времени потратил,Выбирает всех личинок.                   На своё жилище …  (Дятел)
Я – большой пёстрый дятел. Про меня говорят «Лучший друг леса», ласково зовут «Тук Тукич». Вся моя жизнь проходит на деревьях, так как пища моя – личинки жуков и насекомых, живущих в коре и древесине. Достаю я их своим длинным тонким языком, который может высовываться изо рта на 10-12 сантиметров. Язык у меня липкий с шипами. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо нанизываются на его конец. А ещё я питаюсь семенами хвойных деревьев.
– У дятла ноги приспособлены к лазанию по стволам деревьев, пальцы на ногах имеют острые когти и расположены не так, как у других птиц. Два пальца направлены вперёд, а два назад. Это помогает ему прочно держаться за кору деревьев.
Птичьи гнезда.
Зачем птице гнездо?
Обычно отвечают просто: это птичий дом. Ответ справедлив лишь в отношении немногих птиц, для большинства же гнездо - временное и даже часто кратковременное жилище, где размещается их потомство. У мелких певчих птиц гнездо бывает занято приблизительно в течение месяца: до вылета птенцов из гнезда.
Чтобы кладка яиц всегда располагалась компактно в середине гнезда, его дно должно быть закругленным. А чтобы лучше сохранить тепло насиживающей птицы, размеры гнезда должны соответствовать ее величине. В сохранении тепла - важнейшее назначение гнезда. Однако есть птицы, которые выводят потомство и без гнезда.
Гнездо зяблика, например, растягивается, увеличиваясь в два и более раза: снаружи гнездо обтянуто эластичным слоем лишайников, скрепленных паутиной. У других гнезд (коноплянки, щегла, лесной завирушки) есть толстый слой мягкой выстилки в боковых стенах, птенцы уплотняют его и расширяют гнездо. Гнезда дроздов слеплены из глины, и, казалось бы, расширить их невозможно. Однако эти гнезда имеют внутри по бортикам слабо закрепленную выстилку из травинок, которая временно уменьшает диаметр лотка. Потом птенцы затаптывают эту выстилку, и гнездо становится мельче, но шире. Есть гнезда неизменных размеров, например, лепное гнездо городских ласточек. Но у этих птиц и неизменное число птенцов - всегда четыре.
Итог экскурсии.
-Где могут располагаться гнезда?
-Зачем птицам гнезда?
Из чего птицы строят свои дома?
-Почему птицы кричат, когда чужие приближаются к гнездам?
-Как каждый из нас может помочь пернатым?
Птицы – это  часть нашей природы, и мы должны  охранять их, быть друзьями.
После каждого занятия кружка учитель проводит обсуждение учебного материала по вопросам. На занятии №1 дети учились сравнивать погоду зимой и осенью, анализировали ее состояние, пытались отыскать следы животных и птиц в лесу, исследовали строение снежинок, толщину снега, рассматривали хвою и зимнюю листву под снегом. Они развивали образное мышление, речь. На занятии №2 ученики проводили наблюдение за птицами, развивали речь, обогащали ее лексику, описывая обитателей леса, перечисляя продукты питания пернатых друзей, а также решали проблемный вопрос о причинах перелета птиц на юг. На занятии №3 развивали мышление, изучая различные гнезда птиц, пытались описывать условия вывода птенцов, способы строительства гнезд и делали вывод о том, люди и птицы часть природы.
Мы – друзья и должны помогать друг другу и охранять все живое. Ученики рассуждали, наблюдали явления и объекты, т. е. развивали интеллект.Литература.
1. Н. С. Евсеева, Л. Н. Окилева, «География Томской области 8 класс». Издательство научно – технической литературы 2007 год.
2. И. А. Моисеев «Контроль и оценка результатов 1 – 4 классы». Издательство «Вако» Москва 2010 год.
3. Г. Г. Зорин « Школьникам о лесе». Издательство «Лесная промышленность» Москва 1971 год.
4. Г. А. Цукерман, Н. К. Поливанова, «Введение в школьную жизнь». Библиотека развивающего обучения – Томск «Пеленг» 1996 год.