Презентация Применение коммуникативных методик для преодоления языкового барьера учащимися.


Применение коммуникативных методик для преодоления языкового барьера учащимися. Номинация: методические идеи обучения и воспитания.Педагог: Смирнова Ольга Александровна, МОУ лицей № 37 Английский язык уже долгое время является международным языком, и при встрече люди используют такую форму общения на английском языке как говорение. Но в связи с различием языков, менталитетов и связанных с этим отличием самовыражения, возникает проблема языкового барьера. Термином «языковой барьер» обозначают как правило страх говорить на иностранном языке. Это ситуация, когда человек в силу ряда причин не может вступить в общение.Говорение является одним из наиболее важных умений, которое нужно развивать, чтобы можно было обмениваться и перерабатывать поступившую информацию. В основе методической идеи лежит метод модерации, как один из наиболее эффективных образовательных методик и технологий. Результатом использования данного метода является возможность значительно повысить результативность и качество образовательного процесса, т.к. используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Модерация - это: а) совокупность техник и методов по организации взаимодействия в группе с целью принятия решений;б) способ системного, структурированного ведения диалога.Цель проведения модерации - наиболее полное вовлечение всех участников в рабочий процесс и разработки плана действий по обсуждаемой проблеме. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ МОДЕРАЦИИ:"мозговой штурм" - Мозговой штурм представляет собой двухэтапную процедуру решения задачи: на первом этапе выдвигаются идеи, а на втором они развиваются."многопозиционный опрос" - метод выбора с помощью голосования. Применяется, когда при множестве альтернатив, необходимо сделать выбор или определить отношение экспертной группы к обсуждаемым вариантам. Как вариант, может быть использован после мозгового штурма, чтобы отобрать идеи, с которыми стоит работать дальше. "mind-mapping" или метод "корней дерева" - планирование необходимых действий по проекту, где от "ствола дерева" расходятся "корни" или от основной цели идут задачи, а также необходимые ресурсы и действия в виде "ответвлений"."вспышка" - обзор мнений участников, например, при анализе "проблемного поля. Метод мозгового штурма: Четырехлетние наблюдения показали эффективность этого приема. Рассмотрим пример изучения грамматического материала с помощью мозгового штурма: Цель – изучение Present Continuous TenseЗадачи: с помощью предложенных карточек представить идею запоминания правила настоящего длительного времени. Идея №1. Идея №2 Идея №3 Многопозиционный опрос (путем голосования решено выбрать идею№1): Mind-mapping: Актуальность и значимость этого метода очевидна - использование модерации как инновационной формы обеспечивает не только эффективность повышения квалификации учителя, но и раскрытию способностей учащегося, вовлечение его в учебный процесс, обретению уверенности при ответах и, как результат, преодоление им языкового барьера. Проблема языкового барьера берет свое начало в недрах психологии личности. Многим знакома ситуация «понимаю, но сказать не могу». Как же это? Все дело в том, что зачастую, не осознавая, мы ставим барьер между собой и собеседником по принципу «свой-чужой». И человек, который говорит не на привычном слуху языке, воспринимается как чужак. Подсознательно мы замыкаемся на этом принципе, играя в молчанку, словно защищаясь. Как показывает опыт, говорение – самый сложный вид речевой деятельности на ЕГЭ. И мы наблюдаем, что при применении метода модерации, учащиеся наиболее правильно используют грамматические структуры в речи с наименьшим количеством ошибок. Существуют следующие проблемы языкового барьера:Недостаточное знание лексики;Боязнь плохого оценивания;Боязнь допущения ошибок;Моральная преграда;Внутренняя неуверенность и самокритика;Не заинтересованность собеседника;Проблемы с речью (дефекты речи). Встаёт вопрос: с какого возраста у человека начинается языковой барьер? По проведенным исследованиям, дети 8-10 лет стараются говорить на английском языке, не переживая за ошибки (в частности: грамматика, словарный запас). Из этого можно сделать вывод:проблема языкового барьера зависит не только от начальных знаний, но и от возраста, в котором человек испытывает проблемы с языком. Быстрое усвоение учебного материала и выработка привычки к работе по методу модерации наблюдается именно в среднем звене, что обусловлено психологическими особенностями данного возраста. Внешняя форма. Тренировка моторных навыков (говорение и слушание). Эти навыки в дальнейшем предоставляют хорошую опорную базу для занятий языком. Так же эксперименты с языковым материалом в игровой форме помогают минимизировать "контроль правильности говорения", что так же способствует усвоению материала. Коммуникация. Коммуникативные умения, раскрывание сферы говорения вообще. Ощущение владения коммуникативной зоной (зоной общения) вообще, пробуждение коммуникативных намерений. Зона коммуникации в психологическом смысле является наиболее проблемной. Говоря, мы предъявляем себя. Все основные проблемные позиции человека проявляются в коммуникации. Инициация. Человек состоит из людей и некоторые из них говорят на других языках. Раскрытие внутри себя некоторого объема, который раньше был недоступен. Очень часто человек не делает чего-то, потому что у него существует мнение о том, что он чего-то не может. Такая позиция отнюдь не способствует успешному изучению иностранного языка. Джазовые музыканты говорят: "Подделывай, подделывай. Скоро сыграешь по настоящему". Для того чтобы играть джаз, надо позволить себе играть его. Способы преодоления языкового барьера Вывод:Страхи и неуверенность — вот что на самом деле тормозит обучение. В свою очередь, процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности. ЛИТЕРАТУРА: Мухаматулина Е.В. "Психология изучения иностранного языка"Васюков И.П. "Способы активной коммуникации учащихся при изучении английского языка"Хорнби А. С. Конструкции и обороты английского языка. It's Not That Hard (An experience of English grammar). Jerry Jill, Sammy Lovejoy Томлянович А. К.Интенсивные нетрадиционные методики изучения английского языка ИНТЕРНЕТ САЙТЫ: http://www.repetitors.info/library.php?b=266"http://ruen.ru/index.php?showtopic=484форум, на котором обсуждается языковой барьерhref="http://www.jur-jur.ru/articles/articles210.htmlhttp://www.native-english.ru/сайт для изучающих иностранный язык