Статья: Использование личностно-ориентированного подхода на уроках английского языка — как положительный фактор мотивации обучающихся


Использование личностно-ориентированного подхода на уроках английского языка - как положительный фактор мотивации обучающихся.
Мананникова Елена Владимировна
Учитель английского языка
МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»
В настоящее время преподавание иностранного языка в школе становится одним из главных предметов. При обучении английского языка учитель использует как традиционные методы, так и нетрадиционные методы обучения. Одним из главных методов выступает личностно-ориентированный подход к ученикам. В свою очередь мы не должны забывать о том, что каждый ученик – это прежде всего личность. А наша задача научить его читать, писать, говорить и наконец, просто общаться на языке, который для большей половины человечества является родным. Поэтому на уроках мы не ставим акцент на трудностях, а пытаемся максимально сгладить обстановку и показать обучающимся, что каждый из них как отличник так и «двоечник» может сам справиться с заданием. Главное, что мы должны видеть в ученике – это его лучшие качества. Каждый ученик –это личность, которую надо прежде всего понять и принять такой, какая она есть. Если учитель знает интересы и способности каждого ученика, его характер и особенности поведения, то и проблема обучения становится более ясной и понятной. Кто-то видит себя только лидером, а кто-то боится открыть даже рот, зная, что сразу же польется поток насмешек и укора. Поэтому первоначальная задача современного учителя исключить ситуацию «провала» в кругу обучающихся. Урок должен приобрести ситуацию успеха, поддержки и одобрения.
При обучении иностранного языка все ученики класса делятся на группы. Конечно, учителю намного легче работать с 15 учениками, нежели с 25. Но все же не всегда удается предугадать реакцию ученика, т.к. это индивид со своими отдельными и не повторимыми психическими и физиологическими функциями. Огромную роль играют семья, интеллект и конечно же окружение в которой растет и развивается обучающийся. Процесс обучения требует вмешательства в реальную жизнедеятельность человека и создания особого времени, пространства, материалов для его реализации. Коллективное и микрогрупповое обучение предоставляет гораздо больше возможностей для индивидуального подхода к обучению. Часто коллектив обучающихся помогает создать эмоциональную основу обучения. То, что бывает довольно скучно и трудно выполнить одному, оказывается интересным и доступным в группе. Например, выполнение проектных работ прекрасно влияет на обучающихся, потому что у них появляется возможность раскрыть свои способности, поддержать друг друга, исправить ошибки. При такой работе каждый может себя реализовать. А результат оправдывает средства, и уже через какое-то время мы видим, как когда-то скромный и неуверенный в себе ребенок преодолевает скованность и застенчивость и становится уверенной в себе личностью.
Также мы не можем не учесть, ту тематику которая предложена для разных возрастных категорий обучающихся. Какие –то темы и уроки просто идеальны и интересны, а некоторые требуют кропотливой подготовки как от учителя, так и от обучающихся. Практически на каждом уроке идет опора на опыт и интеллектуальные возможности учащихся, в том числе на навыки и умения в родном языке. Упражнения на самостоятельное выполнение, индивидуальная работа, работа в парах и группах позволяет расширить кругозор и память обучающихся. Ситуативная обусловленность упражнений, оптимальное сочетание языковой и коммуникативной практики позволяет мне применять наиболее эффективные методы и приемы работы на уроках. Разнообразные раздаточные материалы, карточки, таблицы, интерактивные плакаты, презентации позволяют расширить возможности современного урока иностранного языка. Лингофонные кабинеты, интерактивные уроки, использование «онлайн» общения в скайпе благотворно влияют на развитие и овладение лексическим материалом. Опыт общения с носителями языка, обучение по обмену снижает к минимуму неуверенность и скованность обучающегося. Он понимает, что сам по себе иностранный язык не несет под своим названием страх, а становится средством общения с другими, такими же людьми как он сам, с теми же привычками, страхами, возможностями. Наша главная задача, донести до каждого сидящего за партой, то что он сам сможет заговорить, спросить, написать письмо или даже пошутить с иностранцем и изменит свое отношение к иностранному языку и воспринимать язык как возможность для самореализации, реализации своих потребностей. Использование этого метода позволяет как учителю так и обучающемуся вести живой диалог, что делает процесс обучения более интересным и эффективным.
Список используемой литературы:
Аронина Л.И. Современные проблемы преподавания иностранных языков в школе и в вузе. Самара, 1993,
2. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий.// Издательство Каро, Санкт-Петербург, 2005.
3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. М.: Иностранные языки в школе, 2000, № 2.
4. Полат Е.С. Разноуровневое обучение. М.: Иностранные языки в школе, 2000, № 6