Технологии применения личностно-ориентированного подхода на уроках в начальной школе как способы реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся

Технологии применения личностно-ориентированного подхода на уроках в начальной школе как способы реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся
Громова Елена Валерьевна, учитель начальных классов
В настоящее время весьма важным оказывается понимание того, что развитие младших школьников существенно зависит от личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
Учителя отчетливо осознают необходимость ежедневной кропотливой работы по выращиванию в учениках личностных качеств, без которых вхождение в реальную жизнь сильно затруднено. И родители учеников на вопрос, что, по-вашему, главное должна дать школа ребенку, с уверенностью отвечают: школа должна научить ребенка быть успешным в окружающем мире, вырастить в нем волю и характер, заложить умение жить среди людей, сформировать умение учиться и многое другое, необходимое в реальной жизни. Мы сегодня практически не услышим пожеланий родителей, чтобы их ребенка научили, скажем, математике. Значит, социальный заказ современного общества образовательным учреждениям - помочь ребенку раскрыть и вырастить его личностные качества, стать Личностью.
В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, поэтому для её раскрытия необходимо создавать атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.
Личностно-ориентированное обучение предполагает внедрение новых образовательных технологий. В качестве приоритетов в нынешней школе выступают не программы, не учебные предметы, которые надо пройти, не правила, формулы, даты, события, которые надо запомнить, а ребенок, ученик, его интеллект, духовное и физическое развитие.
В настоящее время наиболее результативными и широко используемыми являются следующие личностно-ориентированные технологии:
гуманно-личностные технологии;
технологии сотрудничества;
технологии свободного воспитания;
метод проектов;
метод дебатов.
Академик РАО Шалва Александрович Амонашвили разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества. Своеобразным итогом его педагогической деятельности является технология “Школа жизни”.
В этой технологии знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов. При проведении диагностики детей, поступающих в 1 класс, составляются индивидуальные карты (маршруты), с которыми обязательно знакомятся родители.
Педагогика сотрудничества, как целостная технология, пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительского инструментария; она вся “рассыпана”, ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа “проникающую” технологию во все модели личностно ориентированных технологий.
В работе с детьми нельзя не использовать технологию индивидуальной поддержки. Для детей со слабой памятью, непроизвольным вниманием на каждом уроке изучения сложных тем составляются «операционные карточки», где чётко изложен алгоритм действий. На всем протяжении учебного процесса учитель демонстрирует детям свое полное доверие к ним, помогает учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности. В любой педагогической ситуации учитель не должен усомниться, что у детей есть внутренняя мотивация к учению.
Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора. Предлагая ребенку совершить осознанный и желаемый выбор, педагог помогает ему формировать свою неповторимость. Однако создание педагогически грамотной ситуации выбора - дело не простое. Применительно к личностно - ориентированному обучению ситуация выбора - это спроектированный учителем этап урока, когда ученики поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания.
Принцип доверия и поддержки. Недоверие порождает подозрительность, излишнюю требовательность, неверие в силы и возможности учеников, что не стимулирует желание детей быть на уроке активными и открытыми, проявлять свою индивидуальность и креативные способности. Наоборот, созданная атмосфера доверия и поддержки раскрепощает учащихся, содействует раскрытию их творческого потенциала, развитию сильных и коррекции слабых сторон их личностей, достижению максимально возможных результатов выполняемой на уроке работе.
Создание условий, при которых обучающиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения; развивают системное мышление - вот главная цель проектного обучения.
Основные составляющие технологии проектов:
в центре внимания учащийся, содействие развитию его творческих способностей;
образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;
глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Видов и разновидностей проектов очень много: по подготовке, тематике, цели.
Вот некоторые кратковременные проекты, которые могут создаваться самими детьми при подготовке домашних заданий.
Проект "Красная книга, или возьмем под защиту" продолжает проектную деятельность, начатую в 1 классе по программе окружающего мира, и призван создать условия для воспитания бережного отношения к природе родного края и для продолжения развития навыков коммуникации. В ходе выполнения проекта дети учатся распределять обязанности при работе в паре, извлекать нужную информацию из различных источников, готовить рисунки и фотографии, создавать страницу на растение и животное из Красной книги своего региона по шаблону и под руководством учителя, презентовать созданные страницы, оценивать свои достижения в проекте. Есть проекты, где необходима помощь родителей. Сроки выполнения такого проекта - от 1 недели до месяца. Проект готовится на электронном носителе.
Программа второго класса по окружающему миру предусматривает знакомство детей с различными профессиями. Работа над проектом «Профессии» проводится при изучении темы "Все профессии важны». Родители оказывают детям помощь при оформлении собранных сведений в виде презентации PowerPoint и нахождении материалов в сети Интернет. Работа над проектом побуждает весь класс принимать в нем активное участие. В самом проекте заложен принцип творчества и успеха, его подготовка способствует раскрытию индивидуальности ребенка. Желательно, чтобы не ошибки и неудачи учеников, а их достижения и успехи стали главными критериями анализа и оценки результатов образовательного процесса.
Организация метода дебатов предполагает:
проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся;
применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка;
создание для учащихся ситуации успеха;
проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;
стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора;
использование учащимися таких речевых оборотов, как “я полагаю, что...”, “мне кажется, что ...”, “я думаю, что ...” и т.п.
Необходимо осознать, что нет детей от природы интеллектуально пассивных, как нет и одинаково активных. Возможности детей постоянно обогащаются под влиянием достигаемой в учебном процессе активизации умственной деятельности. Применение инновационных технологий позволяет не только сформировать продуктивное мышление, но и усилить осуществление воспитательной функции обучения, а также ускорить изучение традиционного материала. Несомненно, что за личностно - ориентированным подходом в обучении большое будущее, потому что он преобразует как ребенка, так и учителя, формируя их творческое лицо.








Громова Е.В. Технологии применения личностно-ориентированного подхода на уроках в начальной школе как способы реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся





Заголовок 115