Конспект урока по литературе Малые жанры фольклора ( 5 класс)


 Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки.
Оборудование: проигрыватель, пластинка с песнями М.Мордасовой.
На доске записан эпиграф: «Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории»
Ход урока
Учитель: Дорогие ребята, сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Я предлагаю вам на время забыть о том, что вы мальчишки и девчонки Березовской школы, а представить себя молодыми крестьянскими парнями и девчонками, живущими в 19 веке. И мы сейчас с вами находимся не в нашем кабинете, а в просторной светелке деревенского дома, благо наш кабинет нам это позволяет. А собрались мы, чтобы друг на друга посмотреть, себя показать, друга подругу выбрать, загадки загадывать, скороговорки говорить, да песни петь, т.е. собрались мы с вами на деревенские посиделки.
- Ребята,  какие малые жанры фольклора вы знаете?
(колыбельные песни, потешки, пестушки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки, загадки и т.д.)
Малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные произведения.      Дальнейшую работу можно построить так: читать по абзацу статью учебника, после каждого абзаца записывать в тетради сформулированные детьми с помощью учителя определения жанров фольклора, приведенных в учебнике, приводить примеры и обращаться к личному опыту детей, которые вспомнят произведения тех жанров, которые названы в статье.      Колыбельная песня — песня, которой убаюкивают ребенка. В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом — в поле, в лесу, в доме
Спи, посыпай,Боронить поспевай.Мы те шапочку купим,Зипун сошьем,Зипун сошьем,Боронить сошлемВ чистые поля,В зеленые луга.
      Даже тяжкая летняя страда называется «веселой»:
Будем рано разбужать,На работку посылать,На работу на такуДа на веселую страду...
      В колыбельных песнях матери часто обещали ребенку счастье и богатство.      Матери всегда переживают за здоровье своего ребенка, поэтому часто в песнях обращались к существу, невидимому и могущественному, которое называли Дремой или Сном. Иногда в песнях Сон и Дрема — это двойники, которые спорят, кто лучше усыпит ребенка, даст ему здоровый сон:
Сон-то говорит:— Я найду, усыплю.Дрема-то говорит:— Я найду, усыплю.
      — Помните ли вы колыбельные песни, в которых матери поют про Сон и Дрему?
Сон ходит по лавке,Дремота по избе,Сон-то говорит:— Я спать хочу!Дремота говорит:— Я дремати хочу!По полу, по лавочкамПохаживают,Ванюшке в зыбочкуЗаглядывают,Заглядывают —Спать укладывают.
      Целый цикл колыбельных связан с житьем-бытьем домашнего кота.      — Вспомните колыбельные про котика-кота.
Уж ты, котичка-коток,Котик — серенький лобок,Приди, котик, ночевать,Мою деточку качать;Я тебе ли, коту,За работу заплачу:Дам кувшин я молокаДа кусочек пирога.Уж ты ешь, не кроши,Больше, серый, не проси.
      Пение матери зависело от покачивания колыбели, от ее ритмического движения, поэтому в колыбельной очень важен ритм.      — Какой самый частый припев в колыбельных песнях? Как он помогает сохранять ритм?
Баю, баю, баиньки!..
      Пестушка — короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни. Например, когда дитя проснется, его гладят по животику, приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки!Роток — говорунюшки,Руки — хватунюшки,Ноги — ходунюшки.
      Когда дитя после купания окачивают водой, говорят:
Вода текучая,Дитя растучее.С гуся вода,С тебя худоба.Вода — книзу,А дитя — кверху.
      Когда ребенок начинает учиться ходить, приговаривают:
Ножки, ножки,Бегите по дорожке,Нарвите горошку.
      Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них — «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».      Предложим ребятам вспомнить известные им пестушки и потешки. Здесь учитель, выслушав от детей несколько различных вариантов «Ладушек», может объяснить, что произведения фольклора могут иметь много различных вариантов.
*
— Ладушки, ладушки!Где были? — У бабушки.— Что ели? — Кашку.— Что пили? — Бражку.— Кого били? — Машку.— За что про что?— Не ешь нашу кашку,Не пей нашу бражку!Кашка сладенька,Бражка пьяненька,Бабушка добренька.Попили, поели, —Шу-у-у — полетели,На головушку сели.
      Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки — это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети.
*
Сова, совинька, сова,Большая голова,На колу сидела,В стороны глядела,Головой вертела.
*
Чика, чики, чикалочки!Едет Костя на палочке,Люба на тележке —Щелкает орешки.Орешки каленые,Милому дареные,По целковому рублю:А я милого люблю.
      Закличка — короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла. Когда закликали весну, кричали:
— Весна красна! На чем пришла?— На сошечке, на бороночке!На овсяном снопочку,На ржаном колосочку!
      Часто обращались к дождю, солнцу, радуге, птицам. Если долго не было дождя, кричали:
Иди, дождик, дождичек,Пробуравь землицу,Дай нам водицу!
      Если при этом на небе появлялась радуга, то считалось, что просьба услышана.      Приговорка — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например обращаясь к живым существам — улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются, прыгая и произнося приговорку. Во время купанья ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.
Улитка, улитка,Высуни рога:Дам тебе пирога.
Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. Бывают считалки-числовки, считалки-заменки и заумные считалки.
Раз, два, три, четыре, пять —Собралась ведьма умирать;Черти-то звонят,Ведьмушку хоронят.
Плыла пенаИз-за морья.Стали пену белуКолотитиДа и спрашивати:— Кто возьмени?Кто возьмени?
      Скороговорка — это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.
Шли сорок мышей,Несли сорок грошей;Две мыши поплошеНесли по два гроша.
Добры бобрыИдут в боры.
*
Хохлатые хохотушкиХохотом хохотали:Ха! ха! ха! ха! ха!
      Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки — значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки — значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.      Роль загадок и прибауток одновременно играли небылицы-перевертыши, например:
*
Лыко мужиком подпоясано.
*
Ехала деревня середь мужика.Глядь — из-под собаки лают ворота,Ворота-то пестры, собака-то нова.Мужик схватил собаку и давай бить палку.Собака амбар-то поджала и в хвост убежала.Изба пришла в мужика,Глядь — там квашня бабу месит.
*
Между небом и землейПоросенок рылсяИ нечаянно хвостомК небу прицепился.
            Сделаем выводы      Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста.
      Домашнее задание      Выполнить письменно задание рубрики «Обогащаем устную речь» (с. 8 учебника).      На отдельном листке написать одну самостоятельно найденную скороговорку и нарисовать к ней рисунок.