Конспект урока. Жизнь птиц зимой. Окружающий мир. 1 класс.


Конспект урока по окружающему миру
на тему:
«Жизнь птиц зимой»
1 класс
Составитель: учитель начальных классов
Жеребцова Н.Ю.
Тип урока: Систематизация и обобщение знаний
Цель урока:
- обобщить и систематизировать жизненный опыт учащихся по наблюдению за зимующими птицами; познакомить с многообразием зимующих птиц; рассмотреть виды корма для зимующих птиц; развивать внимание, память, мышление; воспитывать ответственное отношение к природе на примере посильной помощи людей зимующим птицам.
Планируемые достижения:
- умение различать птиц по внешним признакам и называть их.
- умение соотносить виды птиц и корм для них.
Формирование УУД:
Предметные:
1)Формировать умение самостоятельно добывать знания.2)Обобщить жизненные наблюдения детей о зимующих птицах.3)Расширить и закрепить знания детей о зимующих (оседлых) птицах.
Метапредметные:
1)Формировать умение ставить и решать учебные задачи на материале темы урока.
2)Продолжить формирование общеучебных умений коммуникации (слушать учителя, друг друга).
Личностные:
1)Воспитывать ответственное отношение к природе на примере посильной помощи детей птицам.
Оборудование урока: учебник «Окружающий мир» А.А. Вахрушев, 1 часть, презентация на тему: «Зимующие птицы», картинки птиц, демонстрационный материал для учителя: виды корма; раздаточный материал: виды корма, силуэты птиц.
Организация работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.
План урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
3. Постановка учебной задачи
4.Физ.минутка
5. Систематизация знаний.
6. Физ. минутка
8. Групповая работа с самопроверкой в классе
9. Итог (рефлексия учебной деятельности)
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Организационный момент (3 мин)
Цель:
- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;
- -Раз,два,три,четыре,пять - (1 мин) Урок пора нам начинать. Вы друг другу улыбнитесь И тихонечко садитесь.

- Ребята, какое у вас сейчас настроение?
- Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока. Желают друг другу хорошего настроения и успешной работы. Личностные: Самоопределение
(мотивация учения)
2. Актуализация знаний
1 мин
Цель:
- актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии;
II 1)Прослушивание мелодий «Времена года» Выбор мелодии по времени года. 3 мин
2) Зимние месяцы.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы. 5 мин
А в санях сидит царица -
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Всё покрылось серебром.
(Зимние месяцы)
-В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие? (Декабрь, январь,февраль.)
Декабрь - «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.
Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой-вот загадке,
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый Год.
(Декабрь)
Январь - «студень», самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме середина.
Начинает календарь
Месяц с именем ...
(Январь)
Февраль - «лютый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: «Вьюги да метели под февраль прилетели».
Последний зимний месяц жаль,
Короткий самый он - ...
(Февраль) Фронтальная беседа
Групповая работа
Разгадывание загадок
Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.
3. Постановка учебной задачи
3) Звучат голоса птиц. (5 мин)
– Сегодня мы отправляемся в путешествие по зимним улицам нашего города, поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму.
Самооценка знаний по теме.
– Как называют таких птиц? (Зимующие птицы.) Слайд №1
На ваших партах лежат силуэты птичек,найдите среди них синичек. Что у них особенное?
Найдите свиристелей с хохолком!
-….. А где же клёст?
-воробей!
-…..голубь
- поползень.
– Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (Они создают красоту природы, являются санитарами леса, способствуют размножению растений.)
1. И г р а «Верно – неверно». ( 3 мин)
 Тело покрыто шерстью. (–) Тело покрыто перьями. (+) Крылья заменяют передние конечности. (+) Отыскивают пищу с помощью клюва и лап. (+) Есть клыки. (–) Длинный пушистый хвост. (–) Перья на хвосте отличаются особой длиной. (+) Эти животные летают. (+) Эти животные плавают. (+) Эти животные зимуют с нами. (+) Эти животные улетают зимой в теплые края. (+)– Объясните, почему вы хлопали тогда, когда говорилось, что эти животные «улетают на юг», и тогда, когда говорилось, что «зимуют с нами»? (Ответы детей.)
– Кто такие «братья наши меньшие» и как мы можем им помочь зимой?
– Рассмотрите в учебнике рисунок (стр 86). Назовите птиц, которые здесь изображены.
– Какие птицы всегда живут в нашем крае? (осёдлые)
– Каких птиц мы с вами видим только зимой? Слайд №1
Синицы, снегири, свиристели с наступлением холодов кочуют ближе к человеку, от сюда и пошло их название -
- Значит это птицы ….. (зимующие)
-отвечают на вопросы учителя;
-формулируют тему урока.
-Рассматривают птиц, делают вывод, что зимующих птиц много и они различны. Отмечают характерные внешние признаки для каждого вида птиц.
Работа в парах.
Учитель перечисляет признаки животных, и если признак характеризует птиц, учащиеся хлопают в ладоши.
-соотносят рисунок в учебнике с название птицы
(Это птицы и другие животные. -Зимой птиц надо подкармливать, устраивать птичьи «столовые».)Открывают учебник.
-Воробей, ворона, сорока, голубь, дятел
-синицы, снегири, свиристель
кочующие
Составляют на доске схему:
(ответы детей)
Птицы
осёдлые2) кочующие
3)перелётные Регулятивные УУД:
Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей).
Прогнозирование.
Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4.Физминутка
5Систематизация знаний (10 мин)
«Птицы» (3 мин.)
Воробей, стриж, ворона, журавль, сорока, цапля, голубь, цапля, дятел, ласточка, синица, жаворонок, снегирь.– Где ночуют птицы?
- Как ведут себя во время морозов? (Птицы нахохливаются.) Слайд №2
Учебник стр 87, что наденет девочка на улицу зимой..
– Как вы считаете, ребята, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему?
– Действительно, для птиц зимой страшнее голод.
Многие зимующие птицы не доживают до весны из-за голода. Если мы будем подкармливать их зимой, то спасем им жизнь.
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней.
И дрожит он над зернышком бедным.
И летит к чердаку своему…
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему.
Но чем же кормить зимующих птиц?– Для различных видов птиц нужны различные корма.
Демонстрационные стаканы с разными типами корма, для разных птиц. (5 мин)
Семена подсолнечника едят почти все птицы, и в первую очередь синицы и поползни. Семена тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овес едят воробьи, если нет ничего лучше, то и синицы. Пшено– любимая еда воробьев. Ягоды – любимая пища снегирей и свиристелей. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам. Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках. Если я назову перелётную птицу, вы поднимаете руки вверх.
Если зимующую птичку, вы приседаете.
Работа с учебником.
Открывают учебник.
Шуба
– Почему же это происходит? Птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно, птицы поднимают перья и толщина «воздушной шубы» увеличивается.
Инсценировка. воробья
(высказывания детей.)
Клёст питаются только сосновыми или еловыми семенами. Дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток.
Для птиц, которые прилетают на нашу кормушку, мы должны заранее заготовить корм.
Беседа Регулятивные УУД:
Целеполагание.
Планирование. Прогнозирование.
Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
5. Физ. минутка.
(2 мин) Мы немного отдохнём.Встанем, глубоко вздохнём.Руки в сторону, вперёд,Нас на ветке ворон ждёт.
(Дети выполняют движения.)
Воробей по веткам прыгал,
Приглашая нас к себе.
(Прыгают на одной ножке, потом на другой и на двух сразу.)
Руки вниз, на пояс вверх,Улетаем мы от всех.
(Машем руками.)
Полетим скорее в класс.Там послушаем рассказ.
(Садятся за парты.)
6. Обобщение знаний.
Самостоятельная работа.
(5 мин)
1. И г р а «Покорми птичку».( 7 мин)
– Вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим. На ваших партах стоят стаканы с кормом, работаем в группах по 4 человека. Вам нужно покормить птичек тем кормом, который будет для них полезен. Какая группа будет готова, покажите готовность домиком.
С завязанными глазами ученик должен определить корм и вспомнить, кто им питается. В игре участвуют 4–6 человек.
Сыпьте зерна в кормушки, сыпьте корм на столы!
И они нам за это, зорко сад сторожа,
От вредителей летом сберегут урожай.
Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму!
Мы готовим кормушки – угадайте, кому?
-Кому же мы будем готовить кормушки?

Работа в группах. Регулятивные УУД:
Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)
Самооценка знаний по теме. 8. Итог
(рефлексия учебной деятельности)
(6 мин)
- Ребята! Какие впечатления  у вас от увиденного, услышанного и сделанного на уроке? В этом вам поможет слайд и  мягкая игрушка птички.
На слайде: «Я сегодня на уроке узнал…, вспомнил….,удивился……,мне понравилось……»
Я на уроке узнал, что птицы бывают насекомоядные, хищные и растительноядные.
А я запомнила, что у клестов птенцы появляются зимой.
Мне понравилось работать в парах.
- Мне понравилась ваша работа на уроке. Молодцы!
- На прогулке понаблюдайте за птицами, уже используя знания, полученные на уроке. Возможно, они помогут вам приблизиться к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: «Мир прекрасен!» Организация фиксирования нового знания. РегулятивныеУУД:
Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном).
Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)