Окружающий мир, 1 класс. Тема урока: Жизнь птиц зимой.


Окружающий мир
1 класс
Тема урока: жизнь птиц зимой.
Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с птицами, обитающими в зимнем лесу, парке, городе, особенностями их жизни в зимнее время года.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся называть птиц, обитающих в зимнем лесу, парке, городе. рассматривать особенности внешнего вида и определять голоса зиму-ющих птиц, устанавливать зависимость способа питания птицы от строения клюва.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: планирование – планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; контроль и самоконтроль – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; саморегуляция – осуществлять стабилизацию эмоционального состояния для решения различных задач.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять смысловое чтение; предметные – знакомиться с птицами, обитающими в зимнем лесу, рассматривать особенности внешнего вида и определять голоса зимующих птиц, устанавливать зависимость способа питания птицы от строения клюва.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия; взаимодействие – строить понятные для партнера высказывания.
Личностные: самоопределение – осознают необходимость саморазвития; нравственно-этическая ориентация – проявляют уважительное отношение к иному мнению.
1.Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Какое время года за окном?
-Правильно зима.
-Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся в зимний лес, на лесную поляну. А по дороге я расскажу вам сказку.
СКАЗКА: Сошлись как-то вместе четыре волшебника – живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. Сошлись, да и заспорили, кто из них лучше рисует. И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга, поля. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко. Первой взялась за свою волшебную кисть Зима.
Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Белым ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие чистые страницы какой-то большой книги. Днём идёт снег. Кончится – страницы чистые. Утром придёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит ночью были тут разные лесные жители.
- Чьи следы вы видите на снегу на нашей поляне? (Следы птиц)
-совершенно верно. И сегодня на уроке мы поговорим об особенностях жизни птиц в зимнее время.
-Но прежде, чем продолжить урок, я предлагаю посмотреть одно видео-письмо. Видео «Зима»
Актуализация новых знаний Видео-приветствие пятиклассников. Задание-сюрприз.
Работа в парах.
-Откройте конверты.
-Кто изображен на картинках?
- Разложить картинки –изображения птиц на группы
-Какие группы птиц у вас получились? (перелетные, оседлые, зимующие) Конверты с картинками разных птиц.
Целеполагание. В лесу, в поле, на реке – везде живут птицы. Посмотрите, какие они все нарядные. Какое разнообразие красок и оттенков. И каждая из них красива по-своему.
Трудно сказать, сколько всего птиц на земном шаре. Приблизительно 100 миллиардов. Слайд 4.
– Самые многочисленные птицы – воробьи. Слайд 5.
– А есть птицы, которые скоро могут исчезнуть: белый журавль, белоснежный альбатрос, японский ибис. Слайд 5.Эти птицы нуждаются в охране.
Вы уже определили какие группы птиц существуют в природе.

- О каком времени года говорили в начале урока? (зима)
- Тогда скажите, с какой группой птиц будем работать на уроке? (зимующие). А оседлых птиц можно назвать зимующими?
-Какую цель определим на урок? Что узнаем? (каких птиц называют зимущими?, почему? Как они живут зимой? Как питаются?)Презентация
Цели урока
На доску
ОНЗ Слайд 7.
– Что значит перелётные птицы? Назовите перелётных птиц. (Жаворонок, грач, скворец, кукушка, стриж, соловей, ласточка.)
– Какие птицы прилетают к нам зимовать? (Снегирь, свиристель.) Верно. Это зимующие птицы.
– Что значит выражение «оседлые птицы»? (Постоянно живут у нас, осели в определённом месте.)
– Каких вы знаете оседлых птиц? (Ворона, воробей, щегол, дятел, поползень, сорока, голубь, клёст, синица, галка.)
Тихо в лесу поздней осенью и зимой: перелётные птицы уже улетели далеко-далеко. Зато к нам на зимовку прилетают другие пернатые. Пусть их немного, пусть не радуют они нас весёлым щебетанием, всё равно это прекрасно.
Слайд 8.
– Рассмотрите изображение первой птицы. Кто из вас видел эту птицу? Как она называется? (Снегирь.)
У снегиря, важного и гордого, ярко-красная грудка, чёрная шапочка, белые полоски на крыльях. Когда снегирь взлетает с ветки, кажется, на солнце вспыхивают два зеркальца. Но такими щеголями выглядят только снегири-папы. Снегири-мамы гораздо скромнее. Грудка у них не красная, а серовато-бурая. Шапочка не такая бархатистая, и «зеркальца» на крыльях поменьше. Все снегири – неутомимые путешественники: всю осень и зиму они проводят в странствиях, перелетают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, семена ясеня, клёна, репейника, конского щавеля. Чуть подкрепились, передохнули – и вновь замелькали в припорошенных снегом перелесках.
-Как еще называют снегиря в народе, узнаете прочитав текст в учебнике (Колягина)
– А теперь обратите внимание на клюв снегиря. Как вы думаете, таким клювом удобно скусывать почки, извлекать семена? (Да.) Следовательно, снегирь – птица… (зерноядная).
– Итак, чем питается снегирь? Как его клюв приспособлен к добыванию семян и почек? Запомните: если найдёте под деревом выеденные плоды, значит «столовались» тут именно снегири.
Слайд 9.
– Рассмотрите изображение второй птицы. Это тоже наш зимний гость. Как называют эту птицу? (Свиристель.) По красоте оперения она не уступает снегирю: розовато-серые крылья, на конце чёрного хвоста жёлтая полоса, на шее – чёрный «шарф», на голове – большой хохол. Красавцы, да и только!
Слайд 10.
– Смотрите: птицы облепили куст рябины, весь обсыпанный красными ягодами, а вот те же птицы торопливо клюют калину, боярышник. В отличие от снегирей свиристели глотают плоды целиком. Наедятся, рассядутся на высоких деревьях и тихонько свиристят.
– Вспомните, где вы видели этих птиц? Подумайте и ответьте, почему их так называют: снегирь и свиристель? Можно ли свиристелей назвать зерноядными?
– А вот эту птичку часто можно увидеть на кормушках. Головка у этой птички в чёрной шапочке, крылья и хвост тёмно-синие, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: разные зёрнышки, крошки хлеба, варёные овощи. Но больше всего охотница до свежего несолёного сала. Догадались, кто прилетает на нашу кормушку? (Синица.)
-Ребята, а мне интересно, а не прилетала ли к вам птица, которая умеет бегать по стволам деревьев вниз и вверх головой? Поднимите руку, кто видел на своей кормушке эту птицу. Как её называют? (Поползень.)
После отгадывания учитель открывает слайд 12.
– Верно. Такое имя как нельзя лучше подходит этой птице. Она буквально прижимается к дереву и ползает по нему – хоть вверх головой, хоть вниз. Голодно и холодно птицам зимой. Чтобы пережить это трудное время, поползень делает кладовые с запасами. Часто он забывает про них, вот и прилетает на нашу кормушку.
Слайд 13.
Щелчок по кнопке «Звук» – воспроизведение стука дятла.
– Ой, ребята, что это за звуки слышны в нашем зимнем лесу? Это дятел работает, древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личинок из-под коры и даже из глубины дерева достаёт. У него очень длинный язык – сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, он липкий, с твёрдыми зазубринками. Ими дятел и достает насекомых. Может засунуть язык в узкие ходы, которые насекомые проложили в дереве, поэтому и называют дятла лесным доктором. Зимой дятел – кузнец, а летом – доктор.
Слайд 14.
– Зимой в наших краях можно увидеть и клеста. Это большеголовая птица с красно-коричневым оперением. Одиночества они не любят, держатся стайками. Небольшие стайки клестов можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? Да ведь семена шишек – их основная пища. Но достать семечко из закрытой шишки не так-то просто. Как же быть?
-Послушайте, ребята, на нашей поляне, кто-то ведёт очень интересную беседу.
Сценка «Клёст и синица».
слайд «фото клеста и синицы» (Колягина, Ковалева)
- Ты, клёст, чего визжишь? Обидели тебя, что-ли?
- Да нет, Синица, это я радуюсь!
- Нашёл время радоваться.
- Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись, до чего милы, до чего хороши!
- В такой-то мороз? Да они живыми не останутся!
- Ещё как будут жить – поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать-клестиха греет их вроде печечки. И тепло, и сытно, и от моей песенки весело!
- Почему же радовался клёст? (появились птенчики)
- Чем питаются зимой клесты? (еловыми семенами)
-Рассмотрите изображение этой птицы. Обратите внимание на ее клюв. На что он похож?
– Вы правы, дети, клюв у клёста напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя его части перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. Шишки после того, как над ними потрудился клёст, кажутся растрёпанными. Клёст сбрасывает их на землю. Шишку, обработанную клестом, узнать легко: клёст отрывает её вместе с веткой. И что ещё интересно: клёст вьёт гнездо и выводит птенцов обычно в конце зимы – в феврале. Чудеса, да и только! Клёст – единственная птица, которая выводит птенцов зимой.
-Так как же отличить клестов от других птиц? Что помогает им «трепать» шишки? Что особенного в поведении птиц зимой?
Физминутка «Птицы»
А теперь давайте решим логическую задачу. Я покажу вам рисунки, на которых изображены клювы разных птиц, а вы должны догадаться, какая из этих птиц питается насекомыми, а какая – семенами, и обосновать своё мнение.
Описание клюва
Рисунок
«Хищный» клюв – острый, загнутый вниз, позволяющий разрывать мясо на куски. Птицы с таким клювом – орлы, ястребы, соколы, грифы, совы

«Всеядный» клюв – плоский, с роговыми пластинками и зубчиками. Птицы с таким клювом – гуси, утки, лебеди, фламинго
«Зерноядный» клюв – короткий, толстый и сильный, позволяющий развивать значительные сдавливающие усилия. Птицы с таким клювом – щеглы, чечётки, снегири, клесты, дубоносы

«Насекомоядный» клюв – острый, тонкий, различной формы и длины. Птицы с таким клювом – стрижи, ласточки, мухоловки, трясогузки

– Птицы могут перенести сильные морозы, но от голода они часто гибнут. Многие из них питаются исключительно насекомыми, а где их взять зимой? Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из-под снега. Вот здесь-то и нужна ваша помощь тем птичкам, которые остаются без корма.
- Как человек помогает птицам пережить зиму? (делает кормушки, подкармливает)
-Посмотрите, какие кормушки смастерили ребята нашего класса, вместе с родителями. Мы обязательно сегодня повесим их на деревьях возле школы, авы не забывайте их подкармливать!
Покормите птиц зимой,Чтоб со всех концовК вам слетались, как домойСтайки на крыльцо.
Не богаты их кормаГорсть одна нужна.Горсть одна – и не страшнаБудет им зима.
Приручите птиц в морозК своему окну,Чтоб без песен не пришлосьНам встречать весну.
Улетели птичьи стаи,Лес в сугробах до ветвей.Вот тогда мы и дождалисьНаших северных друзей.
Зимний лес не спит, а дремлет,Серебром унизан весь.Не покинув эту землю, Много птиц осталось здесь.
Вы кормушку смастерили,Вы столовую открыли.Воробей, снегирь –соседБудет вам зимой обед.
ИТОГ - А сейчас мы проверим, как вы усвоили новый материал. Перед вами карточки. Выполните задания.
Тест «Проверь себя».
1. Подчеркни зимующих птиц: снегирь, ласточка, синица, воробей.
2. Кто выводит птенцов зимой? дятел, клёст, воробей.
3. У какой птицы снежное имя? глухарь, сорока, снегирь.
4. Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать или прилетают к нам зимой с севера? перелётные, зимующие.
Проверка с доски.
Самооценка.
Возьмите оранжевые карточки.
4267200144145Оцени свою работу
1.Выполнил правильно и самостоятельно
2. Выполнил правильно, но с помощью других
3. Выполнил быстро, но не правильно
Рефлексия. _-Какую цель определи на урок? Узнали ли вы (каких птиц называют зимущими?, почему их так называют? Как они живут зимой? Как питаются?)-Значит можем сказать, что материал урока вами усвоен, целей, достигли?
Но, а теперь чтобы снять напряжение немного поиграем.
6.Игра «Птицы»
Я вам буду называть не только птиц, и если вы услышите, что появились не только птицы, а что-то другое, дайте мне знать: вы можете топать. Итак, слушайте внимательно!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны… (топают)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи… (топают)
Что не правильно?
А мухи – это кто? Правильно, насекомые!
И еще раз
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки, (топают)
Даже совы – плюшки,
Лебеди и утки –
И спасибо шутке!