Конспект. Типы склонения имен существительных. Алгоритм определения склонения имен существительных.


Тема урока: Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного.
Тип урока: закрепление изученного материала
Цели урока: закрепить знания о типах склонения имён существительных.
Задачи:
Развивать умения определять склонение имен существительных, обобщать материал.
Познакомить учащихся с алгоритмом определения склонения имени существительного.
Развивать речь, внимание, умение анализировать, классифицировать, развивать навыки самоконтроля.
Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.
Формируемые УУД:
Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Основные понятия: существительное, склонение, тема текста, основная мысль текста, выразительные средства.
Ресурсы:
учебник В.П.Канакина Русский язык: 4 класс ч. 1. - М: Просвещение, 2013 г.;
компьютер, мультимедийный проектор, карточки с текстом.
ХОД УРОКА
 
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня на уроке русского языка. Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на рабочий лад.
- Тихонько садитесь, откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
Минутка чистописания.
- Мы сегодня будем работать с одной из частей речи, но вот с какой, вы определите самостоятельно.
- Перед вами слова. Прочитайте их и вставьте пропущенные буквы: Кр..пива, дер..во, цв..тник.
- Что слова могли рассказать о себе?   (имена сущ.)
- Докажите. (Обозначают предмет и отвечают на вопрос кто? что?)
- Молодцы, мы с вами сегодня будем работать с Именами Существительными.
2. Словарная работа.
- Какое из этих слов лишнее? Почему? (Нельзя проверить орфограмму. Как она называется? -безударную гласную). Значит это слово… словарное. И его правописание мы должны запомнить. Или обратиться к словарю.
- Запишите на следующей строке словарное слово крапива, как показано на доске, 1 раз, поставьте ударение в слове, подчеркните орфограмму. И запомните его написание.
- Кто написал, положите ручку, сядьте ровно.
Как же проверить орфограммы в других словах? (Подобрать проверочные - деревья и цвет).
- Ребята, устно составьте предложение, используя словарное слово крапива. Кто готов, поднимите руку. (Запись 1 учеником у доски).
- Поставьте ударение, подчеркните известные орфограммы. Какие орфограммы вам встретились?
- Каким образом мы проверяем написание безударных гласных в корне? (Подбираем проверочное слово, в котором на проверяемую букву падает ударение). В каком из слов мы можем проверить безударную гласную? Выпишите его на поля и подберите проверочное слово.
- Произведите синтаксический разбор данного предложения. ОЦЕНКА
- Молодцы, а кто знает, что такое крапива? Крапива – известное лекарственное растение, растет практически везде, как сорняк. Крапива имеет жгучие листья ярко-зелёного цвета. Всем известное свойство крапивы «жалить» кожу. Это объясняется тем, что при контакте с растением жгучие волоски крапивы обламываются и жидкость попадает на кожу. В результате чего на ней остается воспаление, которое быстро проходит.
Гимнастика для глаз.
- Ребята, чтобы ваши глазки отдохнули, давайте сделайте гимнастику. При выполнении гимнастики работают только глаза, голова и шея неподвижны (посмотреть вправо, влево, вверх, вниз, вдаль, поморгать). Повторить 3 раза.
3. Самоопределение к деятельности.
- Чтобы продолжить работу с именем существительным, мы должны знать определение.
- Как изменяется имя сущ?.(по числам и падежам). А какие постоянные признаки присущи имени сущ.? (соб/нариц, одуш/неодуш, род и склонение). Какие типы склонения вам известны? (слайд).
-А как правильно определить склонение имени существительного? Нужно знать порядок определ.склон.имен сущ. Значит тема сегодняшнего урока?
- Тема нашего урока «Порядок определения склонения имен сущест.» (слайд)
-Чему вы должны научиться сегодня на уроке? Цель – научиться определять склонение имен существительных.(слайд)
Работа по теме урока.
-Кто готов рассказать порядок определения склонения имен существительных? (Слайд)
1.- Сегодня на уроке мы с вами будем работать над текстом. Я уверена, что одного взгляда на рисунок, выполненный ребенком к данному произведению, будет достаточно, чтобы определить название и автора произведения. Посмотрите внимательно. Кто готов ответить? Действительно, рисунок к сказке Всеволода Михайловича Гаршина «Сказка о жабе и розе».
Сегодня на уроке мы обратимся к отрывку из этого произведения. Переверните листы, лежащие у вас на парте. Я прочитаю текст, а вы внимательно следите.
- Наша работа с текстом начнется с определения темы и основной мысли произведения. Для начала вспомним эти определения.
Что такое тема текста?
Тема текста – это то, о ком или о чем говорится в тексте. Предложения в тексте объединены одной темой.   ВЗАМООТНОШЕНИЯ ЖАБЫ И РОЗЫ.
Что такое основная мысль текста?
Основная мысль – то главное, что хотел сказать автор этим текстом. БОРЬБА ДОБРА И ЗЛА. «Добрые поступки и дела никогда не забываются, а остаются в памяти других людей на долгие годы».
К нашему уроку я не случайно выбрала это произведение. Ведь оно на самом деле проникнуто
2. В тексте вам встретились незнакомые слова. Они выделены курсивом. Давайте прочитаем их. ПОВИЛИКА, ЧЕРТОПОЛОХ, КОРОВЯК-ТРАВА. (СЛАЙДЫ)
- Для того, чтобы продолжить работу, предлагаю вам еще раз внимательно прочитать отрывок про себя. А вслух нам выразительно прочитает Анзат.
3. Перед работой с текстом мы еще раз повторим порядок……. ЗАДАНИЕ:
1 ряд выписывает сущ.1 скл., 2 ряд-сущ. 2 скл, и 3 ряд- сущ.3 скл.(у доски по 1 ученику с ряда). Выписываем сущ.в форме, данной в тесте, затем, используя порядок, определяем склонение.
- Не забываем выделять окончание, определять род сущ.
ПРОВЕРКА. Кто не допустил ошибок? ОЦЕНКИ.
- Положите ручки. Повторим алгоритм. Как определить склонение имени существительного?
Физминутка:
1 скл. - хлопать
2 скл - топать
3 скл – наклониться из стороны в сторону.
Радость, голубь, тетрадь, тетрадка, кисть, дождь, дом, сова, медведь, календарь, дедушка, рысь.
- Тихонько садимся на свои места. Продолжим работу.
4. Работа в парах.
- А теперь, ребята, поработаем парами. А точнее поиграем. Задание будет дано для всего ряда, а выполнять будете парами.
1-й ряд придумать и записать 3 существительных 1- го склонения на букву М
2–й ряд придумать и записать существительные 2-го склонения на букву П
3-й ряд придумать и записать существительные 3- го склонения на букву С.
Слушаем ответы учащихся.
5. Закрепление.
- Для дальнейшей работы нам необходимо вспомнить падежи русского языка. Кто готов выйти к доске, записать название падежей и вопросы к ним? Остальные работают в тетрадях.
Для того,чтобы дальнейшая работа была на «отлично», необходимо повторить порядок определения….……. ЗАДАНИЕ: из данного отрывка вам необходимо выписать имена существительные, которые употреблены в тексте в форме каждого из падежей. Записать его и , используя порядок определения…. Определить склонение данного существительного.
Образец. (цветник – оконч.нулевое, род мужск. значит -2 скл.)
6. Развитие речи 
- Чтобы нам с вами было интересно читать книги, авторы используют различные приемы. Одним из приемов является наличие выразительных средств в текстах.
Что же такое выразительные средства?
Это слова, выражения, которые придают нашей речи, литературным произведениям, яркость, красочность эмоциональную выразительность.Мы с вами знакомы с эпитетами, олицетворениями, сравнениями. Вспомним определения.
Эпитет – это украшение слов. Обычно в роли эпитетов выступают определения. Давайте найдем их тексте и подчеркнем.
Тенистый сад.
Нежного и роскошного бледного цветка розы. Запишите.
Олицетворение – наделение неодушевленных предметов качествами одушевленных существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Давайте найдем их тексте и подчеркнем.
Остатки решетки заплели хмель
Коровяки поднимали свои стрелки.
7. Рефлексия.
Чтобы и вам, и мне понять насколько продуктивно прошел сегодняшний урок, предлагаю Вам определить свое место на лестнице успеха. Определите, на кокой ступеньке вы себя видите?
8.Итог урока:
Давайте вспомним, чему мы должны были научиться сегодня на уроке?
Достигли ли вы этой цели?
Мы еще не раз будем возвращаться к данной теме. Надеюсь, что в следующий раз вы все окажетесь на верхней ступени лестницы успеха.
9. Домашнее задание- Дома вам предстоит творческая работа. Измените концовку данной сказки и запишите в тетрадь по чтению.
Всем спасибо и до свидания!