Методическая разработка урока русского языка Творительный падеж имён существительных (3класс)

МБОУ БГО Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №3
Технологическая карта урока 15.02.2017г.
Ф. И. О. педагога
Манюкова Татьяна Валентиновна

Предмет
Русский язык

Класс
3«В» класс

Тип занятия
знакомство с новым

Вид (форма) занятия
Урок

Тема занятия
Творительный падеж имён существительных

Цель занятия
Познакомить с особенностями творительного падежа.

Задачи урока:
1) обучающие
2) развивающие
3) воспитательные


- развивать умение определять падеж имен существительных по вопросам и предлогам;
-формировать сознательное употребление в речи существительных в творительном падеже;
-развивать способности к анализу и синтезу, умение выстраивать суждения и умозаключения;
-воспитывать умение сотрудничать с учителем, товарищами.


Формы организации образовательного пространства на занятии
Индивидуальная, фронтальная, групповая работа, работа в парах, практическая работа, самостоятельная работа.

Риски
Возникновение сложностей с распределением обязанностей в группе и с самостоятельной формулировкой вывода обучающимися в группах

Средства обучения, в том числе ЭОР

Мультимедийная презентация к уроку, карточки для работы в группе и парах, учебник русского языка В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 3 класс, 2 часть.

Планируемые результаты
Личностные: положительное отношение к учению, произвольному поведению, уважительное отношение к собеседнику.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре и группе, формулировать собственное мнение и позицию.


Ход урока.
Этапы урока
Формы работы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Организационный момент

(Слайд1)
Ну-ка, проверь себя, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
Настраиваются на рабочий лад.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

1.Проверка домашнего задания.







2.Минутка чистописания.


-Прочитайте стихотворение.(с.52упр.93)
-Назовите имена существительные в винительном падеже.
-Какие предметы вы смогли сравнить между собой и по какому признаку?






(Слайд2)
–Ребята откройте тетради и запишите число.
–Напишите: «Классная работа».
Запись строчной буквы п
Сегодня мы с вами напишем букву п и новое словарное слово пятница
Словарная работа
Работа над словарным словом пятница (значение, произношение, написание).
- Ребята, у нас сегодня на уроке в гостях новое словарное слово пятница.
-Кто знает лексическое значение этого слова? Что означает слово пятница?
- В написании какой буквы в выделенном слове можно допустить ошибку? Почему?
- Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.
Прочитайте предложение: У него семь пятниц на неделе.
Как вы понимаете смысл? О ком так говорят?


-Давайте вспомним признаки изученных нами падежей.
(Слайд 3–4)

Определи падеж по признакам.

Вопросы: кто? что?
Предлоги: нет
Член предложения: подлежащее

Вопросы: кого? что?
Предлоги: за, через, про
Член предложения: второстепенный

Вопросы: кого? чего?
Предлоги: от, до, без, из
Член предложения: второстепенный

Построили теремок
Пришёл волк
Выглянул из окошка
Подошёл к волку
Проговаривают задание домашнего упражнения. Делят на группы слова, сравнивают их между собой. Доказывают свой выбор. ( На ремешок, на глаз, на кран, на пижаму).








Слышится звук [э].

О человеке, который легко меняет свои решения, намерения.



Актуализация знаний
Работа в парах
Введение в тему урока. (Слайд 5)
-Внимание на экран!
-Перед вами слова с пропущенными орфограммами.
Вдоль гря_ки, на праз_ник, без в_ды, про со_нце, на _кно, без фла_ка, от доро_ки,
под лес_ницей, с тр_пинки
- Прочитайте и подумайте, на какие группы можно разделить эти слова?
- 1 группе выписать слова с парными согласными в корне,
- 2 группе – слова с непроизносимыми согласными,
-3 – с безударными гласными
А ещё по какому признаку можно группировать эти существительные?
- Как определим падеж у имён существительных?
На какие группы разделили существительные по падежам?
на Р.п и В.п.

Проверка (Слайд 6.)

- Что заметили?

- Над чем будем работать сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.
-Какие задачи мы можем поставить на сегодняшний урок?


Открывается тема урока.( Слайд 7)

-Слова с парными согласными и с непроизносимыми согласными, с безударными гласными в корне.



-По падежам.
-По вопросу и по предлогу
-Под лестницей не относится к этим падежам.
-Творительный падеж имён существительных
Расширить знания об особенностях творительного падежа, учиться определять существительные в творительном падеже в словосочетании и предложении

Физкультминутка


Выполнение физкультминутки

Работа по теме урока.
Работа по учебнику























Работа в группах.
Работа по учебнику.
Упр.94 (с.52)
Прочитайте предложения.
-Определи падеж выделенных имён существительных в каждом предложении.
-Какие вопросы вы поставили?
-К каким существительным поставили вопрос кем?, а к каким чем?
-Назовите предлоги, с которыми употреблены имена существительные. При написании окончаний имён существительных в Т.п. будь внимательным!
4-ое предложение разберите по членам:

Выполните письменные задания к упражнению. Сделайте вывод.
Продолжите предложение:

Имена существительные в творительном падеже являются второстепенным членом предложения.


(Проверка)








Выполнив это упражнение мы
составим кластер (Слайд 8)
Прочитаем правило на стр.53
-Составьте предложения, выбирая нужные слова из каждой группы (слова на карточках).
1.Траву, доску, рыбу, гвоздь, одежду.
2.Шьют, ловят, забивают, пилят, косят.
3.Неводом, иглой, косой, молотком, пилой.
-У доски 5 учеников составляют свои предложения. Проверка.
-Укажите падеж имён существительных.
Предположения детей.
- Кем? Чем?
Устанавливают связь существительных с другими слова.
Пахнет (чем?) земляникой
Начинается (за чем?) за городом
Течёт (между чем?) между берёзками
Пироги (с чем?) с черникой
Кружили (над чем?) над болотом
Был (кем?) космонавтом
Дети отвечают, пользуясь правилом.
Дополняют таблицу на доске предлогами, вспомогательным словом, вопросами – Т.п.
Имена существительные в творительном падеже являются второстепенным членом предложения.


Траву(В.п.) косят косой(Т.п.).
Доску(В.п.) пилят пилой(Т.п.).
Рыбу(В.п.) ловят неводом(Т.п.).
Гвоздь(В.п.) забивают молотком(Т.п.).
Одежду(В.п.) шьют иглой(Т.п.).

По очереди составляют предложения, доказывая правильность выполнения

Закрепление изученного

Работа по учебнику.
Упр.96 (с.53)
-Прочитайте.
-Найдите имена существительные, которые стоят в форме Т.п.
-Найдите сравнения. Какой частью речи они выражены?
В каком падеже употреблено сравнение?

Под окном, снегом, серебром, ветках, каймой, бахромой

Рефлексия

Устный словарный диктант с самопроверкой (Слайд)
Смириться с неволей, клевал руку, кружить под потолком, вылетел на улицу, суп с лапшой, ветка осины, вьюга кружила.
Сравнивают с эталоном на экране.

Подведение итогов

-С признаками какого падежа мы сегодня познакомились?
-Назовите вопросы, которые помогают нам определить Т.п.
-Какие предлоги употребляются с именами существительными в Т.п.
-Какие вспомогательные слова нам помогают?

– Всё ли получалось сегодня у вас?
– В чём испытали затруднения?
Оцените себя цветными магнитами.

Делает выводы. Восстанавливает таблицу, проговаривая все признаки падежей.


15