Рабочая программа по технологии 3 класс УМК Начальная школа XXI века


Рабочая программа по технологии для 3 класса
« Начальная школа 21 века»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 3 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (2009 г), с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ  на основе авторской программы  Е. А. Лутцевой «Технология»,   (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2014г. – 176с), приведённой  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2013 г.), согласуется с концепцией  образовательной модели « Начальная школа XXI века». Изменения в авторскую программу не внесены.

Основная концепция программы
В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники, во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий. Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты. Информационный компонент отражает основные аспекты технико-технологической картины мира. Деятельностный компонент - это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности. При этом основными критериями успешности обучения детей, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем
Изучение предмета «Технология» в третьем классе направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда; первоначальных представлений о мире профессий; потребности в творческом труде;
приобретение начальных общетрудовых и технологических знаний: о продуктах, средствах и предметах труда, межлюдских зависимостях, отношениях «живых» и овеществленных, возникающих в процессе создания и использования продуктов деятельности; о способах и критериях оценки процесса и результатов преобразовательной деятельности, в том числе о социальной ценности будущего результата деятельности; общетрудовых и основных специальных трудовых умений и навыков по преобразованию материалов в личностно и общественно значимые материальные продукты; основ графической деятельности, конструирования, дизайна и проектирования материальных продуктов;
овладение основными этапами и способами преобразовательной деятельности: определение целей и задач деятельности; планирование, организация их практической реализации; объективная оценка процесса и результатов деятельности; соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами и материалами;
воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;
развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.
Изучение технологии направлено на решение следующих задач:
развитие личностных качеств, интеллекта, творческих способностей;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, схем, чертежей), творческого мышления;
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира, о взаимосвязи человека с природой - источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;
расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, ознакомление с миром профессий и их социальным значением;

Система оценки достижения учащихся
Оценка деятельности учащихся осуществляется учителем в конце каждого урока или после выполнения коллективного проектного задания.
Основные критерии оценки
Качество выполнения работы в целом.
Степень самостоятельности (частичная или полная).
Уровень творчества (репродуктивный, частично продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
     Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий: полнота и правильность ответа, соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам, аккуратность сборки деталей, общая эстетика изделия – его композиционное и цветовое решение, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием)
        В заданиях проектного характера внимание обращается на умения принимать поставленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих (или специально заданных)конструкторско-технологических проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять сообщение, а также отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
степень самостоятельности;
уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Результаты обучения в 3 классе
.
Предметные результат
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать:
о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;
о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).
Уметь:
узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла;
* соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
основные линии чертежа (осевая и центровая);
правила безопасной работы канцелярским ножом;
косую строчку, ее варианты, их назначение;
названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Иметь представление:
о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме,
о традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий.
Уметь частично самостоятельно:
читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
выполнять рицовку;
оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет),
* решать доступные технологические задачи.
3. Конструирование и моделирование
Знать:
простейшие способы достижения прочности конструкций.
Уметь:
конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
* выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Знать:
названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере;
иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью.
Уметь с помощью учителя:
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);
выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать);
работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания. 
Личностные результаты 
Создание условий для формирования следующих умений:
отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные УУД
с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные УУД
учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
Календарно – тематическое планирование
№ урока Тема, тип урока Дата Виды деятельности, формы работы, ЦОР Планируемые результаты обучения Творческая, исследовательская, проектная деятельность учащихся Формы контроля
Освоение предметных знаний(базовые понятия) Универсальные учебные действия(УУД) 1 2 3 4 5 6 7 8
1 Зеркало времени. Одежда и стиль эпохи.
Урок-исследование 04.09 Фронтальная – знакомство с рубриками учебника. Чтение и анализ текста учебника «Напутствие».
Коллективная – работа с рубрикой учебника «Выскажи догадку». Чтение и анализ текста учебника «Зеркало времени».
Профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к которым эти профессии относятся.
Регулятивные: совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения.
Познавательные: с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике.
Коммуникативные: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать.
Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. Разрабатывает проект (обдумывает идеи, конкретизирует замысел, готовит документацию). Выполняет и корректирует проект Текущий
2 Постройки Древней Руси
Урок-проект11.09 Фронтальная – игра «Узнай профессию».
Коллективная – работа с рубрикой «Выскажи догадку». Рассматривание фотографий и рисунков,.Характерные особенности видов декоративно - прикладного искусства. Регулятивные: совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.
Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.
Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.
Личностные: проявлять интерес к историческим традициям своего края и России. Исследование построек Древней Руси. Введение терминов: профессия, проект, проектирование, зодчество.
. Текущий
3 Постройки Древней Руси
Урок-проект 18.09 Фронтальная - Чтение и анализ текста учебника
Коллективная – работа с рубрикой учебника «Выскажи догадку». Разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты. Регулятивные: совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное.
Познавательные: преобразовывать информацию: представлять её в виде схемы, таблицы, текста, рисунка.
Коммуникативные: уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.Личностные: испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании.Коллективный проект – «Создание крепости» Текущий
4 Плоские и объёмные фигуры.
Урок-проект .25.09 Индивидуальная – проверка усвоенного материала. Тест.
Фронтальная – решение архитектурной задачи в учебнике.
Плоские фигуры и объёмные формы. Регулятивные: коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты.
Познавательные: с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике.
Коммуникативные: уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. Работа с рубрикой «Выскажи догадку». Самостоятельная работа.
Просмотр презентации «Плоские фигуры и объёмные формы». Тест.
Практическая работа.
5 Делаем объёмные фигуры. Изготовление русской избы. 02.10 Фронтальная – работа с рубрикой «Выскажи догадку» и текстом учебника «Плоские фигуры и объёмные формы».
Коллективная – обсуждение материала этого текста. Работа с рубрикой «Потренируйся!».
Проект. Создание проекта Регулятивные: самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы.
Познавательные: сравнивать, обобщать, наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.
Коммуникативные: уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.Личностные: испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании.Практическая работа – коллективный проект «Макет здания». Знакомство с профессией архитектора. Решение архитектурной задачи. Текущий
6 Изготавливаем объёмные фигуры. Изобретение русской избы.
Урок-проект 09.10 Коллективная – обсуждение и рассматривание фотографий
и рисунков.
Фронтальная – повторение техника безопасности при работе с клеем, ножницами.
Коллективная – проект – макет избы с использованием картона, спичечных
коробков, цветной бумаги. Плоские фигуры и объёмные формы. Регулятивные: выполнять текущий контроль и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям. Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.
Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.
Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. Работа с рубрикой «Выскажи догадку». Текущий
7 Доброе мастерство.
Урок-экскурсия 16.10 Знакомиться с ремёслами на Руси в древние времена. Обсуждать ремёсла, которыми славиться место, где мы живем.
Коллективная – экскурсия в музей.
Современные производства возникшие из старинных ремёсел. Регулятивные: совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное.
Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.
Коммуникативные: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. Просмотр презентации «Доброе мастерство».
Экскурсия..8 Разные времена- разная одежда.
Урок-исследование. 23.10 Фронтальная – чтение текста в учебнике «Разные времена – разная одежда».
Коллективная – работа с рубрикой «Выскажи догадку»
Работа в парах – составление высказываний на тему «О чём может рассказать одежда?».
Знакомиться с культурой народов, отраженной в одежде. Сохранение национальных традиций. Регулятивные: совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное.
Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.
Коммуникативные: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. Проектирование модели одежды выбранной эпохи
Проект
9 Разные времена – разная одежда. Какие бывают ткани. Урок-исследование. 30.10 Фронтальная – чтение текста в учебнике
Коллективная – анализировать, из чего изготавливали ткани наши предки.
Знакомиться с культурой народов, отраженной в одежде. Сохранение национальных традиций Регулятивные: коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты.
Познавательные: сравнивать, обобщать, наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.
Коммуникативные: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. Проектирование русского костюма. Введение понятий: «модельер», «гардероб». Текущий
10 Разные времена – разная одежда. Застёжка и отделка одежды. Урок-исследование .13.11 . Фронтальная – сообщения детей: «Одежда, её предназначение».
Групповая – конструирование и украшение модели одежды.
. Знакомиться с культурой народов, отраженной в одежде. Сохранение национальных традиций Регулятивные: совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное.
Познавательные: сравнивать, обобщать, наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.
Коммуникативные: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. Подготовка мини-проекта «Из истории пуговицы» Текущий
11 Разные времена – разная одежда. Знакомство с косой строчкой на примере закладок. 20.11 Фронтальная – чтение текста в учебнике
Коллективная – выставка работ. Осваивать новые виды стежков, упражняться в выполнении шва «косая строчка» Регулятивные: коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты.
Познавательные: с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике.
Коммуникативные: уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. Сшивать детали «косой строчкой» Текущий
12 От замысла – к результату: семь технологических задач.
Урок-исследование 27. 11 Коллективная – беседа «С чего начинается работа над проектом? Какие задачи не обходимо решить каждому автору проекта? Есть ли сходство в работе взрослых и школьников и при выполнении проектов? Какое? Какие конструктивные особенности могут быть у разных изделий?»
Работа в парах – решение первой задачи. Выбор изделий.
Индивидуальная – работа по учебнику. Решение второй технологической задачи. Понимать особенности организации работы над проектом. Регулятивные: коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты.
Познавательные: с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике.
Коммуникативные: уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. Применять знания при выполнении технологических операций Текущий
13 От замысла – к результату: семь технологических задач.
Урок-исследование 4.12 Фронтальная – беседа «Как будут соединены детали в конструкции — подвижно или неподвижно?» Решение 3 задачи.
Работа в парах – обсуждение «С помощью чего (ка ким способом) лучше соединить детали?» Решение 4 задачи.
Индивидуальная – подготовка и соединение деталей Понимать особенности организации работы над проектом Регулятивные: совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения.
Познавательные: с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике.
Коммуникативные: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать.
Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. Приводить примеры изделий с разным количеством деталей. Текущий
14 От замысла – к результату: семь технологических задач.
Урок-проект 11.12 Фронтальная – решение 5 технологической задачи «Как сделать конструкцию прочной?»
Групповая – работа над 5 и 6 задачей с опорой на учебник и тетрадь в зависимости от выбранного проекта. Понимать особенности организации работы над проектом Регулятивные: совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения.
Познавательные: с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике.
Коммуникативные: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать.
Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. Практическая работа по конструированию и украшению модели одежды. Подготовка сообщений. Текущий
15 От замысла – к результату: семь технологических задач.
Урок-исследование 18.12 Фронтальная – беседа по решению 7 технологической задачи «Что может подсказать изобретателю природа?
Коллективная – решение задачи с опорой на материал рабочей тетради.
Работа в парах – завершение проектной работы. Защита проекта.
Понимать особенности организации работы над проектом Регулятивные: совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения.
Познавательные: сравнивать, обобщать, наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.
Коммуникативные: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать.
Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. Решать задачи на мысленную трансформацию объёмных изделий. Текущий
16 Новогодняя мастерская 25.12 Групповая – создание выбранного изделия в соответствии со своей ролью. Подготовка к защите своего проекта. Выбор ответственного по защите. Защита проекта.
Индивидуальная – выполнение теста «Проверь себя» (в учебнике).
Коллективная – составление единого классного проекта. Распределение ролей в проектной группе и их использование. Регулятивные: совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения.
Познавательные: сравнивать, обобщать, наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.
Коммуникативные: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать.
Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. Решать задачи, связанные с освоением нового способа построения формы звезды. Текущий
17 Новогодняя мастерская 15.01 Фронтальная – демонстрация основных приемов работы: складывание, сгибание, склеивание, разметка.
Коллективная – обсуждение вопроса «Коммуникативная культура, предметы и изделия, обладающие коммуникативным смыслом».
Работа в парах – изготовление подарков малышам и взрослым.
Индивидуальная – защита своего проекта. Элементарная проектная деятельность. Результат – изделия, подарки малышам и взрослым. Регулятивные: выполнять текущий контроль и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям. Познавательные: сравнивать, обобщать, наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.
Коммуникативные: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать.
Личностные: проявлять интерес к историческим традициям своего края и России. Творческие проекты в группах. Составление единого классного проекта. Тест. Тест
18 Живая красота. Выращивание комнатных цветов из черенка 22.01 Фронтальная – беседа по тексту учебника «Как размножаются растения».
Коллективная – деление на группы в зависимости от выбора способа размножения.
Групповая – практическая работа по теме «Размножение растений» (черенками)
Распределение ролей в проектной группе Регулятивные: совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное.
Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.
Коммуникативные: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. Практическая работа по теме «Размножение растений» (перевалка, пересадка). Составление инструкционной карты.
Текущий
19 Размножение растений делением куста и отпрысками. .29.01 Фронтальная – составление инструкционной карты «Размножение растения делением куста». Деление на группы. Распределение ролей в проектной группе.
Групповая – практическая работа по теме «Размножение растений» (перевалка, пересадкаРаспределение ролей в проектной группе Регулятивные: совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное.
Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.
Коммуникативные: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. Практическая работа по теме «Размножение растений» (черенками, отпрысками). Текущий
20 Когда растение просит о помощи 05.02 Фронтальная – беседа по теме «Когда растение разрослось»
Групповая – практическая работа по теме «Пересадка растений» Распределение ролей в проектной группе Регулятивные: совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное.
Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.
Коммуникативные: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. Практическая работа по теме « Когда растение разрослось и горшок стал тесен»
Составление инструкционной карты.
Текущий
21 Цветочное убранство интерьера
Урок-проект 12.02 Фронтальная - называть используемые для рукотворной деятельности материалы.
Групповая – выполнять творческий проект по собственному выбору. Распределение ролей в проектной группе Регулятивные: совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное.
Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.
Коммуникативные: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. Творческий проект по собственному выбору. Подборка растений Проект
22 Цветочное убранство интерьера 19.02 Фронтальная – обсуждение приёмов и способов выполнения отдельных этапов работы.
Групповая – находить дополнительную литературу. Составлять эскиз. Распределение ролей в проектной группе Регулятивные: совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное.
Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.
Коммуникативные: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. Творческий проект по собственному выбору. Составление эскиза. Проект
23 Человек и стихии природы. Огонь работает на человека. Урок-проект .26.02 Фронтальная – беседа с опорой на презентацию «Энергия природных стихий. Огонь работает на человека».
Групповая – изготовление изразца для печи Использование человеком энергии сил природы (воды, ветра, огня) для повышения производительности труда Регулятивные: совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения.
Познавательные: с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике.
Коммуникативные: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать.
Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. Творческий проект Проект
24 Главный металл.
Урок-путешествие 05.03 Фронтальная – работа с текстом учебника.
Групповая – проводить практическое исследование образцов металла. Изготовление изделия с использованием металлической проволоки. Представлять происхождение, свойства, виды и применение металлов. Регулятивные: совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения.
Познавательные: с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике.
Коммуникативные: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать.
Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. Работать с текстом – как с источником информации. Текущий
25 Ветер работает на человека. Устройство передаточного механизма. Урок-исследование 12.03 Коллективная – преобразование энергии сил природы. Ветер работает на человека. Просмотр презентации.
Фронтальная – исследования: полезная и вредная работа ветра. Ветряные мельницы.
Работа в парах – изготовление модели ветряной мельницы (картон, бумага, проволока).
Использование человеком энергии сил природы (воды, ветра, огня) для повышения производительности труда Регулятивные: совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения.
Познавательные: с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике.
Коммуникативные: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать.
Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. Исследования: полезная и вредная работа ветра. Изготовление модели ветряной мельницы. Работа с презентацией. Практическая работа
26 Вода работает на человека. Водяные двигатели.
Урок-проект .19.03 Фронтальная – беседа с опорой на презентацию «Использование человеком энергии текущей или падающей воды». Вода работает на человека. Эскиз водяной мельницы.
Индивидуальная – изготовление эскиза водяной мельницы.
Работа в группах – изготовление водяной мельницы.
Взаимовлияние наук и технических изобретений в процессе развития человечества. Энергия природных стихий. Вода работает на человека. Познавательные: сравнивать, обобщать, наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.
Регулятивные: совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения.
Коммуникативные: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать.
Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. Просмотр и обсуждение презентации «Использование человеком энергии текущей или падающей воды». Изготовление водяной мельницы.
Творческий проект
27 Паровые двигатели. Урок-исследование
03.04 Фронтальная – беседа «Энергия природных стихий. Паровой двигатель».
Коллективная – сообщения детей: « Паровой двигатель – великое изобретение. Использование парового двигателя». Исследования – проверка силы пара.
Индивидуальная – работа с«конструктором»: сборка тележки. Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала XX века. Познавательные: сравнивать, обобщать, наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.
Регулятивные: совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения.
Коммуникативные: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. Исследование – проверка силы пара. Практическая работа с конструктором Практическая работа
28 Получение и использование электричества Электрическая цепь.
Урок-исследование 09.04 Фронтальная – беседа « Получение и использование
электричества».
Работа в парах – сообщения детей: « Электричество в жизни человека». Исследования устройства фонарика.
«Чтение» электрической цепи по схеме. Техника безопасности при использовании электропроводки в доме. Современные игрушки с моторчиком.
. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Познавательные: с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике.
Регулятивные: выполнять текущий контроль и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям. Коммуникативные: уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться. Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. Исследование: устройство фонарика. Работа с конструктором Практическая работа
29 Какая бывает информация?
Урок- исследование 16.04 Коллективная – изучение материала учебника: чтение и обсуждение «Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации.
Работа в парах – работа в рабочей тетради.
Коллективная – обобщение материала по вопросам презентации: «Какие правила работы на компьютере следует помнить и соблюдать? Как активировать CD? Как Интернет может помочь в изучении школьных (учебных) предметов? Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Регулятивные: совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное.
Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.
Коммуникативные: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним. Просмотр и обсуждение презентации «Информационная среда, основные источники». Текущий
30 Практикум овладения компьютером. Фронтальная – беседа «Названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере».
Индивидуальная – включение и выключение компьютера, запуск и завершение программы.
Информационная среда, основные источники информации, получаемой человеком. Персональный компьютер и его назначение. Познавательные: преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Регулятивные: совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное.
Коммуникативные: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. Практическая работа: включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств Текущий
31 Практикум овладения компьютером Фронтальная – повторение безопасных приёмов труда при работе на компьютере.
Работа в парах – общее представление о назначении клавиатуры, пользование
компьютерной мышью, клавиатурное письмо.
Сохранение и передача информации. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере. Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.
Регулятивные: самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы.
Коммуникативные: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя), правила работы в парах.
Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. Практическая работа: клавиатурное письмо. Текущий
32 Книга- источник информации. Изобретение бумаги.
Урок- путешествие Фронтальная – беседа по материалам учебника
Коллективная – определение форм передачи информации: текстовая, в рисунках, знаках. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графическойинформации.
Изобретения и человечество. Познавательные: преобразовывать информацию: представлять её в виде текста, схемы, таблицы.
Регулятивные: выполнять текущий контроль и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.Коммуникативные: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя), готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. Практическая работа «Определение форм передачи информации: текстовая, в рисунках, знаках». Текущий
33 Конструкции современных книг. Фронтальная – знакомиться с технологией изготовления печатной книги, конструкцией современных книг.
Групповая – выполнять несложный ремонт книг в обложке (брошюры) Этапы развития книги, книгопечатания Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.
Регулятивные: самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы.
Коммуникативные: готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Личностные: отзывчиво относиться к одноклассникам и проявлять готовность оказать им посильную помощь. Проводить исследования по заданиям учебника.
Выполнять мелкий ремонт книги по инструкционной карте. Текущий
34 Великие изобретения человека.
Урок – защита проектов Фронтальная - Слушать и понимать сведения, полученные из печатных источников. анализировать историю техники. Проявлять умения, преобразовывать информацию полученную из разных источников. Познавательные:выполнения пробных поисковых упражнений.
Регулятивные: самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы.
Коммуникативные: готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. Сопровождать свое сообщение иллюстративным Текущий
Формы и методы контроля:
Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные работы.
индивидуальные;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
работа в парах.
Учебно-методический комплект
1. Лутцева Е.А. Технология: 1 -4 классы: Программа. – М.: Вентана-Граф, 2014, - 80 с.
2. Лутцева Е.А. Технология: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева, - 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 160 с.: ил. – («Начальная школа XXI века»)
3. Лутцева Е.А.: Технология: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева. - 3-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2014
4. Лутцева Е.А., Сценарии уроков. Органайзер учителя.- М: Вентана-Граф, 2013

Технические средства обучения:
Ноутбук.
Проектор.
Интерактивная доска.
Многофункциональное устройство.
Цифровой микроскоп.
Цифровой фотоаппарат.
Видеокамера.
Наглядные пособия:
Комплект таблиц для начальной школы «Технология. 3 класс».
Набор предметных картинок.
Информационно-коммуникативные средства:
Электронное приложение к газете «Первое сентября: Начальная школа». (CD)
Основные понятия курса
Данный курс закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно- нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками.
Содержание курса рассматривается не как самоцель, а, прежде всего как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности. Содержание курса отобрано и целенаправленно структуированно в двух основных разделах: «Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры» и «Из истории технологии». Первый раздел включает информационно-познавательную и практические части и построен в основном по концентрическому принципу. Второй раздел отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Он построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды.Данный курс является опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене. В этом курсе все элементы учебной деятельности (планирование, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата) предстают в наглядном плане и становятся более понятными для детей.
Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста.
Темы рефератов
1. Опасные профессии.
2. История пуговицы.
3. Техника в жизни человека.
Темы проектов
1. Коллекция бумаги.
2. Усовершенствование конструкции.
3. Народный костюм
Темы творческих работ
1. Какие бывают часы (декоративное оформление часов)
2. Исторические здания нашего города.
3. Бабушкин сундучок (семейные реликвии)