Использование приема драматизации во внеурочной деятельности в обучении английскому языку


Конакова Олеся Рашидовна
учитель английского языка
МАОУ «Гимназии№31»


Использование приема драматизации во внеурочной деятельности в обучении английскому языку
Такие виды художественной самодеятельности как драматизация и инсценирование  (постановка на английском языке различных сценок как предложенных преподавателем, так и придуманных детьми совместно с учителем) очень привлекают детей 6 - 12 лет, отвечая внутренним потребностям учащихся в творческой активности.
На современном этапе, с учетом новых веяний в системе образования, использование этого приема дает простор учителям для новаторства и внедрения в жизнь собственных идей и решений.
Многие учителя воспринимают драматизацию как постановку серьёзных спектаклей, требующих высоких актёрских способностей от детей, режиссёрских навыков от учителей и долгих репетиций, поэтому сознательно не используют этот приём в своей деятельности.   Другими причинами         отказа от драматизации являются: боязнь учителя потерять контроль над дисциплиной в классе, ведь подобные формы занятий всегда вызывают всплески эмоций, непредсказуемые реакции детей, этот форма работы занимает слишком много времени (от этого страдает основная учебная программа), для реализации обучения иностранному языку через театральное искусство нужны особые  условия и учебные материалы (под условиями здесь понимается наличие свободных аудиторий для репетиций, свободное время у учителя и учеников, методические материалы для педагогов по применению драматизации именно для обучения иностранному языку). Таким образом, учителя с осторожностью относятся к приёму драматизации, так как либо не видят его значимости, либо до конца не знают, как с ним работать.  Самая главная причина неиспользования драматизации – нехватка времени  даже на её элементы в урочной деятельности.
Драма близка ребенку, так как динамична, действенна и напоминает мир игры, в котором он живет. Это то, во что мы вовлечены в повседневной жизни, когда сталкиваемся с разными ситуациями. Деятельность, которая стимулирует наше воображение, пробуждает чувства и воодушевляет нас играть разные роли, может называться драмой. В изучении английского языка драматизация превращает предмет в приятное занятие и освобождает изучающих язык от оков страха саморазрушения. Драма также помогает развить у учеников языковую компетенцию, даже если языковая подготовка детей находится не на самом высоком уровне. Участвуя в спектакле, дети слушают, слышат и понимают друг друга. А ведь аудирование - один из самых важных и сложных видов речевой деятельности. Именно поэтому любая дополнительная возможность в практике аудирования может быть полезна ученикам. Ведь сценическое действие помогает понять смысл происходящего, и в результате у зрителей развивается языковая догадка.
Важным моментом в развитии произношения и фонематического слуха является использование музыки и песен. Музыка дает настрой спектаклю, а песни способствуют развитию у школьников чувства языка, помогают активизации лексики. Музыкальный ритм помогает легче усваивать грамматические структуры. Разучивание коротких и несложных песен с частыми повторами помогает ребенку закрепить не только слова, но и правильную артикуляцию, правильное произношение звуков, ударения, ритм. Следовательно, музыка, являясь одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции детей, служит в спектакле сильнейшим психологическим побудителем. Сцена приучает детей к четкой, грамматически и  интонационно правильно оформленной речи.
Учителя не должны бояться показаться непрофессиональными с точки зрения режиссуры и драматургии, так как конечная цель постановки не создание театрального шедевра, а вовлечение детей в творческий процесс обучения языку.
Грамотные постановки на иностранном языке приводят, как правило, к следующим результатам:
       у детей повышается интерес к занятиям английским языком, быстрее формируются речевые навыки и умения;
       многие начинают активнее использовать иностранный язык в игровой (внеучебной) деятельности;
       театральная деятельность позволяет корректировать некоторые отклонения в поведении младших школьников (агрессивность, излишняя застенчивость); повышает самооценку; формирует социальную уверенность;
      использование в театральной деятельности на английском языке элементов лингвострановедческих представлений позволяет формировать основу будущего межкультурного общения и, как следствие, предупреждать развитие ксенофобии, отрицания «чужих» культур.
Прием драматизации позволяет овладевать основами всех видов речевой деятельности, так как создает базу для обучения аудированию, чтению, говорению и письму; он предоставляет условия для становления творческой, эмоционально-волевой, интеллектуально развитой личности; способствует положительному влиянию на формирование психических процессов детей младшего школьного возраста. Данный прием можно использовать как средство мотивации и повышения интереса к изучению иностранного языка.
На базе гимназии №31 проводился летний английский двухнедельный лагерь «British camp», целью которого была постановка спектакля на английском языке и показ на сцене. В спектакле принимали участие 15 школьников пятых-седьмых классов гимназии. Он назывался «Jack Jones's Jazzy Jacket» по мотивам пьесы «Голый король» Евгения Шварца. Перед распределением ролей были проведены занятия, из которых дети узнали сюжет пьесы и будущего спектакля, а также различные игры, в которых дети проявляли свои индивидуальные творческие способности. Совместно с детьми в сценарий спектакли были сделаны вставки современных песен и танцев, что особенно вызвало их интерес. На занятия по изучению ролей ушло всего полтора часа в день, два дня на подготовку костюмов и реквизитов, день на репетицию на сцене и час на саму постановку. Во время репетиций с каждым ребенком индивидуально работали учителя английского языка. Следует отметить, что общение вовремя всех дней лагеря было только на английском языке, то есть дети попали в настоящую языковую среду и научились не только понимать,но и изъясняться на языке. Игра на сцене получилось живой и яркой. Зрителями были родители и родственники детей.
Несмотря на некоторые несовершенства в знании английского языка, каждый ребенок проявил себя и остался доволен.
По моему мнению, наиболее эффективное обучение английскому языку проходит тогда, когда дети заинтересованы в результате и пусть процесс использования приема драматизации недолгий (в конкретном случае 2 недели), но очень увлекательный и полезный.




















15