Статья по теме Применение приема драматизации при обучении иностранному языку


Применение приема драматизации при обучении иностранному языку
Наталья Владимировна Сергеева
Natalya Vladimirovna Sergeeva
Частное профессиональное образовательное учреждение Тюменского областного союза потребительских обществ «Тюменский колледж экономики, управления и права», преподаватель, тел. 8(3452)39-91-75, e-mail: natdeutag@mail.ru, 625000 г. Тюмень, ул. Герцена, 80
Одной из актуальных задач, решаемых методикой иностранных языков, является формирование коммуникативной компетенции. На сегодняшнем этапе развития методика иностранного языка все более ориентируется на развитие творческой речи учащихся, на обучение адекватному выражению сложнейших мыслей применительно к условиям и участникам общения, а не просто речевое реагирование и речевое приспособление к коммуникативной ситуации. Обучение должно быть организовано так, чтобы обучающийся добывал знания, а не получал их для запоминания в готовом виде, чтобы он овладевал навыками и умениями в результате своего труда. Одним из таких приемов, отвечающим многим из этих требований, является прием драматизации. Прием драматизации позволяет овладевать основами всех видов речевой деятельности, так как создает базу для обучения аудированию, чтению, говорению и письму; он предоставляет условия для становления творческой, эмоционально-волевой, интеллектуально развитой личности; способствует положительному влиянию на формирование психических процессов обучающихся. Данный прием можно использовать как средство мотивации и повышения интереса к изучению иностранного языка.
Так как занятия проводятся в непринужденной и дружелюбной атмосфере, обучающиеся приобретают уверенность в себе, коммуникативные навыки, новых друзей и убеждаются в том, что учиться очень увлекательно и интересно. Используемые на занятиях инновационные методы обучения способствуют развитию творческого мышления, воображения, памяти, познавательного интереса, логики, координации рук, внимания, самостоятельности, организованности.
Таким образом, можно сделать вывод, что драматизация способствует достижению следующих целей:
Образовательная: углубление знаний по предмету, расширение лексического запаса, получение дополнительной лингвострановедческой информации об англоговорящих странах, комплексное применение навыков употребления изучаемых по программе времен английского языка в монологической и диалогической речи учащихся, постановка произношения и отработка фонетических трудностей при драматизации произведений и многие другие цели, ведущие к основной задаче, - используя полученные знания, применять их при общении на иностранном языке, возможность «выхода в речь».
Развивающая: развитие навыков устной речи, формирование личности, способной к межкультурному общению через коммуникативные умения; развитие мышления, памяти, внимания, актерского мастерства; развитие интеллектуальной, эмоциональной и речевой активности детей, которые в совокупности обеспечивают благоприятные условия для овладения языком.
Воспитательная: воспитание умения работать в команде дружного коллектива, ознакомление с культурой и обычаями англоязычных стран (воспитание социокультурной компетенции); всестороннее развитие личности обучающегося средствами иностранного языка.
Драматизация является преимущественно методом коллективной работы, она может применяться как в малых коллективах, так и в одной большой группе. Работа на занятии с использованием элементов драматизации должна быть четко организована:
1. На первом этапе, до начала работы, преподаватель должен четко поставить задачу, предельно ясно объяснить суть работы и форму.
2. Второй этап представляет собой непосредственную деятельность участников в коллективах над осуществлением задания (преподаватель при этом выполняет функцию советника и консультанта).
3. Третий этап – презентация коллективной работы, обсуждение процесса выполнения работы, его результативности (проходит в форме вопросов и ответов, описаний, комментариев, дискуссий).
Драматизация бывает следующих видов: инсценировка (например - диалога), ролевые игры, упражнения с элементами драматизации (на воображение, выражение эмоций), во внеурочной деятельности - постановка произведения, использование пантомимы, использование этюдов – в которых обучающимся предоставляется большая самостоятельность: им предлагается самим придумать несложные ситуации с персонажами и тут же разыграть их на сцене.
Важным моментом в развитии произношения и фонематического слуха является использование музыки и песен. Они способствуют развитию у обучающихся чувства языка, помогают активизации лексики. Музыкальный ритм помогает легче усваивать грамматические структуры.
Драматизация во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к овладению иноязычным общением. Именно драматизация помогает детям «окунуться в язык», преодолеть речевой барьер.
Метод драматизации полностью ориентирован на действие. Основной девиз этого метода: изучать язык головой, сердцем, руками и ногами. Использование данного метода влияет на гармоничное развитие интеллекта, развивает интуицию, готовит к выполнению различных общественных ролей, учит самостоятельному принятию решений.
С психологической точки зрения, драматизация представляет собой форму совместной учебной деятельности, где "усвоение обучающимися содержания учебного материала опосредовано их совместным творческим взаимодействием по его сценическому воплощению, вызванным осознанием единства дидактической цели, предполагающим разделение труда и частичный контроль за деятельностью самими учащимися".
Благодаря драматизации развивается эмоциональная сфера обучающихся. Всё это способствует также созданию психологического климата, благоприятного для изучения иностранного языка.
Таким образом, процесс обучения иностранному языку средствами драматизации способствует социальному, эмоциональному, интеллектуальному и лингвистическому становлению личности ученика. Драматизация, как ни какой другой приём, позволяет преподавателю наиболее полно осуществлять личностно-ориентированный подход.
Литература
1. Иванова Н.В. Драматизация в педагогических технологиях учителя.
2. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики. – М.: Русский язык, 2013.
3. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. – М.: Просвещение, 2014.
4. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. – Воронеж: Истоки, 2014.
5. Brumfit C. Communicative Methodology in Language Teaching.- Cambridge: Cambridge University Press, 2015.- 203p.
6. Christensen J.A., Stephen G. Ham, Marilyn V. Kemp, and others. Building English Skills.-McDougal,Littell& Company, 2015.-243p.
7. Наmаmdjіаn Sh. Play and Learn English .-М.:Освіта,2013.-223с.
Применение приема драматизации при обучении иностранному языку
The use of drama technique in foreign languages teaching
Наталья Владимировна Сергеева
Natalya Vladimirovna Sergeeva
В статье рассматривается вопрос использования приема драматизация на занятиях по английскому языку. Процесс обучения иностранному языку средствами драматизации способствует социальному, эмоциональному, интеллектуальному и лингвистическому становлению личности обучающегося. Использование драматизации также мотивирует преподавателя на то, чтобы максимально считаться с интересами и потребностями учеников. Драматизация, как ни какой другой приём, позволяет преподавателя наиболее полно осуществлять личностно-ориентированный подход.The article considers the issue of use of drama technique on the English lessons. The process of foreign language teaching by means of drama fosters the social, emotional, intellectual and linguistic development of student’s personality. The use of dramatization also motivates the teacher to take maximum account of the interests and needs of students. Dramatization, like any other technique, allows the teacher to more fully implement the learner-centred approach.
Ключевые слова: драматизация, обучающийся, личность, преподаватель, коммуникация.
Keywords: dramatization, student, person, teacher, communication.