Статья по английскому языку Использование приема драматизации при обучении английскому языку


Использование приема драматизации при обучении английскому языку
Многие учителя вопринимают драматизацию как постановку серьезных спектаклей, требующих высоких актерских способностей от детей, режиссерских навыков от учителей и долгих репетиций, поэтому сознательно не используют этот прием в своей деятельности.
Педагоги всегда работают с детьми и понимают, что их ученики исследуют окружающий мир, используя своё воображение и участвуя в игре. А связь между воображаемым и настоящим миром способствует языковому развитию. Коммуникативные навыки развиваются, когда ученики придумывают те или иные сценарии («это будет наш дом, а это наши дети»); когда им предлагаются определенные роли и даются указания («я буду мамой и пойду за покупками, а ты будешь папой, тебе нужно работать!») или когда они меняются ролями («сейчас моя очередь быть учителем»).Даже вымышленная пьеса даёт учащимся представление и понимание силы языка. Включая других в свою игру, ученик понимает, что слова дают ему возможность рассказать историю или организовать игру. Комбинация игры-драматизации и обучения очень хорошо «работает» со школьниками младшего возраста. Для обучающихся старшего звена необходима настоящая практика – и устная, и письменная, которая дает им возможность работать вместе, развивает поддержку и сочувствие, помогает увидеть мир с различных точек зрения. Поэтому при обучении английскому языку сочетание «ученик-драматизация» является одной из лучших и необходимых комбинаций. Такая возможность широко представлена в УМК “Spotlight” / «Английский в фокусе», который содержит в себе как разнообразные диалоги повседневной тематики, так и позволяет использовать приемы драматизации после прочтения «Книги для чтения», содержащей уже готовые к драматизации пьесы.
При использовании драматизации у учителя есть возможность развивать все необходимые навыки – как продуктивнее, так и рецептивные: чтение, говорение и письмо. Например, можно создать «Театр читателей», когда обучающиеся все вместе прочитывают рассказ или его часть и выбирают себе роли для драматизации. А почему бы не обратиться с просьбой к ученикам написать пьесу самостоятельно? Это может быть очень хорошей идеей. А если в классе или группе есть художники, то можно сделать и небольшой буклет с иллюстрациями.
Очень успешным способом для развития воображения и импровизации является следующий прием. Можно представить ученикам часть рассказа, а остальное они могут придумать самостоятельно, как от лица понравившегося им персонажа, так и выступив в роли автора.
Вот что нужно помнить при использовании приёма драматизации на уроках английского языка.
Драматизация является частью реальной, настоящей жизни и помогает ученикам справиться с жизненными трудностями.
Драматизация даёт возможность ученикам отрепетировать роли, формы поведения, которые они могут использовать в дальнейшей жизни как готовые шаблоны.
Драматизация пробуждает в учениках творчество при разрешении проблем и принятии решений.
При проживании тех или иных представленных ситуаций в учениках воспитываются навыки решения проблем, они понимают, что необходимо сделать или сказать, чтобы их разрешить. Таким образом, школа превращается в место, где детей учат думать творчески, драматизация помогает развить мышление, дальнейшую мотивацию и интерес при принятии решений.
3. Драматизация развивает вербальное и невербальное общение.
С помощью различных героев или персонажей, диалогов, сцен или мини-спектаклей ученики имеют возможность отработать навыки решения проблем как вербально, так и невербально, освобождая место для чувства и творчества. Также ученики практикуются в различном использовании навыков общения посредством использования языка тела, выражения лица и голоса.
Драматизация позволяет снять психологическое напряжение.
Примеряя на себя различные роли, ученики могут выражать свои настоящие чувства, не боясь быть подвергнутыми критики или осуждению. Находясь в определённом образе, они могут найти способ решения своих собственных проблем или же наоборот позволить себе забыть об их существовании.
Драматизация помогает сотрудничеству учеников и развивает другие социальные навыки.
Совместная работа развивает и поддерживает сотрудничество. Крайне важно, чтобы каждый ученик чувствовал себя особенным и понимал свою необходимость при работе в команде или группе. Драматизация позволяет ученикам это сделать и в то же время выразить и понять себя.
Драматизация помогает ученикам усвоить и запомнить моральные ценности.
Драматизация помогает ученикам как можно глубже понять важность моральных ценностей, о которых они уже знают (добро, счастье, дружба, достоинство и т.д.). Роль учителя в данном случае заключается в расширении значения этих ценностей и укреплении необходимости их использования в жизни.
Драматизация — это весело.
Использование драматизации на уроках всегда делает урок веселым и легким. Если это помнить, то и ученикам будет интересно, и процесс получения знаний для них будет ярче.   Ученики любят обсуждать жизненно важные для них проблемы, искать пути их решения и применять полученные знания в реальной жизни.
Вот некоторые примеры, которые могут быть использованы учителем во время уроков английского языка.
Название игры: Not me!
Уровень: любой
Грамматическая структура: притяжательный падеж имени существительного
Учитель начинает игру словами: «It’s Irina’s turn to buy us all a drink/sing a song/ cook us a meal». Ученик, чье имя произнес учитель должен ответить: «Not me! It’s Natasha’s turn». Дальше к игре подключается следующий названный ученик. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все имена в классе или группе.
Для старших классов учитель может представить список профессий на доске, либо индивидуально на листках. Ученик (ученица) должны ответить «Not me! It’s Natasha’s turn to be a doctor» и так далее.
Название игры: Mirrors
Уровень: любой
Игра проводится в парах. Первый ученик выполняет действия (чистит зубы, расчесывает волосы, одевается), а его партнер должен «зеркально» точно повторить все выполняемые действия. Например, ученик А вытягивает свою левую руку, а ученик Б должен вытянуть свою правую руку. Через несколько минут ученики меняются ролями.
Для привлечения внимания остальных учеников в классе или группе можно предложить им угадать выполняемые действия.
В игру можно добавить «звук»: ученик А называет свои действия, ученик Б должен повторить его словосочетание (предложение), обращая внимание на интонацию, выражения лица.
Название игры: What are you doing?
Уровень: 7-8 класс
Для игры требуются 3 ученика. Двое разыгрывают действие, предложенное учителем, а третий ученик должен назвать это действие.
Для подсказки учитель заранее раздает листочки с заданиями двум ученикам:
A hairdresser cutting a difficult customer’s hair.
A bored doctor listening to a noisy patient.
A waiter trying to flirt with an attractive girl eating in a restaurant.
Two people moving a piano.
Two people quarrelling over which TV channel to watch.
Если угадывающий ученик не может понять, что делают его партнеры, он может привлечь внимание всего класса или группы, задав им вопрос: «What are they doing?»
Название игры: The telephone conversation
Уровень: 9-11 класс
Для игры требуются 3 ученика. Учитель должен подготовить телефонный разговор между двумя людьми, написав отдельно на карточках слова для ученика А и ученика Б, ученик В должен будет внимательно слушать диалог. Когда он услышит междометия er, aha, mmm, uh! еtc., ему нужно будет догадаться, какие слова необходимо употребить по смыслу, а затем сравнить свои ответы с предложенными вариантами. Например:
А: Hello. Is that you, Mary?
Б: Mmm-mm (yes).
А: Well, I’m sorry to disturb you, but I wonder if you have finished with my laptop?
Б: Er….. (not quite).
А: Can I have it back, please?
Б: Uh-uh (no).
А: Look. You’ve had it for three weeks now!
Б: Mmm-mm (not true).
А: I am coming right now to collect it, whether you’ve finished with it or nor! (Slams down phone)
Б: Oh!! (Oh no!).
Название игры: Every picture tells a story
Уровень: 9-11 класс
До начала игры учителю необходимо подготовить набор картинок или фотографий, на которых изображены люди, выполняющие любые действия.
Учеников необходимо разделить на группы, в зависимости от количества человек, изображенных на картинках или фотографиях. В течение одной минуты ученики должны продумать и изобразить действие, результат которого изображен на картинке. После этого учитель и класс или группа сравнивают, справилась ли группа со своим заданием.
Название игры: Tom’s depressed
Уровень: 8-11 класс
Один из учеников выбирается для роли Тома. Он садится перед классом с очень грустным выражением на лице (или можно надеть «грустную» маску). В парах ученики составляют список вещей, которые могут развеселить Тома. «Том» выбирает наилучший список, и победившая группа с помощью жестикуляции и мимики показывает первые три вещи из списка. Остальные ученики должны догадаться, что изображает группа.
Название игры: Ear to ear
Уровень: любой
Ученики становятся в круг. На ухо первому ученику учитель произносит предложение, звучавшее ранее на уроке. Ученик произносит это предложение своему партнеру, и так далее, пока предложение не будет услышано последним учеником. Последний в кругу ученик должен произнести предложение в слух.  Обычно оно сильно отличается от первоначальной версии. Учитель может предложить классу проанализировать, что и где пошло не так.  Можно написать предложение на доске и найти ошибки.
Используя на своих уроках драматизацию, учитель должен понимать, что ученики приобретают способы общения на изучаемом ими языке, они заучивают новые слова и структуры, становятся увереннее в себе и своих знаниях, они видят реальное применение английского языка. Драматизация приносит в класс энергию, мотивацию, дисциплину, творчество и позволяет наслаждаться процессом обучения, принося реальные результаты.
В заключении хочется сказать, что уроки с использованием элементов драматизации способствуют созданию благоприятного психологического климата в классе, помогают учащимся увидеть в иностранном языке реальное средство общения. Такие уроки являются источником получения новой интеллектуальной и эстетической информации, что заметно обогащает личность учащихся. Поэтому важно, чтобы такие уроки стали для школьников приятным занятием. Добиться этого можно, если методически правильно и психологически обоснованно проводить работу на уроках, находить пути оптимальной организации уроков по иностранному языку.