Формирование опыта этнокультурной ориентации и самоопределения учащихся в поликультурной среде

Лисенкова Е.В., учитель истории и обществознания
МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная
школа №2» Инсарского района

Формирование опыта этнокультурной ориентации и самоопределения учащихся в поликультурной среде
«История предков
всегда любопытна для тех,
кто желает иметь Отечество».
Н.М.Карамзин

В настоящие времена все более остро встают проблемы сохранения общечеловеческих и, в часности, этнических ценностей духа. К сожалению, в современном обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе. Таким образом, особое значение приобретает формирование у молодежи духовно-нравственных позиций.
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» важнейшей национальной задачей является воспитание, ориентированное на достижение определенного идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие, социальная солидарность и др.), обладающей опытом этнокультурной ориентации, самоопределения в поликультурной среде, проявляющей толерантное отношение к представителям других культур. Законом РФ «Об образовании» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Современная школа должна выпускать высокообразованных, физически здоровых, нравственно устойчивых, духовно богатых людей, заботящихся о сохранении и развитии своей национальной культуры, знающих и уважающих культуру других народов.
Нет, наверное, человека, который бы не интересовался прошлым своего края, его историей. Народ помнит и сохраняет те традиции, обряды и обычаи, которые отмечали наши предки. Но, к сожалению, не все они дошли до нас в изначальной форме: стерлось и изменилось в нашей духовной жизни многое, изменились и люди.
Я – учитель истории и обществознания. Одна из главных моих задач – формирование национального самосознания, развитие у детей общечеловеческих ценностей, понимание роли нации, этноса в мировом историческом процессе. Моя цель – научить детей не только историческим фактам мировой истории, истории России, но и донести до них много нового о своей родине, о знаменитых земляках, научить понимать величие и красоту родной природы, чувствовать свою сопричастность к проблемам своей страны, республики, района, села и иметь страстное желание их решить.
Одним из эффективных средств совершенствования учебно-воспитательного процесса является использование краеведческого материала, цель которого – повышение познавательного интереса учащихся, бережного отношения к природе, любовь к родному краю.
Дети учатся многому: общаться с людьми, следить за своей речью, заниматься исследовательской деятельностью, видеть красоту природы, наблюдать, протянуть руку помощи в нужную минуту.
Уроки по истории культуры мордовского края для меня и моих учеников – поиск, диалог и совместный труд. По данному предмету нет ни методических рекомендаций, ни поурочных разработок, поэтому каждый урок разрабатываю сама. Интерес к предмету формируется при использовании традиционных и нетрадиционных видов уроков.
Изучение истории и культуры мордовского края создает большие возможности для развития художественных, технических и других видов творчества учащихся, приобщение их к поисковой, проектной деятельности, способствует формированию целостного представления учащихся об историческом пути человечества на территории нашего региона, адаптации их к реалиям сегодняшней жизни, подготовке к активной деятельности. Помимо урочной деятельности, ребята знакомятся с этнокультурой и во внеурочное время.
Курс «История и культура мордовского края» дополняется разделом «Мой край», способствующим воспитанию любви и уважения к собственной «малой» родине, как части большой России. Программа факультатива предусматривает теоретические и практические занятия по разделам «Мой край на карте Родины», «Я и моя семья», «Моя улица», «Наш край богат талантами», «Наш край в годы Великой Отечественной войны». Формы работы самые разнообразные: лекции, доклады, беседы, встречи с жителями города, села, экскурсии, викторины, выполнение исследовательских работ.
Ребята с удовольствием занимаются изучением истории семьи. Особенный интерес у ребят вызывают такие темы как «Древо рода. Родственные связи. Виды и степени родства», «География рода. Фамилия», «Обычаи, традиции, праздники семьи (рода)». В результате укрепляются контакты учителя с учениками, детей со старшими членами семьи, более глубоким и осознанным становится интерес к истории страны, происходят значительные изменения в личности ребенка.
Большое внимание уделено внеклассной работе, так как именно она способствует расширению и углублению знаний по истории и обществознанию, стимулирует интерес учащихся к изучению предметов, развивает умения коммуникативной деятельности, способствует всестороннему развитию личности. Я использую различные формы внеклассной работы: научно-практические конференции, занимательные игры, круглые столы.
Учащиеся выступают на районных олимпиадах по краеведению, районной научно-практической конференции «Первые шаги в науку», республиканском конкурсе исследовательских работ «Интеллектуальное будущее Мордовии», межрегиональной конференции «Живая культура: традиции и современность».
В школе уделяется серьезное внимание вопросам воспитания национальной культуры. Работа по этнокультурному воспитанию проводится в младших и старших классах. Этнокультурный компонент воспитательной системы школы обеспечивается через организацию диалога мордовской и русской культуры, широко представленных в содержании учебных предметов, воспитательных программ, творческих кружков. В школе работает научное общество учащихся «Поиск». Исследовательский метод обучения позволяет осуществить в обучении максимальную самостоятельность и творческую активность учащихся. Ведется работа по изучению жизни и творчества известных личностей из сферы культуры, искусства, науки и образования.
Таким образом, в школе организована система работы по вопросам этнокультуры. Урочная и внеклассная работа по этому направлению является важным источником нравственного формирования личности.
Пренебрежительное отношение к культуре прошлого может нанести большой урон современному духовному и культурному развитию нации, не соблюдая традиции, заложенные предками, мы тем самым показываем неуважение к истории своего народа. Наша задача не допустить подобного, поэтому необходимо воспитывать в детях толерантное отношение искусству, истории и культуре своего народа.

Заголовок 415