ВЛИЯНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ


Влияние этнокультурной толерантности
педагогического коллектив на эмоциональное
благополучие педагогических работников

Крюкова Лариса Борисовна,
преподаватель обществоведческих дисциплин.
ГАПОУ «Нижнекамский агропромышленный колледж»
г. Нижнекамск РТ.

Первый шаг к формированию культуры толерантности это знание истории народа, родного края, языка, обычаев предков, что возвышает человека, делает его сильнее умом, тверже характером, дает нравственную опору. История нашего народа цементирует связь поколений, является мощным инструментом гражданского и патриотического воспитания. Сохранение этнокультурной самобытности через образование это сохранение нравственного ядра, традиций, духовности, родного языка, национальной этики и эстетики всего того, что составляет менталитет нации. В Декларации тысячелетия, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2000 году, толерантность характеризуется как одна из фундаментальных ценностей ХХI века. У каждого народа есть своя система образования, воспитания и передачи национальных ценностей, традиций и ритуалов, выражающих взгляды и верования. Особое значение на эмоциональное благополучие педагогических работников, я считаю, имеет и этнокультурная толерантность среди педагогов, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности и воспитание подрастающего поколения.
Я как педагог обществоведческих дисциплин, имеющий диплом социолога, не могла остаться в стороне, так как крайне заинтересована в развитие этнокультурного образования, создание условий для диалога культур и приобщения коллег нашего колледжа к культурам мира. Для выявления межкультурной компетентности , формирования толерантности на базе нашего колледжа, среди педагогов я провела исследование, задавая следующие вопросы: (опрос проходил анонимно,75 респондентов).
1. Назовите народы, проживающие на территории Татарстана.
2. Как вы относитесь к людям другой национальности, проживающим в республики Татарстан?
А) Уважение; Б) Ненависть; В) Безразличие.
3. В чем заключается ваше общение с ними?
А) Общение в процессе работы; Б) Дружеские взаимоотношения;
В) Готов связать свою судьбу; Г) Не общаюсь, нет необходимости;
Д).Не желаю общаться.
4. Что привлекает Вас у других народов?
А) Черты характера; Б) Особенности кухни; В) Особенности одежды;
Г) Взаимоотношения в семье; Д) Воспитание в семье;
Ж) Культурные, национальные традиции, обычаи; З) Ничего.
5. Можете ли Вы легко найти контакт с коллегами , которые имеют иные, чем у Вас верования, обычаи?
А) Вам всегда это трудно сделать; Б) Сравнительно легко;
В) Затрудняюсь ответить.
Это социологическое исследование показало следующие результаты:
- На вопрос: «Назовите народы, проживающие на территории Татарстана» предложили 11 национальностей: русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, мордва, марийцы, таджики, узбеки, украинцы, цыгане. Более 70% назвали – русские, татары, чуваши, мордва, таджики, узбеки. Около 20% - марийцы, украинцы. Единичные случаи – цыгане.
- На вопрос: «Как вы относитесь к людям другой национальности, проживающим в Республике Татарстан?»
Вариант «А» (уважение) – выбрали 65 респондента.
Вариант «Б» (ненависть) – 3.
Вариант «В» (безразличие) – 7.
- На вопрос: «В чем заключается Ваше общение с ними?».
А) общение в процессе работы – 73 респондента.
Б) дружеские взаимоотношения – 72 респондента.
В) готов связать свою судьбу -50 респондентов
Г) не общаюсь, нет необходимости –2 респондента
Д) не желаю общаться – 5 респондентов.
Общение респондентов разных национальностей не ограничивается только рабочим процессом, причем именно дружеские отношения становятся превалирующими над всеми формами общения. Но среди опрошенных 5 человек выбрали вариант «не желаю общаться». Мое мнение, это причина на фоне сегодняшних событий ,все что происходит не только в нашем обществе но и в мире. Войны на Украине , в Сирии , межнациональные конфликты.
- На вопрос: «Что привлекает Вас у других народов?» Наиболее значимыми стали варианты:
А) особенности кухни – выбрали 65 респондентов
Б) воспитание в семье – 69
В) музыку, искусство – 30
Г) культурные, национальные традиции, обычаи 20.
- На вопрос: «Можете ли Вы легко найти контакт с коллегами, которые имеют иные, чем у Вас верования, обычаи?»
«А» (вам всегда это трудно сделать) – дали ответ -12 респондентов;
«Б» (сравнительно легко) – 60;
«В» (затрудняюсь ответить) – 3.
Я так предполагаю, что респонденты, просто не задумывались при общении какой национальности их собеседник. Проведенное социологическое исследование позволяет сделать выводы об этнокультурном уровне развития работников нашего колледжа. Что все-таки большинство желают жить в многонациональной семье, где дружба является связующим, а не разъединяющим звеном.
  Эмоции влияют на педагогическую деятельность как положительно, так и отрицательно. Зачастую негативные эмоции, полученные на работе, переносятся в личную жизнь. Бывает и наоборот. Накапливается напряжение. Это ведет к неудовлетворению профессией, а иногда и жизнью в целом. На наше эмоциональное благополучие влияет целый ряд факторов, к ним можно отнести: взаимоотношения с людьми в процессе педагогической деятельности (студентами, коллегами, администрацией, родителями, );отношения с близкими (супругами, родителями, детьми, родственниками); способность противостоять стрессу; умение решать конфликтные ситуации. Этнокультурная толерантность, своего рода, помощь педагогу в решении некоторых проблем связанных как с профессиональной деятельностью, так и в жизненных обстоятельствах, что возвышает человека, делает его сильнее умом, тверже характером, дает нравственную опору.
Каждое учебное заведение в независимости от профиля обучения призвано не только формировать у детей первичную систему гуманитарных, естественнонаучных и математических знаний, но и воспитывать их во всем богатстве позитивных отношений и проявлений по принципу: от этнического – к общечеловеческому.

























13PAGE 15


13PAGE 14415