Воспитательная система класса Пять шагов в будущее гимназиста


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красногвардейская гимназия»
Система воспитательной работы
«Пять шагов в будущее
гимназиста»

Автор: Наконечная А.А., классный руководитель 7а класса
МБОУ «Красногвардейская гимназия»
23188-1516
Донское, 2017
Концептуальные основы
воспитательной системы класса «Пять шагов в будущее гимназиста»
В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения для всех народов и государств является одной из самых актуальных.
В процессе воспитания личности исключительное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям.
Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действенности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств личности, но и является главной задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности.
Общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Модернизация общего среднего образования, направленная на совершенствование учебного процесса в школе и всей системы учебно-воспитательной работы в ней, на формирование личности школьника не может происходить без усвоения основ нравственности, которую К.Д.Ушинский считал золотой оправой образования и главной определяющей нравственной направленности личности.
Полноценное формирование личности человека как гражданина немыслимо без его знакомства с основами нравственности и его целенаправленного нравственного образования, которое должна обязательно давать общеобразовательная школа в рамках базового компонента учебного плана. Нравственное образование рассматривается как вечная ценность человечества, как обязательный системообразующий незаменимый компонент общего образования, лежащий в первооснове морального воспитания в обществе.
Школа сегодня в силу объективной необходимости остается главным и, пожалуй, единственным центром, где как-то еще сохраняются и регулярно поднимаются вопросы нравственного развития и воспитания детей, содействия процессу нравственного воспитания вне школы и в семье, и ищет пути его сохранения.
На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1) данная проблема актуальна;
2) духовно-нравственное воспитание является главной задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности.
Возникла необходимость систематизировать опыт работы по данной теме и создать единую воспитательную систему, посредством которой можно знакомить детей с нормами нравственности и развивать качества личности, которые необходимы для жизни в современном мире.
Так появилась воспитательная система духовно-нравственного воспитания «Пять шагов в будущее гимназиста».
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.
Создание воспитательной системы является закономерным итогом целенаправленной деятельности с целью воспитания у школьников высоких духовно-нравственных качеств.
В основу модели воспитательной системы заложена концепция духовно-нравственного развития личности гражданина России, концепция воспитательной работы МБОУ «Красногвардейская гимназия», исходящая из целевых установок модели личности и опирающаяся на то, что в каждом возрасте создаются особо благоприятные предпосылки для формирования требуемых качеств.
Концептуальные идеи воспитательной работы обосновываются с позиции личностно-ориентированного подхода и идей Г.К. Селевко, культурологического взгляда на процесс воспитания доктора педагогических наук Щурковой Н.Е. Мировоззренческой основой концепции является методология гуманизма.
Главная ценность модели воспитательной системы «Шаг в будущее гимназиста» – ориентированность на духовно-нравственное развитие воспитание и социализацию обучающихся. Принятие ребенка как данности, сопровождение его по всем возрастным ступеням с целью оказания необходимой психолого-педагогической поддержки, создание ценностных ориентиров развития личности через взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Ключевой идеей модели можно считать отношение к миру и вхождение в мировое пространство через формирование социально-активной личности, личностное становление:
Обучение и воспитание выступают как единая, гармоничная среда развития личности
Обучение и воспитание будут эффективным, если будет обоюдная заинтересованность всех участников образовательного и воспитательного пространства
Обучение и воспитание будет эффективным, если оно носит целостный характер, яркое и запоминающееся, основано на творческом содружестве единомышленников.
Воспитательная система, направленная на духовно-нравственное воспитание предусматривает:
приобщение обучающихся к культурным ценностям своей социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:
создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную и региональную специфику;
формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.
Воспитательная система ориентирована на повышение общественного статуса духовно-нравственных ценностей, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта.
Воспитательной системой предусматривается: реализация мер по всемерному повышению роли семьи в духовно-нравственном становлении растущей личности; выявление позитивного опыта духовно-нравственного воспитания, разработка эффективных технологий взаимодействия семьи и школы, обеспечение сотрудничества в решении нравственно-воспитательных задач; повышение роли научно-теоретического знания в оперативном решении актуальных проблем и задач.
Воспитательная система разработана с учётом культурно-исторических, социально-экономических особенностей региона и подразумевает сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, с районными музеями, детской библиотекой, а также взаимодействие с семьями учащихся.
Воспитательная система составлена с учётом возрастных особенностей школьников и обеспечивает возможность последовательного и постепенного перехода от одного уровня воспитательных результатов к другому, что способствует появлению значимых результатов духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Инновационность разработанной воспитательной системы, на мой взгляд, заключается в следующем:
использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и социализации учащихся в рамках духовно-нравственного развития;
возможность адаптировать традиционные формы работы к современным требованиям, целям;
наличием заинтересованности участников образовательного процесса в реализации данной воспитательной системы;
согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью учащихся.
Нормативно-правовой базой для разработки воспитательной системы явились следующие нормативно-правовые документы:

Раздел I. Цель и задачи воспитательной системы
Цель:
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль;
формирование нравственного смысла учения;
принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как основе российского общества;
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
•знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Ожидаемый результат воспитательной системы класса
- положительная динамика воспитанности личности обучающихся
- расширение и углубление знаний и умений обучающихся, повышение качества знаний учащихся
- повышение социальной активности учащихся (на уровне гимназии, района, области);
- увеличение доли одаренных детей в различных областях знаний и творческой деятельности;
- формирование у детей практических навыков здорового образа жизни, умения противостоять негативным воздействиям окружающей среды;
- создание условий для развития неформального образовательного процесса через сотрудничество учителей, учащихся и их родителей.
- активное участие родителей в органах классного самоуправления.
-300990762635Главным результатом реализации воспитательной системы класса станет ученик, ориентированный на образ-модель выпускника гимназии
Раздел II. Основные направления и ценностные основы
воспитательной системы класса
Ориентиры деятельности
Гражданское, патриотическое, духовно- нравственное воспитание
Научно - исследовательская, профориента-ционная работа
Работа по формированию традиций класса
Культурно - массовая, творческая деятельность обучающихся
Спортивно - оздоровительная работа

Основные направления работы
Направления
Ценности
Модуль «Я –гражданин»
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов.
Модуль «Я и общество»
Воспитание социальной ответственности и компетентности Правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны
Модуль «Я – человек»
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности.
Модуль «Я, здоровье и природа»
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой
Модуль «Я и труд»
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии Научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии
Модуль «Я и культура»
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание Красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности
Раздел III. Принципы и условия реализации воспитательной системы класса
В основе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы:
Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который является собой высшей целью стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное) единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы направлена на достижение национального идеала.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника. Их отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах, демонстрирующих устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным содержанием национальный воспитательный идеал. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация – устойчивое отожествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. Персонифицированные идеалы являются действительными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение гимназиста со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другим значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения ребёнка со значимым другим. Содержанием этого педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована. Механизмы реализации этой идеи в Концепции определены как национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей, разделяемых всеми субъектами развития и воспитания обучающихся.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной деятельности школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей превращается в воспитательную задачу. (Что есть Отечество? Семья? Милосердие? Закон? Честь?) Понимание – этот ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающихся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:
- общеобразовательных дисциплин;
- произведений искусства;
- периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
- духовной культуры и фольклора народов России;
- истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
- жизненного опыта своих родителей и прародителей;
- общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных культурных практик;
- другие источников информации и научного знания.
Решение этих задач заложено в предметных программах и учебниках. В их содержании гармонично сочетаются специальные и культурологические знания, отражающие многонациональный характер российского народа.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Раздел IV. Механизм реализации воспитательной системы класса

Будущее принадлежит тому,
кто верит в свой успех.
Воспитательная система класса – это благоприятная среда жизнедеятельности и развития учащихся, эффективно содействующая их личностному росту. Воспитательная система класса реализуется в четыре этапа.
1 этап. Проектирование воспитательной системы класса (5 класс).
Изучение потребностей, интересов, личностных характеристик детей, родителей; определение перспектив жизнедеятельности классного коллектива.
Реализация:
изучение состава семей и индивидуальных особенностей детей;
организация родительского всеобуча;
циклы классных часов « Это я», «Конверт откровений», «Законы школьной жизни», « Живем по правилам», «Расскажи мне о себе»;
праздники «Рождение коллектива», « Умники и умницы»;
экскурсии, походы, посещение театров;
участие в школьных делах («Осенний бал», спортивный праздник, «Твори добро»).
2 этап. Становление воспитательной системы класса (6 класс).
Укрепление межличностных отношений, формирование чувства «мы», апробирование форм и методов совместной деятельности, рождение коллективных традиции и ценностей.
Реализация:
диагностирование семей и учащихся класса «Удовлетворенность школьной жизнью»;
цикл классных часов « Я и мой класс», «Я познаю себя», «Барометр взаимоотношений»;
КТД, конкурсы, викторины;
совместные родительские собрания (родители и дети);
классные праздники «Снимается кино», «Виртуальный мир», «Веселые старты»;
дни правовых знаний;
акция «Я - гражданин России»;
трудовой десант;
3 этап. Функционирование воспитательной системы (7-8 классы).
Создание условий для работы ВСК в заданном режиме, классный коллектив выступает как часть единого школьного коллектива, объединенного общей целью, общей деятельностью. Происходит рост самоуправления в каждой личности школьника и коллектива в целом; развитие познавательного интереса учащихся, формирование нравственной позиции, чувства гордости и любви к Родине. Жизнь классного сообщества строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством членов коллектива.
Реализация:
Диагностирование семей и учащихся «Жизненные ценности», «Мир профессий»;
Цикл классных часов на профориентацию учащихся «Познавательные процессы и способности личности», «Психология личности», «Мир профессий!»;
Внеклассные мероприятия «Интеллектуальное шоу», «День именинника»;
Защита социального проекта «Я - гражданин России»;
Дни правовых знаний;
Трудовой десант «Наша гимназия - уютный дом»;

4 этап. Обобщающий, завершение функционирования воспитательной системы (9 класс).
Данный этап включает в себя:
соотношение результатов реализации воспитательной системы с поставленными целью и задачами;
определение перспектив и путей дальнейшего развития учащихся, работы классного коллектива;
нацеливание классного коллектива на поиск новых идей, способов обновления жизнедеятельности;
создание условий для самоконтроля, саморазвития, самореализации.
Список использованных ресурсов
Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников.М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003г.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственоого развития личности гражданина России М.:Просвещение, 2009г.
Дереклеева Н.И. «Азбука классного руководителя». Начальная школа. Москва, 2008г.
Дик Н.Ф. «Увлекательная внеклассная работа в начальных классах», Ростов н/Д: Феникс, 2008.
Дневник классного руководителя, М, ООО «5 за знания», 2005.
Засоркина Н.В., М.Ю.Шатилова: «Метод проектов в начальной школе». Издательство «Учитель», 2009г.
Инсценированные классные часы в начальной школе. Издательство «Учитель» 2006г.
Классный руководитель \ научно-методический журнал №1. М.,2006.
Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2006.
Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2008.
Кулинич Г.Г. «Сценарии общешкольных и клубных мероприятий», М., «Вако», 2006.
Кульневич С,В,, Т,П, Лакоценина «Воспитательная работа в начальной школе»,Ростов-н/Д.,ТЦ «Учитель»,2001
Психология и школа/научно-практический журнал №3, М-О,20011
Психология и школа/научно-практический журнал №4, М-О,20011
«Развитие исследовательских умений младших школьников» под.ред. Н.Б.Шумаковой. М.: «Просвещение»,20011.
Спутник классного руководителя. М., Педагогический поиск, 2002г.
Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Сценарии школьных праздников: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001г.
В.Ф.Феоктистова «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников». Рекомендации, проекты. Издательство «Учитель», 2009г
«Воспитательная работа в 1-4 классах», сост. Смирнова Е.А.Волгоград: ООО «Экстремум», 2007
Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1 -4 классы – М. «Вако», 2005г.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Праздники в начальной школе. 1-4 классы. – М АСТ, 2003г.
Интернет ресурсы