Урок на тему: Мир животных и его значение в природе. Зоология – наука о животных.


Дата ______________________
Сабақ 1. / Урок 1.
Тақырып / Тема: Мир животных и его значение в природе. Зоология – наука о животных.
Сабақтын мақсаты /Цель урока:
сформировать представление об основных свойствах жизни, об общих и отличительных чертах растений и животных, дать общее представление о характерных особенностях, объединяющих животный мир; показать многообразие животных на земле, их связь с окружающей средой; дать представление о значении животных в природе и жизни человека.
Сабақ түрі / Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Әдіс - тәсілдер / Методы: Словесный, наглядный, практический.
Құрал – жабдықтар / Оборудование: портреты ученых
Сабақ барысы / Ход урока:
1.Ұйымдастыру кезеңі / Орг. момент.
Знакомство с новым учебником, обратить внимание, что тетрадь для работы в классе должна быть толстой (48 л.), для лабораторных работ – 1 тонкая (12 л.). Все записи должны вестись аккуратно, т.к. за ведение тетрадей будут выставляться оценки.
2. Оқы- субъективті тәжірибесінің актуализациялауы/ Актуализация субъективного опыта учащихся
3. Жаңа тақырып / Новый материал.
1. Зоология (от греч. «зоон» — животное, «логос» — учение) — раздел биологии, посвященный изучению животных, их многообразия, строения и жизнедеятельности, связей со средой обитания, распространения, индивидуального и исторического развития, роли в природе и значения для человека.
Современная зоология — система наук о животных. Среди них морфология и анатомия, изучающие внешнее и внутреннее строение организмов,цитология — их клеточное строение; физиология изучает деятельность клеток, органов, систем органов и целых организмов. Основы эмбриологиирассматривают индивидуальное развитие организмов, систематика — классификацию животных. Важную часть зоологии составляет экология,рассматривающая взаимоотношения животных между собой, с другими организмами и со средой обитания. Палеонтология изучает ископаемых животных и их изменения в процессе исторического развития. В школьный курс зоологии включены основы и других наук: генетики, изучающей закономерности наследственности, зоогеографии — распространение животных, этологии — их поведение.
Зоология изучает различные группы животных: насекомых, рыб, птиц, млекопитающих. Особый мир животных представляют простейшие.
2. Сходство и различие животных и растений
Животные имеют много общих черт с другими живыми организмами. Важнейшие из них следующие: клеточное строение; способность к питанию, дыханию, выделению; а также обмен веществ между организмом и окружающей средой, размножение, рост, развитие. Животные отличаютсяот растений по следующим признакам. Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки. В отличие от растений животные питаются готовыми органическими веществами. В природных сообществах они играют роль потребителей (консументов) органического вещества. Животные способны воспринимать раздражения и реагировать на них. Они могутактивно передвигаться. Большинство из них сами добывают себе пищу, преследуют добычу. Животные освоили все среды обитания: водную, наземную, подземную и воздушную.
3. Многообразие животных
В настоящее время на Земле существует около 2 млн. видов животных. Распространены они по всей Земле. Живут в морях, океанах, реках, озерах, прудах; населяют леса, луга, поля; освоили воздушную и почвенную среды жизни. Известны животные, которые обитают в растениях, паразитируют в организмах других животных и даже человека. Больше всего на Земле насекомых (бабочек, жуков, мух, пчел и др.) — более 1 млн. видов. Известно около 130 тыс. видов моллюсков: улиток, слизней, перловиц, кальмаров. Свыше 20 тыс. видов рыб населяют разные водоемы. Немного по сравнению с другими группами современных птиц — 8600 видов, еще меньше млекопитающих — около 4000 видов. Животные очень разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам, образу жизни. Одни передвигаются в воде при помощи ресничек, другие — благодаря плавникам, третьи закапываются в ил. Большинство наземных животных при движении опираются на конечности. Насекомые, птицы, летучие мыши для полета используют крылья. Самых маленьких животных можно увидеть только под микроскопом. Крупные наземные животные, например слоны, достигают в высоту 3,5 м и имеют массу около 5 т. Самое большое животное, когда-либо жившее на Земле, — синий кит длиной до 33 м и массой до 150 т.
4. Қорытынды / Закрепление.
1.  Что изучает комплексная наука зоология? Назовите специальные науки, входящие в ее состав.
2. Рассмотрите рисунки 1,8 и назовите внешние признаки приспособленности отдельных животных к обитанию в почве, воде, на суше, в воздухе, а также в организме других животных.
3.  Используя рисунок, составьте план рассказа о многообразии и особенностях внешнего строения животных.
4. Какие признаки жизнедеятельности характерны для животных? В чем отличие их от растений?
5. Үйге тапсырма беру / Домашнее задание. §1, ответить на вопросы, заполнить таблицу
6. Қорыт- сабақ /Подведение итогов урока: (качественная оценка работы класса и отдельных учащихся.)
7. Рефлексия