Конспект урока по окружающему миру Лес и его обитатели


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя
общеобразовательная школа с.Ишемгул муниципального района
Зианчуринский район Республики Башкортостан







Конспект урока по окружающему миру
на тему: «Лес и его обитатели»
3 класс
УМК «Перспективная начальная школа»




Учитель начальных классов:
Шарипова Райля Мидхатовна
МОБУ СОШ с. Ишемгул



2015– 2016 учебный год


Тема урока: «Лес и его обитатели»
Тип урока: урок усвоения новых знаний (УУНЗ)
Цель урока: выяснить, является ли лес природным сообществом, т.е. все ли его обитатели живут совместно и тесно связаны между собой.
Задачи урока: -выяснить какие растения есть в лесу ,узнать какие животные в нем обитают;
1.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
положить начало формированию знаний о взаимосвязях природного сообщества «Лес»;
показать важнейшую роль человека в охране всего окружающего;
формирование норм здоровье сберегающего поведения в природе и социальной среде;
помочь в освоении доступных способов изучения природы и общества (сравнивание, наблюдение, использование накопленного опыта и т. д.)
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.
Регулятивные УУД:
формулировать учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
находить наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
вносить необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его эталона;
развивать способность к мобилизации сил и энергии для решения поставленной задачи.
Коммуникативные УУД:
сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, готовность слушать собеседника;
доступно излагать свои мысли, аргументировать и давать оценку действий;
признавать возможность существования других точек зрения, слушать и слышать собеседника, вести диалог;
договариваться о правилах поведения в группе и следовать им.
Познавательные УУД:
умение вести поиск необходимой информации используя дополнительные источники (справочную литературу, интернет-источники), выделять, анализировать и синтезировать необходимую информацию для ее дальнейшего представления;
создавать устные и письменные высказывания.
3.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
формировать целостный, социально ориентированный взгляд на окружающий мир;
совершенствовать навыки результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля;
развивать навыки сотрудничества с другими людьми в поиске необходимой информации, умение находить выходы из спорных ситуаций;
осознавать смысл учения и понимание личной ответственности за будущий результат.




Формы организации урока:
Фронтальная.
Коллективная.
Индивидуальная.
Групповая.
Парная.
Методы
наглядный
беседа
диалог
практический
самостоятельная работа
репродуктивный
частично-поисковый.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийная установка, доска SmartBoord
Учебник по окружающему миру 2 ч. (УМК «Перспективная начальная школа», О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова);
Рабочая тетрадь для самостоятельных работ №2 ( О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов)
Словари, энциклопедии, хрестоматии;
Раздаточный материал с изображением растений и обитателей леса
Листы самооценки.










Этап урока
Содержание учебного материала
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование
УУД

1. Орг. момент.
Настрой учащихся на работу.
Мотивация учащихся.




2.Повторение пройденного материала













Слайд2





















Слайд3



1. Организационный момент. Настрой учащихся на работу.
Улыбнулись друг другу
Пожелали мысленно удачи

2.Повторение пройденного материала
Ребята, давайте вспомним, о чем говорили на предыдущем уроке? А поможет вам загадка:
«Никого не родила, а все матушкой зовут».
- Что это? (Почва)
- У вас было домашнее задание – подобрать пословицы о земле. Какие пословицы вы подобрали. Земелька черная, а хлебец белый родит. Земля берет труд, а отдает пуд. Земля заботу любит. Земля - кормилица. Земля кормит людей, как мать детей. Земля родная - колыбель золотая. Земля труд любит

Практическая работа: разно уровневые задания для парной работы по выбору учащихся
1уровень. Карточка №1 Заполни схему “Состав почвы” ,
2уровень. Карточка №2 “Найди ошибки в тексте”.
Карточка №1
Заполните схему “Состав почвы”
Заполненная карточка№1 «Состав почвы»







Карточка №2
Найди 6 ошибок в тексте:
Почвой называют верхний слой земли. В природе существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают подзолистые почвы. Почвы не нуждаются в охране.


Карточка №2 с найденными 6 ошибками:
Почвой называют верхний, плодородный слой земли. В природе существует большое число типов почв. Самыми плодородными являются черноземные почвы. За плодородие почвы отвечает перегной. На территории нашего края преобладают серые лесные почвы. Почвы нуждаются в охране.




Создаёт
Мотивацию к учебной деятельности, определяет содержательные рамки урока.













Организует работу по повторению.









Эмоциональный настрой.
Поворачиваются друг другу и в полголоса говорят: «Желаю успеха»



Отгадывают
загадку



Разгадывают смысл пословиц


Высказывают своё мнение и
доказывают его





Дети выбирают уровень
задания и форму выполнения




















Проверяют по образцу и исправляют ошибки






Регулятивные:
учатся высказывать свои предположения и мнения. Развитие мотивов учебной деятельности.
Личностные: самоопределение.





























Слайд 4
Слайд 5

























Слайд 6






3.Формулирование темы и цели урока.
Постановка задач урока.
-А теперь, ребята, переходим к изучению новой темы.
- Много на нашей земле разных чудес: и высокие горы, и глубокие реки, и ледяные моря, и жаркие пустыни.
Но, пожалуй, самое большое чудо – это лес. Зайдёшь в прохладную зелёную чащу и сколько же всего услышишь и увидишь! Листья зашелестели, птицы поют, кто-то в траве шуршит. Сколько же в лесу всяких тайн!

Ученик. Мы сегодня входим в лес,
Полный сказок и чудес.
Кто в глуши его таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё узнаем без утайки!
Разгадаем леса тайны!
- О чем будем говорить на уроке?
-Назовите тему урока, цель и какие задачи мы поставим
перед собой на этот урок?

Тема: «Лес – природное сообщество и его обитатели»
Цель:
- выяснить, является ли лес природным сообществом, т.е. все ли его обитатели живут совместно и тесно связаны между собой.
Задачи:
-выяснить какие растения есть в лесу
-узнать какие животные в нем обитают;

Лес не только для нашей забавы. В нем - деревья, ягоды, травы. Птицы, звери И прочие твари Ученые тоже работают тут, Лес они сообществом зовут!
На экране: Тема: «Лес – природное
сообщество и его обитатели»


- Как вы понимаете слово «СООБЩЕСТВО»?
 - Сообща что–то, вместе
 - Вот как  Ожегов толкует в своём словаре это слово.
Работа со словарем.
СООБЩЕСТВО -  Группа растительных или животных организмов, живущих вместе
Беседа:
- Внимательно рассмотрите лес. (Звучит запись голосов птиц, шум леса)
- С чем вы можете сравнить лес? ( С лестницей)
- Какие растения и животных мы можем встретить в лесу.
- Чем является лес для живых организмов? (Он является домом.)
Учитель:- Очень богат и разнообразен русский лес. Лес это чей-то дом, там кто-то живет.  - Вот вы живете тоже в доме, на разных этажах, кто-то выше, кто-то ниже. И в лесу тоже есть свои этажи. И сегодня на уроке мы с вами должны выяснить – что такое «Этажи леса». Мы с вами сказали, что в лесу растут деревья, кустарники, травы, мхи, грибы. Эти растения образуют три этажа: верхний, средний, нижний. Давайте с вами выясним, что за растения?
-.





Создаёт условия для восприятия названия темы урока.








Организует работу по актуализации знаний по теме








Помогает учащимся поставить задачи урока.



После ответа учащихся открывает название темы урока.















Организует работу по актуализации знаний по теме



Побуждает к высказыванию своего мнения.








Систематизирует знания учащихся.
Организует
работу с учебной литературой










Подготовленный ученик читает стихи.




Высказывают предположение


Дети озвучивают тему урока
и выводят цель урока.
Ставят задачи.













Высказывают свои предположения








Дети работают со словарем.
Находят слово сообщество.

















Закрепляют знания



Регулятивные:
учатся высказывать свои предположения и мнения. Развитие мотивов учебной деятельности.




Регулятивные:
учатся ставить цель и задачи урока.
Определять тему урока. Учатся высказывать своё предположение.
Развитие логического мышления.
















Регулятивные:
учатся высказывать свои предположения и мнения. Развитие мотивов учебной деятельности.










Слайд № 8








































ЭОР№1

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Слайд9
















ЭОР №4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


























Слайд № 9
















Слайд10

































Слайд11















Слайд 12





















Слайд13






Слайд14

4.Планирование работы

У вас на столах лежат изображения разнообразных растений. Рассмотрите их. Какие у них общие характерные особенности. Что их объединяет.

Перед тем как вы начнете свои исследования, вспомним правила дружной работы.
.

5.Работа в группах.
. Идет работа по группам «Угадай, кто я?»
1 группа – получают картинки липы, березы, сосны, лиственницы.
( Характерные особенности – имеют один ствол, высокие, бывают лиственные и хвойные. Многолетние растения с крупным твердым стеблем. ) (Приложение1)
2 группа – получают картинки бузины, калины, черноплодной рябины, малина. ( Характерные особенности – имеют несколько стволиков, не такие высокие как деревья. Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей.) (Приложение2
3 группа - получают картинки земляники, ландыш, одуванчик, мать – и - мачеха. (Растения с мягкими зелеными стеблями. )(Приложение3)



6.Раскрытие содержания результатов работы

Выступление группы № 1.
Выступление группы №2
Выступление группы №


7.Физминутка



Деревья, кустарники и травы – образуют ярусы лесы. Прочитайте в словаре, что значит слово ярус.
Ярус (по Ожегову )- ряд горизонтально расположенных предметов.
- Учёные называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения.
- Деревьям нужно много света, а кустарникам и травам требуется меньше, поэтому они могут жить в тени деревьев. Ярусное расположение растений в лесу помогает  ужиться вместе большому разнообразию растений. Каждое растение нашло в лесу  своё место.
Внимательно посмотрите презентацию.
8.Работа в парах для закрепления
- Заполните таблицу 2-3 примерами ярусы леса
Ярусы леса

Деревья
Кустарники
Травы

.
.
.

9.Физкультминутка
Мы с вами входим в лес, Сколько здесь чудес. (Посмотрели вправо, влево) Руки подняли и покачали –  Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули –  Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем –  Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся Покажем - крылья сложили назад.
Наклонились и присели,  Заниматься тихо сели.
10. Продолжение изучения новой темы.
Беседа.
- Легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удается сделать сразу)
- Почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве)
-Чем для животных является лес? (Домом, находят пищу)
- Какие животные встречаются в Башкортостане и в Зианчуринском районе?
- У птиц, зверьков в лесу есть свои этажи. Мыши, кроты, землеройки живут в корнях – в самом низу. Соловьи, тетерева вьют свои гнёзда прямо на земле. Дрозды устраивают свои гнёзда повыше, на кустарниках. Дятел, синица, совы живут в дуплах деревьев. А на самом верху селятся хищники: ястребы, орлы.
Интересный факт из жизни животных Башкортостана .
Бобры. Кажется что они уничтожают лес, однако ученые доказали, что это не так. Они освобождают участки для новых деревьев, плотина поддерживает воду на одном уровне (нет наводнений и засух, что способствует росту растений).
Вывод: Каждое животное имеет свое место обитания
- Растения являются средой обитания, жилищем для животных.
- Животные питаются растениями.
- Отмершие растения и животные участвуют в образовании почв.
-С помощью животных происходит размножение растений. Одно звено не может существовать без другого.
- Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других.

Работа в группах.
- Составьте цепи питания с этими обитателями леса: белка, лиса, ёж, волк, лось, заяц.
(Результаты выносят на доску)
Интересный факт из жизни животных Башкортостана.
Лиса – главный враг ежа. При любой опасности ёж сворачивается клубком и колется. Но лиса хитрая, умная. Она догадалась закатывать ежа в воду, а в воде ёж разворачивается, там лиса и хватает его.
- Сделайте вывод.
- Могут ли растения жить без животных, а животные без растений?
- Нет, они живут одной семьёй, помогая друг другу.
- Приведите примеры такой связи.
- Например, белка запасает себе корм – уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.
- Опавшие листья, сухие веточки постепенно перегнивают под воздействием микробов, бактерий, личинок. Благодаря этому почва пополняется перегноем.
Оцените свою работу в оценочных листах.
- Мы забыли об одном обитателе леса:
И на горке, и под горкой
Под березой, и под елкой
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят
- Это грибы.
(На экране различные виды грибов)
- Какие грибы узнали?
- Нужны лесу грибы? Ответ на вопрос можно найти в уч. на стр. 179 в статье
“Нужны ли лесу грибы?”
Вывод: Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие - в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы живут сообща. Значит лес – это сообщество.
Беда! Беда! Березка плачет! Можно ли ей помочь?

Обсуждение детьми содержания этого слайда.
Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Показываю знак, дети говорят чего нельзя делать в природе.
 
– Не повреждай кору деревьев. Известно, что ребята нередко вырезают на коре деревьев свои имена, делают другие отметины. Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям – через ранку вытекает сок, под кору могут проникнуть микробы и грибы-трутовики, которые вызывают болезнь и даже гибель дерева.


– Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех цветов, которые выращены человеком. Сбор дикорастущих растений на букеты – очень мощный фактор воздействия человека на природу. Его часто недооценивают, считая, что вред, наносимый при этом растительному миру, не заслуживает внимания. Однако именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению очень многих растений в местах часто посещаемых людьми.


– Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.


– Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи! Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо.





- Не лови диких животных и не уноси их домой. Известно, что ящерицы, ежи, некоторые птицы, рыбы нередко оказываются жертвой любви детей к “братьям нашим меньшим”, которая выражается в том, что этих животных ловят, приносят домой (или в школу) и пытаются содержать в неволе.

11. Работа по закреплению полученных знаний и понятий.
-А  сейчас  я  предлагаю  вам  сыграть в игру «Верно – неверно». Если вы согласны с моим высказыванием – хлопайте в ладоши, если не согласны – тишина.
Тест
 1.Растения  в  лесу  растут  ярусами.
 2.Животные  делят  ярусы  между  собой.
 3.На  деревьях  обитают  кроты  и  землеройки.
 4.Грибы  помогают  расти  деревьям.
 5.Лось – хищник.
 6.Под  действием  микроорганизмов  и  личинок  насекомых  лесная  подстилка  в  лесу  быстрее  перегнивает.
- Как же должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить природе?
Природа – наш огромный дом,
И всем найдется место в нём:
Букашке, зверю и побегу,
И дереву, и человеку.
Хоть дом большой, но хрупок он-
Ему всё хуже с каждым днём.
Не враг вредит из века в век,
Природу портит человек.
Но, может, скоро мы поймём,
Что мы неправильно живём,
Что дом наш охранять должны
От грязи, злобы и войны.
Чтоб в доме нашем навсегда
Царили мир и чистота.
Составление синквейна.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Лес
Прохладный, зеленый Кормит, защищает, шумит Лес - наше богатство! Берегите!

Вывод: Лес- это природное сообщество. Его обитатели – растения, животные- живут совместно, тесно связаны между собой.
-Теперь вернёмся к главному вопросу и обобщим новые знания.
В начале урока мы поставили цель
- выяснить, является ли лес природным сообществом, т.е. все ли его обитатели живут совместно и тесно связаны между собой.
Вывод: Лес- это природное сообщество. Его обитатели – растения, животные- живут совместно, тесно связаны между собой.


Создает условия для деления детей на группы












Создает условия эмоционального настроя учащихся











Побуждает к высказыванию своего мнения
Организует работу по актуализации знаний по теме




.







Наблюдает за работой учащихся, по необходимости координирует их действия, следит за временем.




.
В качестве эксперта принимает отчет групп. Оценивает полученные умения слушать, общаться друг с другом, высказывать и обосновывать свое мнение, умение работать вместе для получения общего результата









Создаёт условия для психо-эмоциональной разгрузки учащихся.





































































.


Побуждает к высказыванию своего мнения.


Делятся на группы














Дети называют установленные правила














Высказывают свои варианты ответов

Учащиеся предлагают критерии:
-объем сообщения;
-использование дополнительных источников;
-оформление;
-способ изложения представленной информации.

Учащиеся самостоятельно проводят запланированную работу по решению поставленной проблемы.
Дети занимаются поиском информации, используя разные источники, (учебник, словарь, энциклопедию, раздаточный материал).
По необходимости консультируются с учителем.





Учащиеся заполняют «Лист самооценки»





























Дети заполняют таблицу






























Дети вспоминают какие животные живут в Башкортостане и в Зианчуринском районе.

(Ответы детей)

















Доказывают свои предположения и выводы































Отгадывают загадку










Дети читают и ищут ответ на вопрос.
Делают выводы














Высказывают свои варианты ответов. Приводят примеры.

Коммуникативные:
формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми.


























Регулятивные:
учатся высказывать свои предположения и мнения. Развитие мотивов учебной деятельности.




Личностные:.
Умение выступать перед классом


Регулятивные: планировать работу группы



Предметные:
развитие речи, расширение кругозора.





















Личностные: развитие памяти.
Умение выступать перед классом






















































Регулятивные:
учатся высказывать свои предположения и мнения. Развитие мотивов учебной деятельности.









Регулятивные:
учатся подводить итог своей деятельности.
Предметные:
развитие речи, расширение кругозора.
Личностные: развитие памяти.




















Регулятивные:
учатся высказывать свои предположения и мнения. Развитие мотивов учебной деятельности.

































Слайд16
12.Оценка результатов, поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков.
- Вам понравилось работать в группах, в паре?
- Мне было приятно, что сегодня вы показали свои отличные знания, умение работать вместе.
- Я верю, что полученные знания вам пригодятся в жизни.
- Какие задания мы сегодня на уроке окружающего мира выполнили, чтобы получить новые знания на уроке?
-Где в жизни могут пригодиться знания, полученные сегодня на уроке ?
- Назовите тему урока.
-Какую цель ставили перед собой на урок?
-Достигли мы эту цель урока?
- Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь?
- Вы все сегодня много и хорошо работали.
13.Рефлексия. Самооценка учащихся.
Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность на уроке окружающего мира.
Сегодня я узнал
Было интересно
Было трудно
Теперь я могу
Я научился

Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!
Урок закончен!
Спасибо за работу!

15. Домашнее задание

1. Подготовить сообщение об интересных личных наблюдениях в местном лесу.
2. Подготовить сообщение, о каком либо удивительном растении или животном местного леса.
3. Составить кроссворд о животных и растениях леса
--Желающие могут придумать и нарисовать
свои правила поведения на природе





Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.















Учащиеся заполняют «Лист самооценки» показывают настроение с помощью условных знаков
Регулятивные:
учатся подводить итог своей деятельности.

Предметные:
развитие речи, расширение кругозора

Личностные: смыслообразование

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения материала по данной теме на данном уроке

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли по теме урока.
Регулятивные: Самооценка.
Личностные:
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности на уроке .













[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -сьедобные грибы


















ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР,ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ

Название ресурса
Тип, вид ресурса(
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.
Физминутка

видеофрагмент
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


1
Рисунки деревьев
Наборы ЦОР к учебникам; ИР
иллюстрация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



2
Рисунки кустарников
Наборы ЦОР к учебникам; ИР
иллюстрация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


3

Рисунки трав
Наборы ЦОР к учебникам; ИР
Иллюстрация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



4
Ярусы леса
Наборы ЦОР к учебникам; ИР
презентация

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

5
Иллюстрация грибов
Наборы ЦОР к учебникам; ИР
Иллюстрация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

























Рисунок 4Рисунок 61Рисунок 63Рисунок 64Рисунок 65 Заголовок 115