Рабочая программа по обществознанию 10 класс 2014/2015 учебный год Василенко Ярослава Евгеньевна учитель высшей квалификационной категории Срок реализации программы – 1 год


Красноперекопский учебно-воспитательный комплекс «школа-гимназия» №3
Красноперекопского городского совета



«Согласовано»
Руководитель ГМО
________ /О.П.Арефьева
Протокол №___
от«___» ____________ 20__ г
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________ / О.П.Арефьева
«___» ____________ 20__ г
«Утверждаю»
Директор школы:
_________ / Н.В.Лебедева
Приказ № ____
от«___» ____________ 20__ г.




Рабочая программа по обществознанию
10 класс
2014/2015 учебный год
Василенко Ярослава Евгеньевна
учитель высшей квалификационной категории

Срок реализации программы – 1 год

г. Красноперекопск

Пояснительная записка
Нормативная основа программы
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Федеральный закон № 273-ФЗ от 01.09.2013 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом МИН РФ от 17.05.2012г. №413
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений";
Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 N 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников".
Положение «О порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета (курса)» (приказ УО от 05.09.14 №488)
Программа общеобразовательных учреждений «История Обществознание 5-11 классы. М., «Просвещение», 2006
Учебник: «Обществознание» 10класс, Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, М.В.Телюкиной М.: Просвещение, 2014
Используемый учебно-методический комплект: учебник «Обществознание. 10 класс» (авторов Л.Н.Боголюбова, и др. - М.: Просвещение, 2014).
Программа предусматривает проведение традиционных уроков с использованием разнообразных форм организации учебного процесса и внедрением современных педагогических технологий и методов обучения. Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
Реализация рабочей программы способствует:
развитию личности в период ранней юности, ее духовно - нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; в межличностных отношениях; отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к уровню подготовки. В результате изучения обществознания ученик должен: знать и понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания; уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, определения личной и гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов в год) 35 рабочих недель.


ПРОГРАММА
10 класс (68 ч)

РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ (21Ч)

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

РАЗДЕЛ I I. ОБЩЕСТВО КАК МИР КУЛЬТУРЫ (17 ч.)
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.
Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.
Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
РАЗДЕЛ III. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (32 ч.)

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (2 Ч)
Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.
Тематическое планирование
№ п/п
Тема
Общее количество часов
В том числе на повторение и обобщение

1
Тема I. Человек в обществе
21
1

2
Тема II. Общество как мир культуры
17
1

3
Тема III. Правовое регулирование общественных отношений
32
2


Всего
70




Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Дата проведения
Тема
Основное содержание темы
Характеристика основных видов деятельности обучающегося
Домашнее задание


план
факт





Тема I. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ (21 ч.)


1-2


Что такое общество
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Называть (перечислять) формы объединения людей. Характеризовать особенности деятельности человека, её отличия от любых форм активности животных. Объяснять природу и характер общественных отношений. Раскрывать соотношение понятий «природа» и «общество»; «общество» и «культура». С помощью причинно- следственного анализа устанавливать взаимосвязь общества и природы. Исследовать практические ситуации, связанные с влиянием общества на природу.
§1

3-4


Общество как сложная система
Особенности социальной системы.
Социальные институты
Описывать общество как социальную систему. Иллюстрировать примерами связи между подсистемами и элементами общества. Раскрывать смысл понятия «социальный институт». Объяснять роль социальных институтов в жизни общества
§2


5-6


Динамика общественного развития
Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного мира. Проблема общественного прогресса.
Раскрывать смысл понятий «глобализация», «общественный прогресс», «общественный регресс» и конкретизировать их примерами. Высказывать суждения о причинах и последствиях глобализации. Характеризовать сущность процесса глобализации, глобальных проблем, их отличий от проблем локальных. Иллюстрировать проявления различных глобальных проблем с помощью примеров, самостоятельно отобранных из СМИ. Описывать противоречивость социального прогресса, конкретизировать проявления прогрессивных и регрессивных изменений с привлечением материала курса истории. Извлекать из различных источников, систематизировать и оценивать социальную информацию о глобализации современного мира, использовать её для написания эссе, реферата, подготовки устного выступления.
Выявлять причинно - следственные связи в динамике социальных изменений. Опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, оценивать тенденции и перспективы общественного развития.
§3





















7-8


Социальная сущность человека
Биологическое и социальное в человеке. Социальные качества личности.
Самосознание и самореализация.
Описывать современные представления о природе человека и конкретизировать фактами социальной жизни её проявления. Характеризовать человека как личность. Раскрывать сущность процессов самосознания и самореализации. С опорой на личный опыт называть и конкретизировать примерами ориентиры достижения жизненного успеха.
§4



9-10


Деятельность -способ существования людей
Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности и её мотивация. Многообразие видов деятельности. Сознание и деятельность.
Раскрывать смысл понятий «потребности» и «деятельность». Описывать представления о потребностях человека, подходы к их классификации. Характеризовать и конкретизировать примерами, фактами, ситуациями сущность деятельности, её мотивы и многообразие. Выделять основания различных классификаций видов деятельности. Находить и извлекать информацию о деятельности людей из различных неадаптированных источников. Сравнивать различные подходы к характеристике сознания. Обосновывать единство сознания и деятельности.
§5

11-12


Познавательная и коммуникативная деятельность
Познаваем ли мир. Познание чувственное и рациональное. Истина и её критерии. Особенности научного познания. Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания. Познание и коммуникативная деятельность
Излагать сущность различных подходов к вопросу познаваемости мира. Выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать её. Раскрывать смысл понятия «истина». Характеризовать формы познания, критерии истины, виды знаний. Описывать особенности научного познания, его уровни и соответствующие им методы. Объяснять связь и взаимопроникаемость социального и гуманитарного знания, роль коммуникаций в познавательной деятельности. Исследовать практические ситуации, связанные с познанием человеком природы, общества и самого себя
§6




13-14


Свобода и необходимость в деятельности человека
Возможна ли абсолютная свобода. Свобода как осознанная необходмость. Свобода и ответственность. Основания свободного выбора. Что такое свободное общество.
Излагать различные трактовки понимания свободы человека. Раскрывать смысл понятий «свобода человека» и «свободное общество». Описывать внешние ограничители свободы и внутренние регуляторы поведения человека. Объяснять невозможность абсолютной свободы человека в обществе. Выявлять основания свободного выбора. Анализировать различные ситуации выбора в пространстве личной жизни человека, на уровне общества в целом. Характеризовать свободное общество.
§7


15-16


Современное общество
Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство. Глобальная информационная экономика. Социально-политическое измерение информационного общества.
Называть и иллюстрировать примерами противоречия глобализации. Раскрывать понятия «информация», « информатизация », « информационное общество ». Описывать единое мировое информационное пространство. Излагать различные подходы к вопросу регулирования глобальных информационных потоков. Характеризовать информационную экономику современного общества. Объяснять связь развития гражданского общества и информатизационных процессов. Перечислять критерии развития информационного общества. Выражать собственную позицию относительно позитивных и негативных проявлений процесса информатизации.
§8


17-18


Глобальная угроза международного терроризма
Международный терроризм: понятие и признаки. Глобализация и международный терроризм. Идеология насилия и международный терроризм. Противодействие международному терроризму.
Раскрывать понятие « международный терроризм ». Устанавливать связь международного терроризма с процессом глобализации и научно-техническим прогрессом. Характеризовать идеологические основы террористической деятельности. Объяснять особую опасность международного терроризма, обосновывать необходимость борьбы с ним. Описывать антитеррористическую деятельность международного сообщества.
§9


19-20


Уроки представления результатов проектной деятельности по темам главы I




21


Повторительно-обобщающий урок по теме I




Тема II. ОБЩЕСТВО КАК МИР КУЛЬТУРЫ (17 ч.)


22-23


Духовная культура общества
Понятие «духовная культура».
Культурные ценности и нормы.
Институты культуры. Многообразие культур.
Различать понятия «духовная культура» и «материальная культура ».
Раскрывать, опираясь на примеры, смысл понятия «духовная культура».
Описывать основные духовные ценности.
Характеризовать институты культуры и их функции. Распознавать формы культуры по их признакам. Иллюстрировать примерами многообразие культур, проявления народной, массовой, элитарной культур, а также субкультур и контркультуры в обществе.
§10


24-25


Духовный мир личности
Человек как духовное существо.
Духовные ориентиры личности.
Мировоззрение и его роль в жизни человека
Раскрывать смысл понятий «духовная жизнь человека», «духовность», «мировоззрение». Выявлять составляющие духовного мира личности. Описывать возможности самовоспитания в сфере нравственности.
Характеризовать мировоззрение, его место в духовном мире человека.
Сравнивать мировоззрение с другими элементами внутреннего мира личности. Показывать на конкретных примерах роль мировоззрения в жизни человека. Классифицировать типы мировоззрения.
Иллюстрировать проявления патриотизма и гражданственности в типичных ситуациях социальной жизни
§11


26-27


Мораль
Как и почему возникла мораль.
Устойчивость и изменчивость моральных норм.
Что заставляет нас делать выбор в пользу добра
Раскрывать смысл понятий « мораль », « нравственная культура личности».
Называть моральные категории. Характеризовать изменчивость моральных норм, особенности принципов морали и значение моральной регуляции отношений в обществе.
Давать моральную оценку конкретных поступков людей и их отношений. Иллюстрировать примерами ситуации морального выбора. Аргументировать собственный моральный выбор
§12


28-29


Наука и образование
Наука и её функции в обществе.
Современная наука. Этика науки. Образование в современном обществе. Образование как система.
Раскрывать сущность, основные функции и общественную значимость науки и образования.
Описывать особенности науки и образования в современном обществе, иллюстрировать их примерами.
Объяснять социальный смысл моральных требований к научному труду.
Выявлять связь науки и образования.
Характеризовать ступени и уровни образовательной подготовки в системе образования Российской Федерации.
Выражать и аргументировать собственное отношение к роли самообразования в жизни человека.
Анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли науки в современном обществе
§13

30-31


Религия и религиозные организации
Особенности религиозного сознания. Религия как общественный институт. Религия и религиозные организации в современной России. Проблема поддержания межрелигиозного мира
Раскрывать смысл понятий «религия», «религиозное сознание».
Характеризовать религию как форму культуры, особенности религии как социального института.
Сравнивать светское и религиозное сознание. Различать мировые и национальные религии. Иллюстрировать примерами многообразие исторически сложившихся религиознонравственных систем. Описывать отношения государства и религии в РФ. Выявлять влияние религиозных объединений на общественную жизнь. Анализировать факторы, угрожающие межрелигиозному миру и согласию. Объяснять смысл и значение свободы совести для развития человека и общества.
§14


32-33


Искусство
Что такое искусство. Функции искусства. Структура искусства. Современное искусство.
Характеризовать искусство, его место в жизни общества. Сравнивать искусство с другими формами духовной культуры и выявлять его отличительные черты. Описывать многообразие функций искусства. Различать виды искусства, излагать различные подходы к их классификации. Перечислять и конкретизировать фактами духовной жизни жанры искусства. Показывать на конкретных примерах особенности современного искусства.
§15


34-35


Массовая культура
Характерные черты массовой культуры.
Что привело к появлению массовой культуры. Средства массовой информации и массовая культура. Оценка массовой культуры как общественного явления
Характеризовать массовую культуру, этапы её становления. Устанавливать связь возникновения массовой культуры с общественными изменениями, характерными для индустриального общества. Выявлять влияние технических достижений на развитие массовой культуры. Раскрывать смысл понятия «средства массовой информации». Описывать СМИ и их функции. Объяснять роль СМИ в условиях глобализации мира. Излагать различные подходы к оценке массовой культуры как общественного явления
§16

36-37


Уроки представления результатов проектной деятельности по темам главы II




38


Повторительно-обобщающие урок по теме II




Тема III. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (32 ч.)


39-40


Современные подходы к пониманию права
Нормативный подход к праву.
Теория естественного права.
(Естественное право как юридическая реальность. Взаимосвязь естественного и позитивного права.
Излагать различные подходы к пониманию права. Выявлять достоинства и недостатки естественно-правового и нормативного подходов. Характеризовать особенности естественного права. Перечислять естественные (неотчуждаемые) права человека. Объяснять взаимосвязь естественного и позитивного права. Раскрывать гуманистический смысл естественного права.
§17

41-42


Право в системе социальных норм
Основные признаки права. Право и мораль. Система права. Норма права. Отрасль права. Институт права.
Раскрывать смысл понятий «право», «система права», «отрасль права», «институт права». Различать понятия «право» и «закон», иллюстрировать различия права и закона на примерах. Сопоставлять право с другими социальными нормами. Перечислять признаки, объединяющие различные социальные регуляторы и признаки, отличающие правовые нормы от других видов социальных норм. Классифицировать нормы и отрасли права. Называть основные отрасли российского права и сферы общественных отношений, ими регулируемые. Выявлять отличие института права от отрасли права. Конкретизировать примерами понятие «институт права».
§18

43-44


Источники права
Что такое источник права. Основные источники (формы) права. Виды нормативных актов. Федеральные законы и законы субъектов РФ. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Раскрывать понятия «источник права », « законодательная инициатива». Называть и характеризовать источники российского права. Иллюстрировать примерами различные источники права. Выявлять преимущества нормативного акта перед другими источниками. Различать юридическую силу различных видов нормативных актов, выстраивать их иерархию. Называть предметы ведения РФ, субъектов РФ и их совместного ведения. Описывать законотворческий процесс, его стадии, особенности принятия конституционных законов. Перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции.
§19

45-46


Правоотношения и правонарушения
Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Раскрывать смысл понятий «правоотношение», «субъект права», «правонарушение», «юридическая ответственность». Показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Перечислять и конкретизировать фактами социальной жизни признаки правонарушения. Выявлять специфику преступления как вида правонарушения. Называть признаки юридической ответственности и её основные виды. Описывать судебную систему РФ. Объяснять основную цель деятельности судебной системы. Характеризовать этапы развития права в России.
§20

47-48


Предпосылки правомерного поведения
Правосознание. Правовая культура.
Правомерное поведение
Раскрывать смысл понятий «правосознание», «правовая культура », « правомерное поведение». Описывать структуру и уровни правосознания. Называть элементы правовой культуры, показывать их взаимосвязь. Перечислять функции правовой культуры. Различать правовую культуру личности и правовую культуру общества. Выявлять специфику современной правовой культуры. Объяснять причины правового нигилизма и раскрывать способы его преодоления. Классифицировать и иллюстрировать примерами виды правомерного поведения. Характеризовать предпосылки формирования правомерного поведения.
§21

49-50


Гражданин Российской Федерации
Гражданство Российской Федерации.
Права и обязанности гражданина России. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Раскрывать смысл понятия « гражданство ». Называть основания приобретения гражданства в РФ. Различать понятия «права человека» и «права гражданина». Перечислять конституционные обязанности гражданина РФ. Характеризовать воинскую обязанность, возможности альтернативной гражданской службы, права и обязанности налогоплательщиков. Обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями, иллюстрировать эту взаимосвязь примерами. Выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения гражданских обязанностей.
§22

51-52


Гражданское право
Гражданские правоотношения. Имущественные права. Личные неимущественные права. Право на результат интеллектуальной деятельности. Наследование. Защита гражданских прав
Раскрывать смысл понятий «гражданские правоотношения», «субъекты гражданского права», «юридические лица», «физические лица», «гражданская дееспособность ».
Называть участников гражданских правоотношений. Раскрывать содержание гражданских правоотношений, объяснять, как возникают гражданские правоотношения и как, когда и при каких условиях они прекращаются. Классифицировать объекты имущественных гражданских правоотношений.
Приводить пример гражданского правоотношения, выделяя его субъект (субъекты), объект, основание возникновения, содержание. Перечислять и конкретизировать примерами имущественные и личные неимущественные права. Характеризовать право на результаты интеллектуальной деятельности как сочетание имущественных и неимущественных гражданских прав.
Различать виды наследования. Характеризовать способы защиты гражданских прав. Описывать самого себя как субъекта гражданских правоотношений.
§23

53-54


Семейное право
Правовая связь членов семьи. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
Раскрывать смысл понятия « семейные правоотношения ». Определять субъекты и объекты семейных правоотношений. Называть необходимые условия заключения брака и расторжения брака согласно Семейному кодексу РФ. Объяснять причины имеющихся ограничений для заключения брака.
Раскрывать права и обязанности супругов, родителей и детей. Характеризовать пути и способы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
§24

55-56


Правовое регулирование занятости и трудоустройства
Трудовые правоотношения. Порядок приёма на работу. Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование.
Раскрывать смысл понятий «трудовые правоотношения», «работник», «работодатель», «занятость», «социальное обеспечение». Определять особенности трудовых правоотношений. Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора, обязательные и возможные дополнительные условия, включаемые в трудовой договор, основные права и обязанности субъектов трудового права. Называть и иллюстрировать примерами виды социального обеспечения. Описывать возможности получения профессионального образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях. Излагать и аргументировать собственное мнение относительно выбора путей профессионального образования.
§25

57-58


Экологическое право
Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Раскрывать смысл понятий « экологические отношения », «благоприятная окружающая среда», «экологическое правонарушение».
Выявлять специфику экологических отношений. Описывать структуру экологического права. Перечислять объекты экологического права и основные экологические права граждан, закреплённые в Конституции РФ. Характеризовать способы защиты экологических прав. Объяснять, почему право на благоприятную окружающую среду является одной из современных общечеловеческих ценностей. Аргументировать важность соблюдения природоохранных и природоресурсных норм. Приводить примеры экологических правонарушений. Называть источники экологического права и виды юридической ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды.
§26

59-60


Процессуальные отрасли права
Гражданский процесс. Арбитражный процесс. Уголовный процесс. Административная юрисдикция.
Раскрывать смысл понятий «процессуальное право», «судопроизводство», « гражданский процесс», «арбитражный процесс», «уголовный процесс», « административная юрисдикция». Описывать основные принципы гражданского и уголовного судопроизводства. Называть законодательные акты, представляющие правила гражданского, арбитражного, уголовного судопроизводства. Перечислять участников гражданского и уголовного процессов, субъекты административной ответственности, участников производства по делам об административных правонарушениях. Характеризовать ход, стадии (этапы) прохождения дела в суде в гражданском и уголовном процессах, меры обеспечения производства и особенности возбуждения дел об административных правонарушениях. Выявлять особенности уголовного процесса. Раскрывать и обосновывать демократический характер суда присяжных, его значение в уголовном процессе. Объяснять цель арбитражного процесса, возможности обжалования решений арбитражного суда. Иллюстрировать примерами процессуальные средства установления истины.
§27

61-62


Конституционное судопроизводство
Судьи Конституционного суда. Принципы конституционного судопроизводства. Основные стадии конституционного судопроизводства.
Раскрывать содержание и объяснять цель конституционного судопроизводства в РФ. Характеризовать требования, предъявляемые к судьям Конституционного суда, и сферу их компетенции. Описывать основные стадии конституционного судопроизводства. Называть и иллюстрировать с помощью фактов социальной жизни принципы конституционного судопроизводства.
§28

63-64


Международная защита прав человека
Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека.
Характеризовать функции и полномочия ООН и её структурных подразделений в области прав человека. Описывать структуру и компетенции организаций, защищающих права человека в рамках Совета Европы. Перечислять международные соглашения по вопросам защиты прав человека. Объяснять основную идею международных документов, направленных на защиту прав и свобод. Называть виды международных преступлений. Выявлять особенности международного уголовного суда и специфику судебного преследования за совершение международных преступлений. Выражать и аргументировать собственную позицию по вопросу отмены смертной казни. Объяснять зависимость успешности создания глобального правового пространства от деятельности международных организаций.
§29

65-66


Правовые основы антитеррористической политики Российского государства
Правовая база противодействия терроризму в России. Органы власти, проводящие политику противодействия терроризму. Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
Характеризовать российское законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере противодействия терроризму. Описывать полномочия органов власти по противодействию терроризму. Называть и конкретизировать основные направления деятельности Национального антитеррористи- ческого комитета. Раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
§30

67


Человек в XXI в.
Человек и глобальные вызовы современного общества. Человек в мире информации. Человек и ценности современного общества.
Описывать влияние ускорения социально-экономического развития на глобальные проблемы современного общества. Перечислять факторы, определяющие особенности проявления глобальных проблем в постиндустриальном обществе. Объяснять значимость формирования информационной культуры и информационной компетентности. Называть позитивные и негативные стороны влияния на общество современных средств коммуникации. Иллюстрировать примерами результаты воздействия информационных потоков, СМИ на сознание человека. Характеризовать и конкретизировать с помощью фактов социальной жизни фундаментальные ценности современного мира. Выражать свою точку зрения по вопросу места каждого человека в глобальном обществе, ответственности отдельного человека за судьбу мира. Раскрывать смысл информации, поступающей из разных источников и представленной в разных формах. Формулировать собственные суждения, конструировать собственный текст, используя самостоятельно найденную и отобранную информацию.


68


Урок представления результатов проектной деятельности по теме III




69-70


Повторительно-обобщающие уроки по теме




Критерии оценки по обществознанию
Критерии и нормы устного ответа по истории и обществознанию
Оценка «5» ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
 Оценка «4» ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ. 
Оценка «3» ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
Полностью не усвоил материал.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания для решения проблемных  задач и объяснения явлений;
неумение делать выводы и обобщен
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками; 
Критерии оценки рефератов
1. Плагиат/не плагиат (0 баллов в случае плагиата)
2. Использование аппарата, категорий, логики институциональной экономики
(демонстрация приобретенных знаний и умения ими пользоваться) 3. Раскрытие темы
4. Логика рассуждений, обоснованность выводов
5. Самостоятельность анализа (наличие своей логики изложения, собственных
примеров и т.п.).
Критерии оценки презентаций
1. Свободность изложения материала (в том числе: рассказ без листка или зачитывание) 2. Раскрытие темы в докладе 3. Логичность изложения 4. Степень владения материалом (в том числе правильность ответов на вопросы) 5. Самостоятельность при рассказе (наличие своей логики изложения и примеров, отличных от изложенных в лекциях и семинарах)
Критерии оценки тестовых заданий.
        Тесты,  составлены в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования и действующими программами и учебниками.
Задания составлены в форме открытых тестов. К каждому вопросу дается четыре варианта ответов, только один из которых правильный. При составлении тестов учитывались следующие методические условия:
тесты корректны по содержанию тестовые опросы соответствуют стержневым линиям и концепциям государственного стандарта и программы;
язык теста лаконичен, однозначен и выразителен;
  задания в одном тесте разного уровня сложности, что позволяет  проверить знания каждого учащегося,  и сравнить степень усвоения материала; тестовые задания начинаются с легких и завершаются трудными.
  Критерии оценки.
Каждый балл (по пятибалльной системе) равен 20%:
20% 1 балл,
20%40% 2 балла,
40%60 % 3 балла,
60%80% 4 балла, от 80 % максимальные 5 баллов.

Заголовок 315