Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Поющая душа» 2015-2016 учебный год Возраст детей: с 7 лет Срок реализации: 3 года

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Гремячевская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю.
Директор школы _________________М.М. Медведева.
Приказ от 23.06.2015 г. № 205



Рассмотрено на заседании методического объединения
учителей музыки, ОБЖ, ИЗО, технологии, физкультуры.
Протокол от 23 июня 2015 года №5
Руководитель м/о______________С.В. Маштакова.




Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«Поющая душа»
2015-2016 учебный год
Возраст детей: с 7 лет
Срок реализации: 3 года



Составитель:
Васянкина Эвелина Евгеньевна
педагог дополнительного образования











Р.п. Гремячево







Оглавление

Пояснительная записка
Содержание программы
Учебный план
Рабочая программа
Оценочные материалы
Методические рекомендации
Используемая литература






















































Пояснительная записка.

«Если у вас есть талант,
поделитесь им с другими!
Если вы знаете, что сказать
этому миру, скажите!
Если ваша душа поёт, пойте!»
Наталья Княжинская

Современная образовательная среда – это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена деятельность сети учреждений дополнительного образования, школ искусств, Дворцов Творчества детей и молодежи, клубов и студий.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
Хоровое пение – искусство уникальных возможностей как исполнительских, так и образовательных. Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества. Хоровое пение остается испытанным средством музыкального воспитания.
Важнейшей частью музыкально-эстетического воспитания в школе является формирование и развитие у ребенка понимания произведения искусства, постижение языка музыки. В своей концепции музыкального воспитания мы рассматриваем хоровое пение как самый доступный и активный вид творческой деятельности: в школе, наряду с уроками музыки, создана система музыкально-эстетического воспитания детей на основе собственно хорового пения, в процессе которого освещаются вопросы истории и теории музыки, эстетики и культуры.
В основе реализации концепции лежат следующие принципы:
Обучение всех детей без отбора в условиях общеобразовательной школы;
Методика вокальной работы с детьми строится на понимании физиологических механизмов звукообразования в различных голосовых регистрах и позволяет педагогу произвольно управлять творческим процессом;
Основу учебного репертуара составляют высокохудожественные произведения композиторов-классиков, которые позволяют решать следующие ключевые учебные задачи:
развитие музыкальности образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, музыкальной памяти;
умственное и эмоциональное развитие ребенка.
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса учащихся, устойчивого интереса к музыке;
приобретение навыков пения по нотам;
Программа хорового класса целиком основана на произведениях композиторов-классиков. Идея сотрудничества и диалога композитора, сочинившего музыкальное произведение, учителя-дирижера и ученика-певца пронизывает каждый урок музыки.
Занятия хоровым пением рассчитаны на 1 час в неделю, всего 34 ч.


Новизна программы
В МБОУ Гремячевской СОШ создано объединение «Поющая душа», в котором занимаются учащиеся 5-11 классов в возрасте от 10 до 17 лет. Особенность программы «Поющая душа в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
В данных условиях программа «Поющая душа» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
Актуальность программы
В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Гремячевской средней общеобразовательной школе традиционно обучаются дети, наделенные музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научиться петь.
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «Поющая душа», направленная на духовное развитие обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу – оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое (хоровое) пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в кружке «Поющая душа» - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полётностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Цели и задачи дополнительной образовательной программы
Цель программы: Содействовать развитию художественного вкуса, творческих способностей, познавательного интереса учащихся к музыке, расширению их музыкального кругозора, воспитанию личностных качеств, учитывая индивидуальные возможности детей, заложенный в них творческий потенциал; научить петь каждого ребенка, независимо от его природных данных.
Задачи программы:
Образовательные:
освоение знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка;
освоение знаний о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов;
освоение знаний о воздействии музыки на человека;
освоение знаний о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
ориентировать в выборе музыкального инструмента, участии в деятельности музыкальных объединений школы.
Развивающие:
развивать музыкальные способности обучающихся, их исполнительские навыки;
развивать творческую активность и творческие способности учащихся;
развивать у детей стремление к творческой деятельности.
Воспитательные:
формировать у детей интерес и любовь к серьезному музыкальному искусству; понимание народного, классического и современного музыкального творчества;
способствовать расширению музыкального кругозора;
формировать навыки общения и культуры поведения.
Принципы обучения:
доступности содержательного материала в соответствии с возрастными особенностями детей, тщательный подбор музыкальных произведений для каждой ступени обучения, обучение пению по нотам всех детей без исключения;
последовательности и систематичности изложения;
принцип сбалансированного сочетания разнообразных форм и видов мыследеятельности; единства художественного и технического развития учащихся,
оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм организации педагогического процесса, в каждом классе свой хор – сплоченный коллектив.
Основные знания, умения, навыки
В случае успешной апробации программы «Поющая душа» у ее участников формируется система специальных знаний и навыков, приобретаются:
-опыт творческой деятельности, который формирует творческое мышление,
-опыт эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, который вместе со знаниями и умениями формирует систему ценностей ребенка.
Кроме того, учащиеся приобретают следующие умения и навыки:
звукообразования в различных регистрах,
артикуляции,
дыхания,
слухового внимания и самоконтроля,
выразительности пения.
Формирование хоровых навыков – единый педагогический процесс. Они формируются относительно одновременно, обуславливая друг друга. Существенным признаком их формирования являются качественные изменения основных свойств голоса ученика. Развитие основных свойств звучания голоса должно происходить в следующих направлениях: звуковысотный диапазон, динамический диапазон, тембр, дикция, подвижность голоса.
В результате воспитательной деятельности учащиеся получат:
опыт творческой деятельности;
радость общения с музыкальным искусством и единомышленниками;
навыки коллективного творчества;
возможность для воплощения собственных творческих интересов и идей.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
На уровне педагога:
интегративность программы «Поющая душа» с программами «Сольфеджио», «Вокал», «Мировая художественная культура»,
участие в разного рода конкурсах,
развитие новых форм учебно-воспитательной работы,
проведение открытых занятий,
участие в школьных и районных семинарах, в курсах повышении квалификации.
На уровне учащегося:
формирование и поддержание интереса к данному курсу,
участие всех детей в проводимых мероприятиях, концертах, праздниках, конкурсах,
творческое выполнение учебных заданий, заинтересованность в личном росте,
качество выполнения учебных заданий,
объем музыкальной эрудиции.
Способы диагностики результативности:
тесты, беседы с детьми,
наблюдение за участием детей в общешкольных музыкальных конкурсах и праздниках,
выполнение учащимися самостоятельных творческих заданий во время учебного процесса,
предоставление самостоятельного выбора произведений для разучивания и исполнения,
наблюдение и беседы с учащимися и их родителями на музыкальных праздниках и конкурсах.
Критерии эффективности обучения хоровому пению
Основной объективной оценкой эффективности работы педагога являются открытые учебные занятия, концертная деятельность каждого класса. Именно чистота пения, сложность репертуара, многоголосное пение, сольное пение является оценкой качества работы учащихся и педагога.
Для определения эффективности обучения важно, чтобы учащиеся первого и второго года обучения должны получить следующие вокально-интонационные навыки:
Певческая установка при пении сидя и стоя, постоянное певческое место у каждого поющего.
Певческое дыхание, умение следить за дирижерским показом одновременного вступления и окончания пения, спокойный, бесшумный вдох, смена дыхания между фразами, задержка дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в быстром темпе.
Звуковедение. Пение без напряжения, «мягким» звуком, правильное формирование и округление гласных, ровное звуковедение. Развитие певческого диапазона от ре№ - фаІ октавы.
Дикция. Элементарные приемы артикуляции, собранные уголки губ, артикуляционные упражнения, «разогревающие» голосовой аппарат, короткое произнесение согласных в конце слова, раздельное произнесение одинаковых согласных, соблюдение единой позиции для всех согласных, выделение логических ударений, скороговорки.
Вокальные упражнения:
смена гласных на повторяющемся звуке,
мажорная гамма в нисходящем и восходящем движении.
трезвучия вниз и вверх,
небольшие мелодические обороты,
простые поступенные секвенции.
Выразительностью исполнения:
выражение глаз, лица, мимика.
многообразие тембровых красок голоса,
точная и выразительная фразировка,
соблюдение темпа, пауз, цезур.
Навыки строя и ансамбля:
Чистота унисона - слитность голосов, умение слушать себя и поющих, не выделяться из общего звучания, фермата, ударения, правильное воспроизведение ритмического рисунка.
Сольфеджирование и транспонирование доступных по трудности песен.
Упражнения на развитие ладового чувства, пение отдельных ступеней, интервалов, трезвучий, гамм, звукорядов.
Работа над исполнением хорового произведения:
показ - исполнение песни педагогом, общая характеристика содержания, разбор текста и музыки: сопоставление музыкальных фраз по направлению мелодии и ее строения, показ движения мелодии рукой; средства выразительности: темп, размер, ритм, динамические оттенки;
исполнение – передача художественного образа, фразировка, нюансы, мягкие окончания, кульминации.
Учащиеся 2 года обучения должны получить следующие вокально-интонационные навыки:
Работа над дыханием. Дыхание при staccato. Цезуры. Приемы «цепного дыхания». Равномерное расходование дыхания при исполнении продолжительных мелодических построений.
Работа над звуком. Расширение диапазона: си малой октавы - соль второй октавы. Работа над кантиленой. Пение без сопровождения. Громкость звучания голоса без форсировки.
Работа над дикцией. Усложненные дикционные упражнения. Сонорные согласные «н», «м», а также «в», «д».
Вокальные упражнения, укрепляющие навыки звукообразования и приемы артикуляции. Секвенционные упражнения, сглаживающие регистры. Пение гармонических последовательностей.
Навыки строя и ансамбля:
Выравнивание унисона, работа в горизонтальном строе. Двухголосное пение без сопровождения и с сопровождением. Работа над вертикальным строем. Выравнивание партий по звучанию. Пение канонов.
Работа над текстом и партиями. Переплетающийся текст в канонах. Упражнения на противоположное и параллельное движение голосов.
Усложненное сольфеджирование и транспонирование.
Двухголосное исполнение гамм (параллельных и с альтерированием ступеней). Двухголосное пение интервалов. Сольфеджирование партий без поддержки фортепиано.
Работа над исполнением художественного произведения.
1. Разбор художественного содержания произведения.
2. Музыкально- теоретический разбор в пределах знаний учащихся (строение мелодии, ритмические особенности, интервальное соотношение голосов, лад, тональность, форма и т. д.)
3.Связь музыки и текста.
Конечным результатом обучения хоровому пению является:
участие в конкурсах детского музыкального творчества,
навыки домашнего музицирования,
каждый класс-хор, владеющий большим классическим вокально-хоровым репертуаром
формирование фальцетной и грудной манеры фонации звука, тембра, чистой интонации, звуковысотного и динамического диапазона, отчетливой дикции.
Формы подведения итогов реализации
Дополнительной образовательной программы
По программе «Поющая душа» осуществляются следующие виды контроля:
предварительный – выявляющий подготовленность группы детей к слуховой и певческой деятельности, развитие интонационных, ритмических способностей,
текущий контроль – систематическая проверка развития мелодического, вокального и ритмического слуха, интонации, результативности обучения,
итоговый контроль – чистота интонирования на концертных мероприятиях, участие в открытых уроках, итоговых конкурсах.
Формы проверки
Формами проверки работы педагога по реализации данной программы являются:
открытые уроки,
сольные выступления,
хоровые конкурсы,
полугодовые и годовые отчетные концерты.
В конце каждой четверти проводятся контрольные уроки-концерты, интегрированные уроки, музыкально-литературные композиции.
По окончании первого и второго полугодия проводятся хоровые концерты - хоровые собрания, на которых каждый хор исполняет 10 - 20 произведений русских и зарубежных композиторов, народные песни. Хоровые коллективы выступают на праздничных концертах, участвуют в конкурсах.



Учебно-тематический план по хору
Содержание и виды работ

Общее кол-во часов
Теория
Практика

1.Пение произведений.
2.Пение учебно-тренировочного материала.
3.Слушание музыки.
4.Хоровое сольфеджио.
Итого:
28
2
2
2
34
1
0,5
0,5
-
2
27
1,5
1,5
2
32

Содержание рабочей программы.
1.Пение произведений -28ч.
Беседа о разучиваемых произведениях яркой, лаконичной, доступной для школьников форме с привлечением материала из школьной программы, из других видов искусств. Краткий экскурс об исторической эпохе, в которую жил и творил композитор-классик. Рассказ о творчестве, доступный данному возрасту. Анализ музыкального и поэтического текста, а также стилевых, жанровых, национальных и других особенностей произведения. Показ-исполнение песни педагогом. Разбор его содержания. Разучивание произведения с сопровождением и a capella. Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного выступления.
2.Пение учебно-тренировочного материала – 2 ч.
Раскрытие роли и смысла каждого нового упражнения для музыкально-певческого развития ребенка. Рассказ об упражнениях для развития дыхания, гибкости и ровности голоса. Показ упражнений, их разучивание и впевание. Контроль над качеством исполнения. Формирование у учащихся самоконтроля.
3.Слушание музыки – 2 ч.
Слушание вокально-хорового материала, осваиваемого учениками на занятиях хора, а также инструментальных произведений для расширения кругозора учащихся, введения их в многообразный мир художественных образов. Формирование умения грамотно оценивать музыкальные произведения.
4.Хоровое сольфеджио – 2ч.
Пение сольфеджио упражнений, сначала одноголосных, затем многоголосных. Музыкальное «озвучивание» правил, изучаемых на уроке «Сольфеджио». Пение сольфеджио канонов, отрывков песен. Все упражнения по хоровому сольфеджио исполняются вокально, напевно, с хорошей дикцией и дыханием.
Ресурсное обеспечение дополнительной образовательной программы
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Поющая душа» включает в себя описание:
-приемов развития слуха и голоса,
-методов вокально-хорового воспитания детей,
-форм проведения уроков,
-дидактического материала.
Приемы развития слуха и голоса:
Вслушивание в показ учителя и повторение отдельных звуков, мотивов, фраз в фальцетном и грудном регистре.
Словесное описание качества певческого голоса и звука, анализ и оценка их после прослушивания.
Использование ручных знаков, нотной записи в пении упражнений, мелодий, песен.
Пение без сопровождения.
Транспонирование мелодий, секвенций, песен с целью развития диапазона голоса и определения более удобной тональности для певцов.
Вокализация песен и упражнений с целью выравнивания тембра, достижения кантилены, выразительной фразировки.
Активная артикуляция при мысленном пении, выразительное чтение текста.
Выразительная фразировка, логические ударения.
Сознательное управление дыханием, верхним небом, лицевыми мышцами для воспроизведения более высокого и мягкого звука, приближения вокальной позиции и активного резонирования.
Самоконтроль и самооценка в процессе пения.
Одобрение и поощрение учеников учителем, положительные эмоции на уроке, юмор.
В работе используются следующие методы вокально-хорового воспитания детей:
концентрический,
фонетический метод показа и подражания.
мысленного пения.
Разнообразные формы проведения урока:
урок хорового сольфеджио,
урок-праздник,
урок-концерт,
тематический концерт,
академический концерт,
урок-оперный спектакль,
урок-музыкально-литературная композиция,
индивидуальные занятия с солистами и ансамблями.
Дидактический материал включает в себя:
хрестоматии вокально-хорового репертуара для 1-9 классов (репертуарные списки прилагаются),
комплекты хоровых партитур для каждого класса,
информационно-познавательные листы о творчестве композиторов, об известных произведениях и т. д.
Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Поскольку в программе «Поющая душа» участвуют все дети без исключения, деятельность педагога дополнительного образования, детей и родителей строится на принципах сотрудничества, взаимопонимания, активности сторон.
Совместная деятельность педагога дополнительного образования, родителей и детей строится:
по совместному планированию и организации открытых занятий, концертной деятельности, конкурсов,
по организации поездок на конкурсы и концерты,
по изучению и диагностике учащихся и их родителей,
по индивидуальной работе педагога с родителями учащихся.
Необходимые условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение
Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
Наличие репетиционного зала (сцена).
Фортепиано, синтезатор.
Музыкальный центр, компьютер.
Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
Электроаппаратура.
Зеркало.
Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).
Нотный материал, подборка репертуара.
Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
Записи выступлений, концертов.
Эффективность программы «Поющая душа» - результаты.



























Список литературы:
Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения а общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. 112 с.
Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. // М.:1975. С. 104-113.
Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. 220 с.
Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967. 148с.
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1996. 367с.
Левандо П. П. Проблемы хороведения. Л.: Музыка, 1974. 282 с.
Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1978. С. 28-37.
Морозов В.П. Развитие физических свойств детского голоса.// От простого к сложному. Л., 1964. С. 97=106..
Овчинникова Т. Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором.// Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М.: Музыка, 1975. С. 17-23.
Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Л.: Музыка, 1972. 152 с.
Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: МПГУ им. Ленина, 1992. 270 с.
Тевлина В. К. Вокально-хоровая работа. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1982. С. 43-77.
Урбанович Г. И. Певческий голос учителя музыки. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 12. М.: Музыка, 1977. С. 23-33.








13PAGE 15


13PAGE 14215