Рабочая программа по профессии Токарь станков с ЧПУ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«ИРКУТСКИЙ ТЕХНИКУМ АВИАСТРОЕНИЯ И МАТЕРИАЛООБРАБОТКИ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ ИО ИТАМ
___________В.В. ЗябловаПриказ № _______________
от «___» ___________ 201_ г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общие основы технологии
металлообработки и работ на металлорежущих станках
по образовательной программе среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих служащих по профессии
15.01.33 Токарь на станках с числовым программным управлением

Иркутск
2017
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по профессии 15.01.33 Токарь на станках с числовым программным управлением
Разработчик:
Седунова Мария Евгеньевна
преподаватель спец.дисциплин
Рассмотрена и одобрена на заседании предметно - цикловой комиссии Материаловедения. Протокол заседания ПЦК № 7 от 28.02.2017г. Председатель ПЦК ___________________А.А. Кондрашина
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………… 4
1.1. Область применения рабочей программы ……………………….
4
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы ….
4
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины ………………………………………………….
4
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины ………..
9
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………….
10
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы …………...
10
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ………..
11
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины…………………………………………………………………
16
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению …………………………………………………………….
16
3.2. Информационное обеспечение обучения …………………………
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины…………………………………………………………………
18
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих служащих по профессии 15.01.33 Токарь на станках с числовым программным управлением
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в общеобразовательный цикл и осваивается на протяжении первого курса обучения 1семестра
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
определять режим резания по справочнику и паспорту станка;
рассчитывать режимы резания по формулам, находить требования к режимам по справочникам при разных видах обработки;
составлять технологический процесс обработки деталей, изделий на металлорежущих станках;
оформлять техническую документацию;
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
составные элементы процесса резания;
углы, правила заточки и установки резцов и сверл;
правила определения режимов резания по справочникам и паспорту станка;
общие сведения о проектировании технологических процессов изготовления деталей и режимов обработки;
порядок оформления технической документации;
устройство, кинематические схемы и принцип работы токарного станка;
назначение и правила применения режущего инструмента;
назначение и правила применения, правила термообработки режущего инструмента, изготовленного из инструментальных сталей.
Перечень знаний и умений переноситься строго из примерной программы и добавляется знания, умения, формируемые вариативной частью. ЗУН вариативной частью выделяется заливкой.
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций
Общие и профессиональные компетенции Действия Уметь Знать
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. Распознавание
сложных проблемные
ситуации в различныхконтекстах.
Проведение
анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности.
Определение этапов решения задачи.
Определение потребности в информации;
Осуществление эффективного поиска.
Выделение всех возможных источников нужных ресурсов, в том числе неочевидных.
Разработка детального плана действий и оценка рисков на каждом шагу.
Оценивает плюсы и минусы полученного результата, своего плана и его реализации, предлагает критерии оценки и рекомендации по улучшению плана. Распознавать задачу и/или
проблему в профессиональном и/или социальном контексте;
Анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;
Правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
Составить план действия, определить необходимые ресурсы;
Владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;Реализовать составленный план;
Оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;
Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессионально м и/или социальном контексте.
Алгоритмы выполнения работ в профессионально й и смежных областях;
Методы работы в профессиональной и смежных сферах.Структура плана для решения задач
Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. Планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого длявыполнения профессиональных задач.
Проведение анализа полученнойинформации, выделяет в ней главные аспекты.
Структурировать отобранную информацию в соответствии спараметрами поиска;
Интерпретация полученной информации в контексте профессиональной деятельности. Определять задачи поиска информации
Определять необходимые источники информации
Планировать процесс поиска
Структурировать получаемую информацию
Выделять наиболее значимое в перечне информации
Оценивать практическую значимость результатов поиска
Оформлять результаты поиска. Номенклатура информационных источников применяемых в профессионально й деятельности
Приемы структурирования информации
Формат оформления
Результатов поиска информации
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач
Планирование профессиональной деятельность Организовывать работу коллектива и команды
Взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Психология коллектива
Психология личности
Основы проектной деятельности
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. Применение средств информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач
Использовать современное программное обеспечение Современные средства и устройства информатизации
Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности
ОВД 3.4.1. Изготовление изделий на токарных станках по стадиям технологического процесса в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности.
ПК 1.1. Осуществлять подготовку и обслуживание рабочего места для работы на токарных станках. Выполнять подготовительные работы и обслуживания рабочего места токаря; Осуществлять подготовку к работе и обслуживание рабочего места токаря в соответствии с требованиями охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности;
Правила подготовки к работе и содержания рабочих мест токаря, требования охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности;
Правила перемещения грузов и эксплуатации специальных транспортных и грузовых средств;
ПК 1.2. Осуществлять подготовку к использованию инструмента и оснастки для работы на токарных станках в соответствии с полученным заданием. Подготовка к использованию инструмента и оснастки для работы на токарных станках в соответствии с полученным заданием;
Выбирать и подготавливать к работе универсальные, специальные приспособления, режущий и контрольно-измерительный инструмент;
Конструктивные особенности, правила управления, подналадки и проверки на точность токарных станков различных типов;
Устройство, правила применения, проверки на точность универсальных и специальных приспособлений, контрольно-измерительных инструментов;
ПК 1.3. Определять последовательность и оптимальные режимы обработки различных изделий на токарных станках в соответствии с заданием. Определить последовательность и оптимальный режим обработки различных изделий на токарных станках в соответствии с заданием; Устанавливать оптимальный режим токарной обработки в соответствии с технологической картой;
Правила определения режимов резания по справочникам и паспорту станка;
ПК 1.4. Вести технологический процесс обработки и доводки деталей, заготовок и инструментов на токарных станках с соблюдением требований к качеству, в соответствии с заданием и с технической документацией. Осуществлять технологический процесс обработка и доводка деталей, заготовок и инструментов на токарных станках с соблюдением требований к качеству, в соответствии с заданием и технической документацией. Осуществлять токарную обработку деталей средней сложности на универсальных и специализированных станках, в том числе на крупногабаритных и многосуппортных.
Правила проведения и технологию проверки качества выполненных работ.
Правила перемещения грузов и эксплуатации специальных транспортных и грузовых средств;
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Объём работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем – 36 час, в том числе:
по видам учебных занятий – 29 часов;
самостоятельная работа обучающихся – 7 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
1 курс
1 семестр Итого
Максимальная учебная нагрузка 36 36
Виды учебных занятий, в том числе: 29 29
урок 22 21
практическое занятие 6 6
лабораторное занятие - -
консультация - -
лекция - -
семинар - -
Самостоятельная работа студента 7 7
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета (экзамена) 1 1
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем № урока Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Виды учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар)Уровень освоения
1 2 3 4 5 6
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ РЕЗАНИЕМ И РЕЖУЩИЙ ИНСТРУМЕНТ 36 Тема 1.1. Основные сведения процесса резания 1 Сущность обработки металлов резанием. Главное вспомогательное движения, виды поверхностей (обрабатываемая, обработанная, поверхность резания), припуск, стружка, глубина резания.1 Урок 2 Элементы рабочей части резца. Рабочая и крепежная часть, передняя, задняя (главная и вспомогательная) поверхность, режущие кромки, вершина. 1 Урок 3 Геометрические параметры инструмента. Главные углы, вспомогательные углы. 1 Самостоятельная работа обучающихся
4 Режимы резания для обработки деталей на токарных станках. Элементы режима резания при точении различных поверхностей. Последовательность определения режима резания по справочнику и паспорту станка; расчет режима резания по формулам при разных видах обработки деталей 1 Урок 5 Практическая работа №1 Расчет режимов резания при обработке поверхностей 1 практическое занятие 5 Инструментальные материалы. Термообработка, заточка, доводка и установка режущего инструмента. Резцы из быстрорежущих сталей и твердых сплавов (групп ВК, ТК, ТТК, безвольфрамовых), алмазные резцы. Назначение и область применения резцов из различных видов материалов, расшифровка марок материалов. Назначение и правила применения, правила термообработки режущего инструмента, изготовленного из инструментальных сталей, с пластинками твердых сплавов или керамическими, его основные углы и правила заточки и установки 1 Урок 6 Процесс образования стружки. Усадка стружки. Наклеп. Процессы, протекающие в зоне резания, виды стружки (сливная, скалывания, надлома и отрыва), зависимость вида стружки от различных факторов. Усадка стружки. Определение, влияние на процесс резания, зависимость наклепа от режимов резания, геометрии инструмента, свойств обрабатываемого материала. Срез знаний 1 Урок Виды стружки. 1 Самостоятельная работа обучающихся 7 Понятие износа инструмента и геометрия износа. Причины износа, виды износа, влияния режимов резания, свойств материала, геометрии инструмента, времени обработки на износ инстурмента, способы уменьшения износа. Понятие стойкости инструмента. Определение стойкости, зависимость стойкости от факторов резания. Нормы стойкости. Критерий затупления. Технологический критерий затупления. 1 Урок 8 Теплообразование при резании. Причины образования температуры в зоне резания, влияние температуры на процесс резания, зависимость температуры от некоторых факторов. 1 Урок Расчёт геометрических параметров резца 1 Самостоятельная работа обучающихся
10 Тема 1.2. Режущий инструмент, конструктивные особенности. Классификация токарных резцов. Назначение резцов. Характер выполняемых операций. Конструктивное исполнение. 1 Урок Конструкция и геометрические параметры фрезы. Передняя, задняя (главная и вспомогательная) поверхность, режущие кромки, вершина. Углы фрезы, их влияние на процесс резания и значения. 1 Урок Конструкция и геометрические параметры сверла. Виды сверл. Геометрические параметры сверла 1 Урок Конструкция и геометрические параметры зенкера. Зенкера, их разновидности, назначение, принципы выбора, способы установки и крепления. Геометрические параметры режущей части зенкера, характер работы режущих кромок, марки инструментальных материалов 1 Урок Конструкция и геометрические параметры развертки. Развертки, их разновидности, назначение, принципы выбора, способы установки и крепления. Геометрические параметры режущей части разверток, характер работы режущих кромок, марки инструментальных материалов. 1 Урок Конструкция и геометрические параметры метчика. Поверхности метчика и режущие элементы. 1 Урок
Практическая работа №2 Выбор инструмента, инструментального материала для обработки детали 2 практическое занятие Режущий инструмент 1 Самостоятельная работа обучающихся РАЗДЕЛ 2 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ И МЕТАЛЛОРЕЖУЩЕМ ОБОРУДОВАНИИ Тема 2.1 Технологический процесс, основные понятия и определения Производственный и технологический процессы в машиностроении, их основные элементы. Основные понятия, относящиеся к технологическому процессу: операция, установка, позиция, технологический переход, вспомогательный переход. 1 Урок
Виды производств, их технологические особенности. Виды производств (единичное, серийное, массовое), их технологические особенности. 2 Урок Типовой технологический процесс. Группирование изделий по конструкторским и технологическим признакам. Разработка типовых технологических процессов и операций, их экономическая целесообразность. 1 Самостоятельная работа обучающихсяОсновные процессы получения заготовок Технология литейного производства заготовок. Методы получения отливок. Основные операции, выполняемые при ковке и штамповке (разделительные и формообразующие). Методы получения поковок и штамповок, штамповка листовая и объемная (горячая и холодная), ее достоинства и недостатки, области применения. Материалы, используемые при получении заготовок обработкой давлением.
Сварные заготовки: область применения, краткие сведения об основных видах сварки и резки металлов и применяемом оборудовании. Влияние величины партии деталей на выбор метода получения заготовок. Общие и межпереходные (межоперационные) припуски на обработку, назначение припусков. Факторы, определяющие величину припусков. Определение величины межоперационного и общего припусков. Таблицы для определения припусков. Коэффициент использования материалов заготовки. 1 Урок Работа с технической документацией: заполнение операционных карт 1 Самостоятельная работа обучающихсяЕдиная система технологической документации (ЕСКД). Единая система технологической документации (ЕСКД): маршрутная карта, карта эскизов, технологическая инструкция, ведомость оснастки, операционная карта, карта технологического процесса. Порядок оформления технологической документации. 1 Урок Основные этапы проектирования технологического процесса. Определение последовательности обработки деталей. Исходные данные для составления технологических процессов.
Основные этапы проектирования технологического процесса: выбор заготовки, выбор технологических баз, определение последовательности и содержания технологических операций, назначение и расчет режимов обработки, определение, выбор и заказ новых средств технологического оснащения, нормирование элементов процесса, оформление рабочей документации. Срез знаний 1 Урок
Практическая работа №3 Составление технологического процесса обработки деталей, изделий на металлорежущих станках 2 практическое занятие Тема 2.2. Общие сведения о токарных станках. Основные сведения о технологии токарной обработки. Виды токарной обработки: обработка наружных цилиндрических (гладких и ступенчатых) и торцовых поверхностей, обработка отверстий (сверление, зенкерование, развертывание, растачивание, зенкование, центрование, цекование), обработка конических поверхностей, обработка фасонных поверхностей: нарезание резьбы; отделка поверхностей (полирование. тонкое точение, доводка, упрочняющая обработка обкатыванием, раскатыванием и выглаживанием, накатывание рифлений). 1 Урок Станки токарной группы. Краткая характеристика станков токарной группы. Револьверные, сверлильные и карусельные станки. Токарные и лобовые станки. Многорезцовые. Токарные автоматы и полуавтоматы. Специализированные станки. Одношпиндельные и многошпиндельные станки. Токарные станки с ПУ. Устройство токарно-винторезного станка. 1 Урок
Практическая работа №4 Чтение схемы органов управления токарно-винторезным станком 16К20 2 практическое занятие Расшифровка обозначения станков 1 Самостоятельная работа обучающихся Дифференцированный зачет 1 Всего за 1 семестр 36 Всего за курс 36
3. условия реализации рабочей программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета технологии металлообработки и работы в металлообрабатывающих цехах.
Оборудование учебного кабинета технологии металлообработки и работы в металлообрабатывающих цехах:
рабочее место преподавателя;
посадочные места по количеству обучающихся;
комплект деталей: валы, втулки, многогранники;
измерительный инструмент:
комплект бланков технологической документации;
комплект учебно-методической документации;
Оборудование для выполнения практических работ:
режущий инструмент: резцы токарные (различные), свёрла, зенкеры, развёртки, метчики ручные, плашки, фрезы (дисковые, цилиндрические, торцевые), шлифовальный круг (для шлифовального станка), Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедиапроектор и (или) интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Черпаков Б.И., Альперович Т.А.Металлорежущие станки: учебное пособие/Б.И. Черпаков, Т.А.Альперович. – 3-е изд, стер. - М.: Академия, 2006.
Багдасарова Т. А. Токарное дело : Рабочая тетрадь для начального профессионального образования. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 112 с.
Багдасарова Т. А. Фрезерное дело : Рабочая тетрадь для начального профессионального образования. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 96 с.
Вереина Л. И., Краснов М. М. Справочник станочника : учебное пособие для начального профессионального образования. – 2-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 560 с.
Дополнительные источники:
Багдасарова Т. А. Основы резания металлов: учеб. пособие/ Т. А. Багдасарова. – 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. – 80с.
Вереина Л. И. Токарь высокой квалификации: учеб. пособие/ Л. И. Вереина. - М.: Академия, 2008. – 368с.
Багдасарова Т. А. Токарь: Оборудование и технологическая оснастка: учеб. пособие/ Т. А. Багдасарова. –М.: Академия, 2007. – 60с.
Схиртладзе А. Г., Серебреницкий П.П. Краткий справочник станочника: учеб. пособие/ А. Г. Схиртладзе, П.П.Серебреницкий – Изд-во «Дрофа», 2008. – 655с.
Интернет-ресурсы:
Производство металлоконструкций. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.metaltek.ru, свободный. – Заглавие с экрана.
Обработка металла. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.glavmetall.ru, свободный. – Заглавие с экрана.
Портал нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pntdoc.ru, свободный. – Загл. с экрана.
Техническая литература [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tehlit.ru, свободный. – Загл. с экрана.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
умения: определять режим резания по справочнику и паспорту станка оценка результатов выполнения самостоятельных и практических работ, отчет за практические работы
рассчитывать режимы резания по формулам, находить требования к режимам по справочникам при разных видах обработки оценка результатов выполнения самостоятельных и практических работ, отчет за практические работы
составлять технологический процесс обработки деталей, изделий на металлорежущих станках оценка результатов выполнения самостоятельных и практических работ, отчет за практические работы
оформлять техническую документацию оценка результатов выполнения самостоятельных и практических работ, отчет за практические работы
знания: правила определения режимов резания для обработки деталей по справочникам фронтальный опрос, проверочные работы, оценка выполнения самостоятельных работ
конструктивных особенностей, назначение и правила применения режущего инструмента фронтальный опрос, проверочные работы, оценка выполнения самостоятельных работ
принцип действия токарных станков, основные характеристики фронтальный опрос, проверочные работы, оценка выполнения самостоятельных работ
элементов производственного и технологического процесса, конструкторские и технологические признаки оценка результатов выполнения самостоятельных и практических работ, отчет за практические работы
технологии токарной обработки, характеристику кинематическую схему токарных станков оценка результатов выполнения самостоятельных и практических работ, отчет за практические работы