Конспект урока по окружающему миру Лес и его обитатели

Составила: учитель начальных классов
Рябинина Ирина Борисовна

Урок по окружающему миру во 2 классе
Тема « Лес и его обитатели»

Цель урока - обеспечение усвоения учащимися знаний о лесе, как о многоэтажном доме.
Задачи:
1.Образовательные:
1. Познакомить учащихся с разнообразием растительного мира в лесу, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
2.Закрепить знания о типах леса, правилах поведения в лесу.
2.Развивающие:
Развивать умение сравнивать, выделять главное
Развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий.
Развитие логического мышления и памяти учащихся.
Обогащение словарного запаса учеников, расширение кругозора.
3.Воспитательные:
Воспитание культуры поведения учащихся в коллективной деятельности.
Воспитание товарищества, ответственности, гуманного отношения друг к другу. Создание атмосферы радости совместного труда.
Воспитание бережного отношения к природе.

Этапы урока.
1. Организация начала урока и сообщение темы.
2. Объяснение нового материала и закрепление пройденного.
ХОД УРОКА


1. Организационный момент
-К нам на урок пришли гости.
Ребята, давайте мы их поприветствуем.
-Тихо сядем, посмотрим на меня и улыбнёмся.
А теперь приступим скорее к работе
Пусть интересным будет урок.

2 Новый материал.

1) Вступление.
-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А куда, вы узнаете, разгадав загадку.


Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём!
- Как вы думаете, куда мы отправимся? (Лес)
СЛАЙД 2 «Картинки леса»
Хочу пригласить вас сегодня в лес В добрый лес, могучий лес, Полный сказок и чудес. Если внимательны, будете, дети, Чудные тайны откроете эти.

Вот мы очутились в этом прекрасном месте, давайте поздороваемся с лесом.
(Читаем хором):
Здравствуй, лес, дремучий лес(Слайд 2)
-
А чтобы лес нам раскрыл все свои тайны и секреты, нужно не нарушать покой леса. Вы уже знаете, что в лесу надо соблюдать правила, чтобы сберечь его. Давайте вспомним их.
Правила поведения в лесу (СЛАЙД 3)
- Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц. Они могут оставить свое потомство, которое без материнской заботы погибнет. – Не рвать цветы. Лесные цветы быстро вянут. – Не ломать деревья, кусты, от этого они сохнут и погибают.
- Убери за собой мусор, чтобы другим было приятно прийти в лес и наслаждаться красотой.
-Мы – друзья леса!
- Итак, я думаю, теперь мы не нарушим покой леса, а он нам расскажет все свои секреты.

2) Лесные этажи – ярусы леса.
- Кто из вас был в лесу?
Вот я вижу, что все бывали в лесу. А кто мне скажет: А что такое лес? (ответы детей)
- Лес – это огромная “семья”, которая объединяет в себе животных и растения, а также грибы и мхи.
Вот один маленький мальчик захотел нарисовать лес. Но у него ничего не выходит! Он не знает, какие растения растут в лесу. Давайте ему поможем! А для этого мы с вами создадим маленькую копию леса! Работать будем в группах.
Для начала, давайте вспомнить, что же растёт в лесу
Отгадайте загадку:

Каждый год молодцу Прибавляется по кольцу. (Дерево)

-А какие деревья растут у нас в лесу? (учебник стр.56-58)
(показ картинок) СЛАЙД 4
-Вот у вас на столах лежат картинки деревьев. Приклейте картинку деревьев на ватман.

-Вот мы с вами деревья посадили, а каких растений не хватает в нашем лесу?
(Кустарники)
- Чем кустарники отличаются от деревьев?
(У деревьев один ствол, а у кустарников несколько более тонких древесных стволов)
- Какие кустарники встречаются в нашем лесу, мы узнаем, если расшифруем их названия!
Задание: На столах у вас лежат листы с названием кустарников, но в названии все буквы перепутаны. Расшифруйте слова!
- Так какие кустарники у нас растут? (калина, шиповник, бузина, брусника, шиповник, черника). (СЛАЙД 5-9)
-приклейте картинки кустов на ватман.
-Посмотрите внимательно на ваш лес. Как вы думаете, чего ещё может не хватать в нашем лесу? (цветов, трав)
А вот какие травы и цветы растут в лесу, вы узнаете, отгадав загадки:

1.Эх, звоночки, синий цвет, С язычком, а звону нет.
Ответ (Колокольчики)

2. Не огонь, а жжется. (крапива)

3. Нам каждому весенняя природа дорога.
Ручьями распускаются холодные снега.
От снега очищается и хвоя и валежник,
И первым появляется в проталине
(подснежник)

4. Неподалеку от дорожки
Стоит цветок на тонкой ножке. И водит желтой головой Над первой робкою травой - Следит широким глазом За всем на свете сразу!
(Одуванчик)

5. Добрый доктор Айболит у дороги он сидит! (подорожник)

- Конечно, это не все травы, которые растут в наших лесах. Их очень много. (учебник стр.66)
Вот у нас уже стала наша картина немного похожа на лес!
- Так как мы с вами находимся в лесу, если внимательно посмотреть под ноги, то увидим, что растёт у самой земли? (мох)
Мягок, а не пух,
Зелен, но не трава? (мох)
- Он тоже бывает разным. (показать картинки)
- Но кроме этого в лесу есть ещё одно интересное растение – лишайники.
(рассмотрим картинки и гербарии)
Рассказ о лишайниках.
Поселяются лишайники обычно на голых скалах или стволах деревьев. Лишайники растут очень медленно и чувствительны к загрязнению окружающей среды.

3. Физкультминутка

Когда называю деревья – подпрыгнуть, кустарники – присесть, травы – наклониться.
Липа, дуб, шиповник, осина, барбарис, берёза, ель, подорожник, сосна, калина, ландыш, клён, папоротник

- Ребята, посмотрите внимательно на ваш лес, какая из команд мне скажет, что не хватает? Что ещё растёт в лесу? (если дети не догадываются, читаю загадку)
На горке, и под горкой,
Под берёзой, и под ёлкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
(грибы)
- Какие грибы вы бы собрали в лесу? СЛАЙД 10
- А какие бы не стали класть к себе в корзину? (несъедобные) СЛАЙД 11
- Что такое гриб? (схема строения) СЛАЙД 12
Рассказ учителя о грибах
Тесная дружба у деревьев с грибами. Гриб без дерева и дерево без грибов не жильцы. Грибы – особая группа живых существ, которые не относятся ни к растениям, ни к животным. Деревья и грибы повязаны одной ниточкой. А если точнее, то тысячами: тонкие, белые, похожие на паутину нити грибницы – обязательно подземной части каждого гриба – тянутся к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними, образуя один грибокорень. Сотни лет может жить грибница, живые белые нити гриба постепенно превращаются в узелки, а из них вырастают грибы.

Вот у вас на столах лежат картинки грибов, посадите эти грибы в вашем лесу!

-Молодцы! Прекрасный лес у вас получился. Но если мы с вами закроем глаза, и представим, что мы с вами продолжаем гулять по лесу.
- Что лежит у нас под ногами? (старые листья, сквозь них пробивается трава, остатки старой травы, сухие веточки)
- Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмерших растений постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа бактерий, микроорганизмов, насекомых и личинок.

Рассказ учителя о почве
В почве очень много живого. Здесь располагаются корни растений. Кроме того, в почве, у её поверхности, живут мельчайшие водоросли (их сотни тысяч в каждом грамме почвы). Здесь расположены грибницы грибов. Огромное количество микроорганизмов населяют почву, а также и животные.
-Прикрепляем почву!
-Посмотрите, какой у нас с вами получился прекрасный лес!
- Ребята, а какой бывает лес? (хвойный, лиственный и смешанный)
- Какой получился у нас с вами? (Смешанный) СЛАЙД 13
- Внимательно (в группах) рассмотрим лес. С чем вы можете его сравнить? (с лестницей, будто ступеньки поднимались вверх) СЛАЙД 14
- Чем является лес для живых организмов? (домом)
- А какой это дом? (многоэтажный)
- Давайте выделим этажи леса.
Каждый этаж имеет своё название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания.
Многолетние растения с крупным твёрдым стеблем. (Деревья)
Многолетние растения, у которых от общего корня отходят несколько твердых стеблей. (Кустарники)
Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы)
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. ( Мох)
4.Здесь располагаются корни растений. Живет различные живые организмы (почва)
Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. СЛАЙД 15
Первый ярус – деревья: дуб, берёза, сосна, ель, клён, осина.
Второй ярус – кустарники: орешник, малина, калина и другие.
Третий ярус – травы, грибы, мхи.
Четвёртый ярус – почва, со всеми населяющими её живыми организмами.
(Рассказ сопровождается показом на картине).
Как вы думаете, почему растения растут ярусами? А всё потому, что у них происходит борьба за свет и тепло!
Лес – это семья различных растений, растущих строго по этажам, как над землей, так и под землёй, корни растений растут тоже этажами: самые глубокие и мощные – у деревьев, менее глубокие – у кустарников, сверху корни находятся у трав, грибов и мхов.

4. Закрепление.

1. Вот мы с вами создали на уроке макет леса!
-Как вы думаете, можно его уже отдавать мальчику? (нет)
-Чего в нём не хватает? (животных)
А вот о животных мы будем говорить с вами на следующем уроке.
Так что дети говорим лесу спасибо и до свидания!

Вот мы с вами вернулись и давайте все же с вами повторим то, что в лесу узнали!
2. Графический диктант
Запишите O, если утверждение верное,

·, если неправильное.
- Самый верхний ярус леса образован деревьями.
- 4 ярус – это кустарники.
- Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.
- Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.

Проверяем диктант. Каждый ставит себе оценку.

5. Итог урока.

-Что такое лес?
-Сколько ярусов в лесу? Какие?
-Как сохранить наше зелёное царство? (Ковёр идей)













Литература:
1. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2010.
2. Учимся думать и фантазировать: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2010.
3. Электронная энциклопедия “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007 г.” 14СД
4. «Педагогическое творчество» №3/2000 г. стр.10
5. «Начальная школа» №4/2006 г.









13PAGE 15


13PAGE 14315




15