Рабочая программа по русскому языку для СПО


Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области «Борисоглебский техникум промышленных
и информационных технологий»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТАРУССКИЙ ЯЗЫК
для специальности15.02.08 «Технология машиностроения»
2016
Рабочая программа предмета Русский языкразработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004г. №1089

Разработчик:
Винниченко Виктория Витальевна, преподаватель ГБПОУ ВО «БТПИТ»
Рассмотрена общеобразовательной цикловой комиссией

Протокол от «___» _______________ 201_г. № ____
Председатель ц/к _______________ Л.Н. Селиванова

Зав.отделением _______________ Н.А.Страхова
Методист Заместитель директора
по учебной работе
_____________ Е.В.Бабикова_______________ С.С.Прохорова


СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. Паспорт программы предмета 4
2. Структура и содержание предмета 6
3. Условия реализации программы предмета 39
4. Контроль и оценка результатов освоения предмета 40
Паспорт программы
Предмета РУССКИЙ ЯЗЫК__
Область применения программы
Программа предмета является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения»
1.2 Место предмета в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Предмет входит в общеобразовательный цикл
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения предмета
В результате освоения предмета студент должен уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки
зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение: - использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное
и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов,
справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном
виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо:
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;
совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому
взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни
государства.
В результате освоения предмета студент должен знать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма,
культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной,
учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

1.4. Количество часов на освоение программы предмета:
Максимальный объем учебной нагрузки студента – 118 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка –78часов;
самостоятельная работа – 30 часов;
консультации–10 часов
Структура и содержание предмета
2.1. Объем учебной нагрузки и виды учебной деятельности
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 118
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 78
в том числе - уроки 70
- лекции 8
Консультации 10
Самостоятельная работа студента (всего) 30
в том числе -выполнение упражнений по образцу 17
- повторение и закрепление изученного материала с использованием конспекта лекций, учебника 2
- подготовка презентации с элементами исследования с использованием справочников, компьютерной техники, Интернета 1
-составление таблиц 3
- языковой анализ текста 7
Форма промежуточной аттестации: экзамен 2.2 Тематический план и содержание предмета Русский язык
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов Объем часов
Обязательная аудиторная учебная нагрузка Самостоятельная
работа
1 2 3 4
Раздел 1.
Русский язык в современном мире
8 2
Тема 1.1.
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры Содержание учебного материала 1 Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Основные единицы общения. Тема 1.2.
Место и назначение русского языка в современном мире. Содержание учебного материала 1 Связь между происхождением языка и появлением человеческого общества. Значимость языка в жизни человека. Тема 1.3.
Язык – знаковая система. Содержание учебного материала 1 Язык – система. Язык – знаковая система (Естественные знаки – знаки препинания, искусственные знаки – знаки-информанты), языковые знаки. Самостоятельная работа 1
Составление таблицы Тема 1.4.
Единицы языка Содержание учебного материала 1 Единицы языка. Многоярусность системы языка
Тема 1.5
Уровни языка Содержание учебного материала 1 Взаимосвязь единиц и уровней языка.
Тема 1.6
Функции языка Содержание учебного материала 1 Основные функции языка. Тема 1.7
Русский язык: история и современность Содержание учебного материала 1 Влияние на развитие языка изменений в общественной жизни и языковых особенностей.
Понятие историзмов, архаизмов, неологизмов.
Тема 1.8
Русский язык в современном мире
Содержание учебного материала 1 Различение понятий «мертвые» и «живые» языки. Языковые семьи, группы и подгруппы Самостоятельная работа 1
Подготовка презентации с элементами исследования с использованием справочников, компьютерной техники, Интернета на тему «Русский язык в современном мире» Раздел 2.
Литературный язык
10 4
Тема 2.1
Формы существования русского национального языка Содержание учебного материала 1 Понятие «форма языка». Основные понятия. Тема 2.2
Диалекты, просторечие, жаргоны, литературный язык. Содержание учебного материала 1 Формы существования языка. Территориальные диалекты, профессиональные разновидности языка. Самостоятельная работа 1
Выполнение упражнений по теме Тема 2.3
Языковая норма. Содержание учебного материала 1 Понятие «языковой нормы». Нормы литературного происхождения. Самостоятельная работа 1
Выполнение упражнений по теме Тема 2.4
Функции языковой нормы и типы Содержание учебного материала 1 Лексические нормы, морфологические нормы, синтаксические нормы. Вариантность нормы.
Тема 2.5
Литературный язык Содержание учебного материала 1 Основные признаки литературного языка Тема 2.6
Язык художественной литературы. Содержание учебного материала 1 Признаки стиля. Речевые жанры. Языковые средства выражения. Стилевые черты речи. Функции стиля Тема 2.7
Стилистические функции устаревших форм слова. Содержание учебного материала 1 Стилистические особенности историзмов, архаизмов, неологизмов.
Тема 2.8
Синонимия в системе русского языка. Содержание учебного материала 1 Синонимы, их разновидность. Контекстуальные синонимы Самостоятельная работа 1
Выполнение упражнений по теме Тема 2.9
Словари русского языка и лингвистические справочники.
Содержание учебного материала 1 Типы и виды словарей. Лингвистические словари, их разновидности; роль словарей в совершенствовании грамотного письма и говорения. Тема 2.10
Лингвистический анализ текста Содержание учебного материала 1 Этапы выполнения лингвостилистического анализа текста Самостоятельная работа 1
Лингвистический анализ текста Раздел 3.
Лексика и фразеология.
6 3
Тема 3.1
Лексическая система русского языка Содержание учебного материала 1 Понятие лексики, лексемы, лексикологии.Слово в лексическойсистеме языка. Номинативная функция слова. Тема 3.2
Основные лексические единицы Содержание учебного материала 1 Лексическое и грамматическое, прямое и переносное значение слова.
Тема 3.3
Лесика с точки зрения ее употребления Содержание учебного материала 1 Синонимы и их типы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Исконно русские слова и заимствованные слова
Самостоятельная работа 1
Выполнение грамматических упражнений.
Тема 3.4
Лесика с точки зрения ее происхождения Содержание учебного материала 1 Общеупотребительные, диалектные и профессиональные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Тема 3.5.
Фразеология Содержание учебного материала 1 Понятие фразеологии и фразеологизмов. Самостоятельная работа 1
Выполнение упражнений по образцу.
Выявление, объяснение и исправление лексических и фразеологических ошибок. Тема 3.6
Нормативное употребление слов и фразеологизмов
Содержание учебного материала 1 Фразеологизмы, клише и этикетные слова в речи Самостоятельная работа 1
Языковой анализ литературного текста.
Работа с текстом с использованием фразеологических словарей. Раздел 4.
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография 10 5
Тема 4.1
Звуки речи. Фонема, транскрипция. Содержание учебного материала 1 Фонетика как раздел языкознания. Характеристика гласных и согласных букв и звуков. Понятие артикуляции и редукции. Фонетическая транскрипция. Тема 4.2
Фонетические процессы русского языка
Содержание учебного материала 1 Основные фонетические процессы. Понятие артикуляции и редукции. Самостоятельная работа 1
Выполнение упражнений по образцу. Фонетический разбор слов.
Тема 4.3
Соотношение звука и буквы
Содержание учебного материала 1 Понятия графики, алфавита, прописных и прописных букв, фонемы и графемы. Тема 4.4
Орфоэпия. Ударение. Содержание учебного материала 1 Разноместное и подвижное ударение в русском языке. Орфоэпия как раздел языкознания. Самостоятельная работа 1
Выполнение грамматических упражнений
Тема 4.5
Основные нормы современного литературного произношения Содержание учебного материала 1 Произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Самостоятельная работа 1
Выполнение упражнений по образцу. Нахождение и исправление орфоэпических ошибок.
Тема 4.6
Фонема и орфограмма
Содержание учебного материала 1 Понятие орфограммы. Виды орфограмм. Понятие фонемы. Тема 4.7
Принципы русской орфографии Содержание учебного материала 1 Принципы русской орфографии: фонематический, морфологический, традиционный, дифференцирующий. Тема 4.8
Орфографические правила
Содержание учебного материала 1 Правописание ы и и после приставок, правописание букв о и е после шипящих и ц, правописание приставок на з-(с-) и др. Самостоятельная работа 1
Выполнение упражнений по образцу. Тема 4.9
Обобщение и систематизация знаний. Содержание учебного материала 1 Основные понятия фонетики, орфоэпии, графики. Самостоятельная работа 1
Повторение и закрепление изученного материала с использованием конспекта лекции, учебника.
Тема 4.10
Контрольная работа
Содержание учебного материала 1 Фонетический разбор, нахождение и исправление орфоэпических ошибок, правописание.
Раздел 5.
Культура речи 18 4
Тема 5.1
Речевое общение. Содержание учебного материала 1 Основные единицы речевого общения. Речевая ситуация. Речевые взаимодействия Тема 5.2
Компоненты речевой ситуации Содержание учебного материала 1 Основные компоненты речевой ситуации (доказательность и убедительность речи). Основные виды аргументов (логический, психологический). Оценка коммуникативных качеств Самостоятельная работа 1
Составление таблицы по теме Тема 5.3
Диалогическая речь Содержание учебного материала 1 Диалог как форма устной речи. Понятие о диалогическом единстве. Реплики диалога и их функции. Тема 5.4
Виды диалога
Содержание учебного материала 1 Диалогические высказывания разных типов и жанров Самостоятельная работа 1
Выполнение упражнений по теме Тема 5.5
Монологическая речь
Содержание учебного материала 1 Монолог как форма устной речи. Тема 5.6
Типы и жанры монологической речи. Содержание учебного материала 1 Монологические высказывания разных типов и жанров Тема 5.7
Виды чтения
Содержание учебного материала 1 Основные виды чтения (ознакомительно-изучающие, ознакомительно-реферативные и др). Тема 5.8
Текст Содержание учебного материала 1 Признаки текста. Связи предложения в тексте (устная связь: логический повтор, грамматический повтор, семантические и ассоциативные связи; параллельная связь; цепная связь; смешанная). Самостоятельная работа 1
Лингвистический анализ текста Тема 5.9
Закономерности построения текста. Содержание учебного материала 1 Строение текста. Композиция текста. Тема 5.10
Абзац
Содержание учебного материала 1 Функции и строение абзаца, деление текста на абзацы Тема5.11
Типы речи. Повествование. Содержание учебного материала 1 Основные типы речи. Главные особенности повествования. Произведения повествовательного типа Тема 5.12
Описание. Содержание учебного материала 1 Главные особенности описания. Композиция описания.
Тема 5.13
Рассуждение. Содержание учебного материала 1 Отличительные особенности рассуждения. Тезис и аргумент.
Тема 5.14
Речеведческий анализ текста. Содержание учебного материала 1 Анализ текста. Тема 5.15
Тема, микротема. Содержание учебного материала 1 Тема. Микротема Тема 5.16
Переработка текста. Содержание учебного материала 1 Виды переработки текстов (составление плана, тезисов, конспекта)
Тема 5.17
Конспект. Тематический конспект. Реферат Содержание учебного материала 1 Конспект. Тематический конспект. Реферат. Самостоятельная работа 1
Лингвистический анализ текста Тема 5.18
Аннотация. Рецензия. Содержание учебного материала 1 Аннотация, оценка текста. Раздел 6.
Функциональные стили речи. 16 6
Тема 6.1
Научный стиль. Научно-популярный подстиль. Содержание учебного материала 1 Научный стиль речи. Его признаки и разновидности (подстили). Тема 6.2
Научный стиль и его лексические особенности. Содержание учебного материала 1 Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Тема 6.3
Научный стиль и его морфологические и синтаксические особенности. Содержание учебного материала 1 Лексические и синтаксические особенности. Самостоятельная работа 1
Выполнение упражнений по теме. Тема 6.4
Терминологические энциклопедии, словари и справочники Содержание учебного материала 1 Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Тема 6.5
Деловой стиль речи. Содержание учебного материала 1 Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки: назначение, сфера использования Тема 6.6
Виды и жанры официально-делового стиля речи. Содержание учебного материала 1 Виды и жанры, своеобразие лексики, синтаксиса и построение текста. Самостоятельная работа 1
Оформление документов официально-делового стиля, составление текстов публицистического стиля. Тема 6.7
Публицистический стиль речи Содержание учебного материала 1 Особенности публицистического стиля. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. Тема 6.8
Жанры публицистического стиля. Содержание учебного материала 1 Путевой очерк, портретный, проблемный очерк Самостоятельная работа 1
Создание собственного текста в жанре путевых записок или очерка. Тема 6.9
Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Содержание учебного материала 1 Устное выступление. Доклад. Дискуссия: правила деловой дискуссии, требования к её участникам. Тема 6.10
Овладение культурой публичной речи. Содержание учебного материала 1 Композиции публичного выступления, цель вступления, роль заключения. Самостоятельная работа 1
Устное выступление «Нужно ли совершенствовать свою речь?»
Работа с публицистическим текстом, его анализ. Дискуссия. Тема 6.11
Сжатое изложение публицистического стиля с элементами сочинения. Содержание учебного материала 1 Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков. Тема 6.12
Разговорная речь, сферы её использования, назначение.
Содержание учебного материала 1 Разговорная речь, сферы её использования, назначение.
Основные признаки разговорной речи:
Неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма.
Самостоятельная работа 1
Лингвистический анализ текста. Анализировать разговорную речь с точки зрения специфики использования в ней лексических, морфологических, синтаксических средств. Раздел 6.13
Культура разговорной речи. Содержание учебного материала 1 Культура разговорной речи.
Особенности речевого этикета в официальной, научной и публицистической сферах общения. Тема 6.14
Общая характеристика художественного стиля. Содержание учебного материала 1 Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств   других функциональных разновидностей языка. Тема 6.15
Язык как первоэлемент художественной литературы. Содержание учебного материала 1 Язык как первоэлемент художественной литературы. Языковая личность автора в произведении. Подтекст. Самостоятельная работа 1
Лингвистический анализ текста. Тема6.16
Источники богатства и выразительности русской речи. Содержание учебного материала 1 Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Раздел 7. Синтаксис и пунктуация
10 6
Тема 7.1
Словосочетание и его виды. Содержание учебного материала 1 Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Тема 7.2
Простое предложение.
Способы выражения главных членов предложения. Содержание учебного материала 1 Грамматическая основа простого предложения.
Способы выражения главных членов предложения.
Самостоятельная работа 1
Выполнение грамматических упражнений. Тема 7.3
Односоставные и двусоставные предложения. Содержание учебного материала 1 Типы односоставных предложений. Предложения с обобщенным значением. Употребление односоставных предложений в речи. Неполные предложения. Слова-предложения.
Двусоставные предложения. Самостоятельная работа 1
Выполнение грамматических упражнений. Синтаксический разбор предложений
Тема 7.4
Виды осложнения простого предложения
Содержание учебного материала 1 Понятие об осложнении простого предложения. Предложения с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Союзы при однородных членах. Обобщающие слова при однородных членах. Предложения с обособленными членами.
Вводные слова и их употребление в речи, обращения. Тема 7.5
Сложное предложение Содержание учебного материала 1 Сложное предложение как синтаксическая единица. Значение и строение сложного предложения. Средства связи и их роль в сложном предложении. Классификация сложных предложений.
Самостоятельная работа 1
Составление таблицы: «Виды сложных предложений» Тема 7.6
Предложения с прямой речью. Содержание учебного материала 1 Предложения с прямой речью, способы оформления чужой речи, цитирование. Тема 7.7
Принципы и функции русской пунктуации.
Содержание учебного материала 1 Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания. Самостоятельная работа 1
Синтаксический разбор предложений
Тема 7.8
Синтаксическая синонимия как источник богатства русской речи Содержание учебного материала 1 Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи Самостоятельная работа 1
Лингвистический анализ текста. Тема 7.9
Обобщение и систематизация знаний Содержание учебного материала 1 Повторение синтаксиса и пунктуации
Самостоятельная работа 1
Повторение и закрепление изученного материала с использованием конспекта лекции, учебника.
Тема 7.10
Итоговое занятие
Содержание учебного материала 1 Выполнение грамматических и синтаксических упражнений. Всего 78 30

3. Условия реализации программы дисциплины
3.1 Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы дисциплины необходимо наличие:
- учебного кабинета гуманитарных дисциплин

Оборудование учебного кабинета:
- комплект учебно-методической документации;
- методические рекомендации для выполнения самостоятельных работ.
3.2 Информационное обеспечение
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:(http://znanium.com)
Власенков А.И. Русский язык.10-11классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова; Рос.акад.наук, Рос.акад. образования, изд-во «Просвещение». -6-е изд. –М. :Просвещение, 2014. – 287 с.
Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. Учреждений / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А.Чешко. – 4-изд.- М.: Просвещение, 2011.- 368 с.

Дополнительные источники:
Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи: учеб.пособие/ Е.Д. Ващенко. –Изд.4-е – Ростов н /Д: Феникс, 2007. – 349.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. А724 Русский язык и культура речи : учебник для студ. учреж- дений сред. проф. образования / Е.С.Антонова, Т.М. Воите- лева. — 12-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Акаде- мия», 2013. — 320 с

4.Контроль и оценка результатов освоения предмета
Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля
Умения: осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
Устный опрос, выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий.
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления Устный опрос, выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий.
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; Устный опрос, выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий.
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; Устный опрос, выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий, выполнение мини-проектов.
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; Устный опрос, выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий.
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; Выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий.
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; Выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий, выполнение контрольной работы.
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка Выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий.
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; Выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий.
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий, выполнение контрольной работы.
Знания: Выполнение студентами индивидуальных заданий, выполнение мини-проектов.
связь языка и истории, культуры русского и других народов; Выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий.
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; Выполнение индивидуальных заданий.
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; Выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий, выполнение контрольной работы, устный опрос.
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения Работа у доски, выполнение самостоятельных работ.