Рабочая программа по русскому языку и литературе для студентов СПО по специальности Изобразительное искусство и черчение (базовой подготовки)


Министерство образования Республики Саха (Якутия)
ГАПОУ РС (Я) «Намский педагогический колледж имени И.Е.Винокурова»
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора
по учебной работе
Семенова М.И.
«______»_______________2015г.
календарно-тематический план
учебной дисциплины
ОУДП.01. русский язык и литература
На 1-2 семестр 2015-2016 учебного года
количество аудиторных часов на семестр(ы) – 102/94
Специальность Изобразительное искусство и черчение
Очная форма обучения. Курс 1 Группа ИЗО15Б.1, 2
Преподаватель Аввакумова У.А., Овчинникова Г.А.
Максимальное количество учебных часов на учебную дисциплину/междисциплинарному курсу по учебному плану 468 часов
Аудиторных занятий 196 часов
Практических занятий / Лабораторных занятий Самостоятельная работа 78 часов
Составлен в соответствии с рабочей программой, разработанной в 2015 г. на основе федерального государственного образовательного стандарта 2014 г.
Рассмотрен на заседании отделения «Дошкольное образование»
«02» сентября 2015 года
Протокол № 1
Заведующий отделением Эверстова Н.Ю.

Номер урока Наименование темы Кол-во часов по теме Краткое содержание урока Вид занятия Наглядные пособия СРС Уровень усвоения Самостоятельная работа студентов
РАЗДЕЛ 1. ЛИТЕРАТУРА I ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
1-2 Русская литература первой половины XIX века. Обзор культуры. 2 Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства Литературная борьба. Лекция ЭОР 1 3-4 «Чувства добрые» в лирике Пушкина 2 Жизненный и творческий путь великого поэта Гражданские, патриотические мотивы. лирика любви и дружбы, тема поэта и поэзии лирике Пушкина. Лекция\прЭОР Стих А.С.Пушкина наизусть 2 5-6 Роман «Евгений Онегин» - самое задушевное произведение поэта 2 Историческое наследие романа «Евгений Онегин». Особенности жанра и композиции. Лекция ЭОР 1 7-8 Мой Пушкин 2 Письменная работа по творчеству А.С.Пушкина (несколько тем по выбору) Практическое занятие 3 9-10 М.Ю.Лермонтов – обзор фактов жизни и творчества 2 Лекция ЭОР 1 11-12 Поэтический мир Лермонтова. 2 Жизненный и творческий путь Основные мотивы лирики. Лекция, практЭОР 1.2 13-14 2 Анализ поэтического текста (из лирики Лермонтова на выбор). Практическое занятие 2 15-16 Н.В.Гоголь – человек и писатель 2 Жизненный и творческий путь Лекция ЭОР Чтение рассказов «Нос», «Шинель» 1 17-18 2 Рассказы Гоголя «Нос», «Шинель», цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» Лекцияпракт1.2 19-22 4 «Мертвые души» Идейный замысел и композиция. Сюжет. Герои. Лекцияпракт1.2 23-24 2 Сочинение по изученному разделу на заданные темы по выбору. Практическое занятие 3 РАЗДЕЛ 2. ЛИТЕРАТУРА II ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
25-26 Русская литература второй половины XIX века 2 Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе.Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.
Литературная критика. Эстетическая полемика Лекция ЭОР 1 27-28 Жизненный и творческий путь А.Н Островского 2 Жизненный и творческий путь. Социально-культурная новизна драматургии Островского. Лекция ЭОР Чтение драмы «Гроза» 1.2 29-30 Образ Катерины в романе «Гроза» 2 «Гроза». Самобытность замысла, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Образ Катерины. Лекция 2 31-32 Распад и соборность (По роману «Гроза» )2 Позиция автора и его отношение к персонажам. Символика грозы. Лекцияпракт1.2 33-34 2 Литературные критики о главной героине драмы «Гроза». Лекция 1.2 35-36 2 Письменная работа по драме Островского «Гроза» Практическое занятие. 3 37-38 Жизненный и творческий путьА.И.Гончарова2 Жизненный и творческий путь. Лекция ЭОР Чтение романа «Обломов» 1.2 39-40 «И снился мне кондовый сон России…»
(урок-диалог по роману И. А. Гончарова «Обломов») 2 Роман «Обломов»: творческая история, главные герои, идейный замысел романа. Лекция.чтениесхемы 1.2 41-42 «Вся моя биография –вмоих сочинениях». И.С.Тургенев 2 Жизненный и творческий путь Лекция ЭОР Чтение повести «Отцы и дети» 1 43-44 «О вечном примирении и о жизни бесконечной»
(Столкновение временных идеалов и вечной природычеловека как лейтмотив романа «Отцы и дети») 2 Повесть «Отцы и дети». Смысл названия и особенности композиции. Образы главных героев. ЛекцияпрактЭОР 1.2 45-46 Тема нравственности и любви в романе «Отцы и дети» 2 Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Лекция ЭОР 1.2 47-48 2 Письменная работа по повести Тургенева «Отцы и дети» Практическое занятие 3 49-50 "О, вещая душа моя!" Биография Ф.И. Тютчева 2 Жизненный и творческий путь Лекция эор1 51-52 Философичность как основа лирики поэта 2 Философичность как основа лирики поэта. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. ЛекцияпрактЭОР стих Ф.И.Тютчева наизусть 1.2 53-54 А.А.Фет: поэт и личность 2 Жизненный и творческий путь Лекция ЭОР 1 55-56 Поэзия как выражение идеала и красоты 2 Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета. ЛекцияпрактЭОР стих А.А.Фета наизусть 1.2 57-58 Жизненный и творческий путь Н.А.Некрасова 2 Жизненный и творческий путь Лекция ЭОР 1 59-60 Жанровое своеобразие лирики Некрасова. 2 Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. ЛекцияпрактЭОР Чтение поэмы «Кому на Руси жить хорошо» 1.2 61-62 Нравственная проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо» 2 «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, жанр, композиция, сюжет. Нравственная проблематика поэмы. Лекцияпракт1.2 63-64 Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века. 2 Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века. Многообразие крестьянских типов. Образ народного заступника Гриши Добросклонова. Образ женщины в поэме. Лекцияпракт1.2 65-66 «По страницам жизненного пути» Н.С.Лесков 2 Жизненный и творческий путь Лекция ЭОР Чтение повести «Очарованный странник» 1 67-68 Концепция народного характера в повести «Очарованный странник».
2 Повесть «Очарованный странник».
Особенности сюжета повести. Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Смысл названия повести. Лекция 1.2 69-70 М.Е.Салтыков- Щедрин. Штрихи к портрету 2 Жизненный и творческий путь Лекция ЭОР 1 71-74 Власть и народ в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города" 4 Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Лекцияпрактсхемы Чтение «История одного города». 1.2 75-76 Уж не пародия ли?" Прием пародии в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина 2 «История одного города». Своеобразие писательской манеры и типизации Салтыкова-Щедрина. Лекция 1.2 77-78 2 Письменная работа на заданную тему по выбору. Практическое занятие 3 79-80 Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского 2 Жизненный и творческий путь Лекция ЭОР Чтение романа «Преступление и наказание» 1 81-82 Социально-нравственная проблематика романа «Преступление и наказание» 2 «Преступление и наказание»: своеобразие жанра. Социально-нравственная проблематика. Отображение русской действительности в романе. ЛекцияпрактЭОР 1.2 83-84 Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. 2 Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. ЛекцияпрактЭОР 1.2 85-86 Четвертый крест
(«Проклятые вопросы» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)2 Символические образы в романе. Образ Родиона Раскольникова. Образ Сонечки Мармеладовой. Страдание и очищение в романе. Лекция анализ ЭОР 1.2 87-88 Очерк жизни и творчества Л.Н.Толстого 2 Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя. Лекция ЭОР Чтение романа «Война и мир» 1 89-90 Центральные идеи и образы в романе «Война и мир» 2 Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие и особенности композиционной структуры. ЛекцияпрактЧтение романа «Война и мир» 1.2 91-92 «Мысль семейная» в романе 2 «Мысль семейная» в романе: образы главных героев, их духовные искания (Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова) Лекцияпрактсхемы Чтение романа «Война и мир» 2.1 93-94 Проблема народа и личности в романе 2 «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Наполеон и Кутузов. Картины Отечественной войны 1812г. Лекцияпракт1.2 95-96 Личность и творчество А.П.Чехова 2 Жизненный и творческий путь. Лекция 1 97-98 «Маленький человек» в произведениях А.П. Чехова 2 Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов. Рассказы «Палата №6», «Человек в футляре», «Крыжовник». Новаторство Чехова. ЛекцияпрактЧтение комедии «Вишневый сад». 1.2 99-100 А.П. Чехов "Вишневый сад". "Весь смысл и драма человека внутри…" 2 Драматургия Чехова. Комедия «Вишневый сад» - вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Лекцияпракт1.2 101-102 2 Итоговое сочинение по курсу русской литературы XIX века Практическое занятие 3 102 Номер урока Наименование темы Кол-во часов по теме Краткое содержание урока Вид занятия Наглядные пособия Задание на дом Уровень усвоения Самостоятельная работа студентов
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Раздел 1. Язык и речь
Тема 1.1. Язык как система знаков. Основные уровни языка
1-2 Тема 1.1.Язык как система знаков. Основные уровни языка 2 Язык как система знаков. Понятие языкового знака. Единицы языка. Связь языка и мышления. Структура языка. Уровневая организация языка Комбиниро-ванный урок Компьютерная презентация 1 3-4 Тема 1.1.Язык как система знаков. Основные уровни языка 2 Языковые категории и уровни. Парадигматические, синтагматические и гипонимические отношения между единицами разных уровней Комбиниро-ванный урок Компьютерная презентация 2 Выполнение конспекта «Связь языка и мышления»
Тема 1.2. Понятие речевой коммуникации, виды речевой деятельности
5-6 Тема 1.2. Понятие речевой коммуникации, виды речевой деятельности 2 Соотношение языка и речи. Виды и типы речи. Речь устная и письменная. Речь внутренняя и внешняя Комбиниро-ванный урок Компьютерная презентация 2 7-8 Тема 1.2. Природа и основные свойства цвета. 2 Речь как деятельность. Модель речевого действия. Понятие речевого контекста Комбиниро-ванный урок Компьютерная презентация 2 Подготовка доклада «Возникновение письменности. Первые алфавиты»
Раздел 2.1. Общенародный язык и его разновидности
Тема 2.1. Язык как средство общения и формы существования национальной культуры
9-10 Тема 2.1. Язык как средство общения и формы существования национальной культуры 2 Основные формы существования языка: литературный язык, его особенности, происхождение и развитие, территориальные диалекты и их особенности, просторечие и признаки просторечия, жаргоны Практическая работа Компьютерная презентация 2 Написание небольшого рассуждения о русском языке на тему «Зачем необходимо знать русский язык?»
Тема 2.2. Русский язык в современном мире
11-12 Тема 2.2. Русский язык в современном мире 2 Мертвые, живые языки. Языковые семьи-группы, подгруппы Практическая работа Компьютерная презентация 2 Раздел 3. Орфоэпические и орфографические нормы русского литературного языка
Тема 3.1. Слог, ударение, орфоэпическая норма, книжный и разговорный стили произношения
13-14 Тема 3.1. Слог, ударение, орфоэпическая норма, книжный и разговорный стили произношения 2 Акцентологические нормы русского литературного языка: особенности русского ударения, ударение в различных формах слов. Нормы произношения звуковых сочетаний: ЧН, ТЕ/ТЭ (ДЕ/ДЭ и пр.), Е/Ё после согласных под ударением и пр. Комбиниро-ванный урок Компьютерная презентация Составление анализа орфоэпического словаря русского языка 2 Расстановка ударений в словах. Чтение диалога с правильным произнесением подчеркнутых слов
Тема 3.2. Принципы русской орфографии, фонемные правила
15-18 Тема 3.2. Принципы русской орфографии, фонемные правила 4 Основные правила русской орфографии: обозначение фонем графическими знаками; слитное, дефисное, раздельное написание слов Комбиниро-ванный урок Компьютерная презентация Определение орфограммы в словах. Объяснение правил написания орфограмм, составление словосочетаний, вставляя пропущенные буквы 2 Ответы на вопросы: 1. Зачем существует орфография? 2. Кто «придумал» орфографические правила? 3. Назовите как можно больше орфографических правил, связанных с разными частями речи: корнем, приставкой, суффиксом, интерфиксом, окончанием
Тема 3.3. Правописание букв Е и О после шипящих и Ц, правописание Ы и И,
корни с чередованием О-А, Е-И
19-22 Тема 3.3. Правописание букв Е и О после шипящих и Ц, правописание Ы и И, корни с чередованием О-А, Е-И 4 Таблица правописания орфограмм Практическая работа Компьютерная презентация Выполнение упражнений с использованием правил 2 Тема 3.4. Правописание приставок на з- (с-), буквы Ъ и Ы после приставок
23-24 Тема 3.4. Правописание приставок на З- (с-), буквы Ъ и Ы после приставок 2 Таблица правописания орфограмм Практическая работа Компьютерная презентация Выполнение упражнений с использованием правил Анализирование орфографического словаря русского зяыкаРаздел 4. Стилистика
Тема 4.1. Функциональные стили русского литературного языка
25-28 Тема 4.1. Функциональ-ные стили русского литературного языка
4 Стили речи. Научный стиль речи, его характерные черты; терминосистемы в научном стиле речи. Официально-деловой стиль, его характерные черты; деловая документация; понятие «клише», «формуляр» в официально-деловом стиле речи. Публицистический, литературно-художественный стили. Разговорный (сниженный) стиль; характерные черты разговорного стиля
Практическая работа Практическая работа Компьютерная презентация 10 Составление делового письма
Раздел 5. Лексика и фразеология
Тема 5.1. Лексическое и грамматическое, прямое и переносное значение слова
29-32 Тема 5.1. Лексическое и грамматическое, прямое и переносное значение слова. Метафора и метонимия как выразительные средства языка
4 Лексика исконная и заимствована (интернационализмы, варваризмы, экзотизмы и их употребление). Полисемия; прямое и переносное значение слова. Метафора и метонимия Практическая работа Компьютерная презентация 2 Устранение ошибок, вызванных нарушением лексической сочетаемости слов. Составление стилистической правки предложений
33-36 Тема 5.2. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, понятие антитезы. Активный и пассивный словарный запас 4 Синонимия. Антонимия. Паронимия. Тропы и фигуры речи. Лексика активная и пассивная (историзмы, архаизмы, неологизмы) Практическая работа Компьютерная презентация 2 Подбор омонимов, омоформ, омофонов, омографов к словам. Употребление их в контексте. Подбор несколько синонимов к словам. Составление словосочетания. Составление предложения или словосочетания с паронимами
Тема 5.3. Фразеологические средства русского литературного языка
37-40 Тема 5.3. Фразеологиче-ские средства русского литературного языка 4 Понятие фразеологизма. Виды фразеологизмов. Стилистическая окрашенность фразеологизмов и употребление их в речи Практическая работа Компьютерная презентация 2 Исправление искажений в связи с употреблением фразеологизмов, их устранение
Раздел 6. Речевая норма и культура речи
Тема 6.1. Коммуникативные качества речи
41-44 Тема 6.1. Коммуникатив-ные качества речи 4 Понятие речевой нормы. Коммуникативные качества речи: правильность, коммуникативная целесообразность, точность, логичность, ясность и понятность, чистота, богатство и разнообразие, эстетичность, выразительность, уместностьПрактическая работа Компьютерная презентация 2 Произведение лингвостилистического анализа текста
Раздел 7. Грамматические нормы русского литературного языка
Тема 7.1. Грамматические нормы в области морфологии. Имя существительное
45-48 Тема 7.1. Грамматические нормы в области морфологии. Имя существитель-ное4 Группы существительных по значению, категория одушевленности, неодушевленности, род, число, склонение, падеж существительных, правописание существительныхПрактическая работа Компьютерная презентация 2 Конспектирование темы «Словообразование существительных»
Тема 7.2. Имя прилагательное
49-52 Тема 7.2. Имя прилагательное 4 Разряды прилагательных по значению, степени сравнения, склонение качественных и относительных прилагательных, словообразование, правописание прилагательных Практическая работа Компьютерная презентация 2 Произведение морфологического разбора имени прилагательного
Тема 7.3. Имя числительное
53-56 Тема 7.3. Имя числительное 4 Морфемный состав числительных, склонение, разряды числительных по значению, правописание числительных с Ь. Практическая работа Компьютерная презентация 2 Замена цифр соответствующими числительными. Раскрытие скобок, употребив существительные в нужной падежной форме
Тема 7.4. Местоимение
57-62 Тема 7.4. Местоимение 6 Разряды местоимений, грамматические разряды: личные, возвратные, вопросительные, относительные, неопределенные, притяжательные, указательные, определительные, отрицательныеПрактическая работа Компьютерная презентация 2 Работа с текстом. Определение разряда в местоимениях
Тема 7.5. Глагол
63-70 Тема 7.5. Глагол 8 Морфологические формы глагола, вид, наклонение, время, лицо, спряжение глагола. Глагольные формы: причастие и деепричастие Практическая работа Компьютерная презентация 2 Морфологический разбор причастия и деепричастия
Тема 7.6. Наречие
71-74 Тема 7.6. Наречие 4 Разряды наречий по значению, роль наречий в предложении, степени сравнения, словообразование, правописание наречий Практическая работа Компьютерная презентация 1, 2 Устранение ошибок, связанных с употреблением частей речи
Тема 7.7. Служебные части речи
75-78 Тема 7.7. Служебные части речи 4 Предлог: разряды по значению, по структуре, по происхождению, по значению и грамматическим функциям, правописание союзов. Частицы: разряды по структуре и значению, правописание частиц Практическая работа Компьютерная презентация 1, 3 Конспектирование темы «Морфологический разбор предлогов, союзов, частиц». Произведение разбора по одному примеру
Тема 7.8. Нормы в области синтаксиса: словосочетание, простое предложение
79-82 Тема 7.8. Нормы в области синтаксиса: словосочетание, простое предложение 4 Виды связи словосочетаний, смысловые отношения, предложения по цели высказывания, эмоциональная окраска предложений, структура простого предложения, односоставные предложения Практическая работа Компьютерная презентация 2 Конспектирование темы «Обособленные члены предложения»
83-88 Сложные предложения 6 Виды СП Практическая работа Компьютерная презентация 2 Раздел 8. Совершенствование навыков устной речи
Тема 8.1. Техника речи
89-92 Тема 8.1. Техника речи 4 Основные приемы улучшения устной речи. Техника речи. Основные приемы улучшения скорости чтения, понимания прочитанного, восприятия услышанного. Основные виды письменной речи (описание, повествование, рассуждение). Порядок слов в предложении. Конспектирование, реферирование Практическая работа Компьютерная презентация 3 Рассмотрение особенностей устной и публичной речи
Тема 8.2. Этический аспект культуры речи
93-94 Тема 8.2. Этический аспект культуры речи 2Этический аспект культуры речи. Понятие речевого этикета, этикетной ситуации. Использование этикетных формул в различных ситуациях Практическая работа Компьютерная презентация 1, 2 Этикет проведения диспута. Этикетные нормы общения
94