Рабочая программа по русскому языку (для основной профессиональной образовательной программы СПО)


Министерство образования Республики Башкортостан
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Башкирский колледж архитектуры, строительства и коммунального хозяйства
Рабочая ПРОГРАММа
общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык и литература. Русский язык

1,2 курс
на базе основного общего образования
2015г.
Рассмотрено на
Заседании ПМК
« 03 » сентября 2015
Протокол № 1
Рассмотрено на заседании
Методического совета ГАПОУ БАСК
« 08 » сентября 2015
Протокол № 76
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» разработана в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259).)и на основе примерной программы «Русский язык и литература. Русский язык», рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол №3 от 21 июля 2015г., регистрационный номер рецензии 371 от 23 июля 2015г. ФГАУ «ФИРО»)
Организация-разработчик: ГАПОУ Башкирский колледж архитектуры, строительства и коммунального хозяйства
Разработчик: Наумова Элла Викторовна, преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12
условия реализации учебной дисциплины
18
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
21
1. паспорт РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена и является частью базовой основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по следующим специальностям технического профиля:
08.01.07 Мастер общестроительных работ
08.01.06 Мастер сухого строительства
08.01.14 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования
15.01.05 Сварщик
23.01.03 Автомеханик
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общий образовательный цикл для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программ подготовки специалистов среднего звена (ППКРС) на базе основного общего образования.
Содержание программы «Русский язык и литература. Русский язык» направлено на достижение следующих целей:
совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведче- ской);
совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование различных видов компетенций:
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.
Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
личностных:
воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
метапредметных:
владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
предметных:
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Содержание учебной дисциплины « Русский язык и литература. Русский язык»
ВведениеЯзык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
Практические занятия
Освоение общих закономерностей лингвистического анализа.
Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как науке и анализу методов языкового исследования.
1. Язык и речь. Функциональные стили речиЯзык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.
Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официальноделового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.
Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.
Лингвостилистический анализ текста.
Практические занятия
Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи.
Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу).
Анализ структуры текста.
Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста.
Освоение видов переработки текста.
Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.
Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую.
Фонетика, орфоэпия, графика, орфографияФонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.
Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-. Правописание и/ы после приставок.
Практические занятия
Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка.
Сопоставление устной и письменной речи.
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.
Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова.
Наблюдение над выразительными средствами фонетики
Лексикология и фразеологияСлово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы).
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.
Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексикофразеологический разбор.
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
Практические занятия
Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц — выведение алгоритма лексического анализа.
Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления.
Лексический и фразеологический анализ слова.
Подбор текстов с изучаемым языковым явлением.
Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики.
Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему.
Морфемика, словообразование, орфографияПонятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.
Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.
Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- / пре-. Правописание сложных слов.
Практические занятия
Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте.
Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами.
Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования.
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.
Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной структуры.
Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами.
Морфология и орфографияГрамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода.
Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.
Глагол. Грамматические признаки глагола.
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола.
Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.
Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.
Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.
Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.
Морфологический разбор наречия.
Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.
Служебные части речи
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.
Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.
Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.
Практические занятия
Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора.
Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте.
Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи.
Сопоставление лексического и грамматического значения слов.
Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи обучащихся.
Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения; использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям речи.
Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи.
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.
Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами.
Синтаксис и пунктуацияОсновные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).
Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.
Односоставное и неполное предложение.
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.
Односложное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.
Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.
Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.
Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
Практические занятия
Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития.
Наблюдение над существенными признаками словосочетания.
Особенности употребления словосочетаний.
Синонимия словосочетаний.
Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения; использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения.
Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании.
Сопоставление устной и письменной речи.
Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 200 часов , в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 134 часов;
самостоятельной работы обучающегося 66 часов.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 200
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 134
в том числе: практические занятия 99
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 66
в том числе: Разработка индивидуальных проектов
Создание слайд – презентации, проектов 33
33
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2.1 Тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык и литература. Русский язык
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
Введение Язык как средство общения. Язык и общество. Язык как система. Язык и культура. 2 4
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи Раздел 1.
Язык и речь. Функциональные стили речи. Содержание учебного материала 22 1-3
Язык и речь. Виды речевой деятельности.
Вводная контрольная работа. Диктант
Речевая ситуация и ее компоненты.
Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования
Научный стиль речи
Основные жанры научного стиля. Доклад.
Основные жанры научного стиля. Статья.
Основные жанры научного стиля. Сообщение и др.
Официально-деловой стиль речи, его признаки и назначение
Жанры официально-делового стиля. Заявление, расписка.
Жанры официально-делового стиля. Доверенность
Жанры официально-делового стиля. Резюме
Публицистический стиль речи, его назначение. Основы ораторского искусства
Основные жанры публицистического жанра
Художественный стиль речи.
Художественный стиль речи, его основные признаки
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста.
Информационная переработка текста. Абзац как средство смыслового членения текста.
Тема, основная мысль текста
Функционально-смысловые типы речи .Лингвостилистический анализ текста. Контрольная работа. 22 Практические занятия Составление текста на свободную тему (рассуждение),
Работа над оформлением основных документов официально-делового стиля,
Работа с текстами научного стиля,
Работа с текстами художественного стиля Самостоятельная работа обучающихся 8 Выполнение проекта о функциональных стилях речи.
Составление слайд-презентации, реферата «Жанры официально-делового стиля» Раздел 2. Лексика и фразеология Раздел 2.
Лексика и фразеология. Содержание учебного материала 13 1-3
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения языка.
Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и их употребление.
Исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы.
Лексика с точки зрения ее употребления
Нейтральная лексика, книжная лексика
Жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы
Терминологическая лексика. Профессионализмы
Архаизмы, неологизмы, историзмы. Особенности русского речевого этикета
Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова.
Афоризмы. Лексические и фразеологические словари.
Лексические нормы. Лексико-фразеологический разбор.
13 Практические занятия Работа со словарями .Контрольная работа. Изложение
Выполнение упражнений на определение фразеологического оборота в тексте
Работа по обогащению лексики. Самостоятельная работа обучающихся 8 Составление рассказа с употреблением фразеологических оборотов.
Выполнение проекта «История возникновения фразеологических оборотов». Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика , орфография
Раздел 3.
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография Содержание учебного материала 17 1-3
Фонетические единицы. Звук и фонема
Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука.
Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения.
Произношение гласных и согласных звуков
Употребление буквы ь
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.
Правописание О/Ё после шипящих и Ц
Правописание И – Ы после приставок
Правописание приставок на З - / С 17 Практические занятия Изучение лекционного материала,
Фонетический разбор слов. тестирование,
Работа с орфографическим словарем. Самостоятельная работа обучающихся 8
Слайд-презентация « Фонетика и орфография». Проект « Орфоэпия»
Раздел 4.Морфемика,словообразование,орфография Раздел 4.
Морфемика, словообразование, орфография Содержание учебного материала 14 Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем
Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.
Способы словообразования.
Словообразование знаменательных частей речи.
Особенности словообразования профессиональной лексики
Словообразовательный анализ.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов.
Правописание приставок ПРИ- / ПРЕ-. Правописание сложных слов
Контрольный диктант 14 1-3
Практические занятия Работа со словообразовательным и орфографическим словарями. Самостоятельная работа обучающихся 8 Индивидуальный проект. Защита. Презентация Раздел 5.Морфология и орфография (2курс) Раздел 5.
Морфология и орфография Содержание учебного материала 19 1-3
Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных
Склонение имен существительных. Правописание сложных существительных
Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных
Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных
Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений
Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами
Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом
Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом
Грамматические признаки наречия Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов –омонимов
Отличие слов категорий состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи 19 Практические занятия Работа со словарями. Изучение лекционного материала.Выполнение упражнений. Самостоятельная работа обучающихся 8 Слайд-презентации
Раздел 6. Служебные части речи Раздел 6.
Служебные части речи. Содержание учебного материала 17 1-3
Правописание предлогов. Отличие производных предлогов от слов-омонимов.
Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др
Правописание союзов
Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов
Употребление союзов в простом и сложном предложении
Правописание частиц.
Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи
Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями
17 Практические занятия Подготовка взаимодиктантов по служебным частям речи.
Выполнение упражнений. Самостоятельная работа обучающихся 8
.Выполнение презентации. Индивидуальный проект. Защита.
Раздел 7.Синтаксис и пунктуация Раздел 7.
Синтаксис и пунктуация.. Содержание учебного материала 30 1-3
Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Виды связи слов в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласования сказуемого с подлежащим
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения
Односоставное и неполное предложения.
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого
Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Уточняющие члены предложения
Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Знаки препинания при обращении
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге
Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи
Контрольный диктант 30 Практические занятия подготовка к контрольной работе,
индивидуальные задания, рассчитанные на конструирование предложений. Самостоятельная работа обучающихся 18 Слайд-презентации.Защита проектов. Всего: 200 3. Условия реализации учебной дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература»
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска классная трехсторонняя;
- аудио- и видеотека;
- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык»»;
- стенды по тематике разделов дисциплины.
Технические средства обучения:
- мультимедиа проектор;
- музыкальный центр;
- телевизор, DVD-проигрыватель;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная для обучающихся
Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. — М., 2014.
Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. — М., 2014.
Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2014.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2014.
Дополнительная для обучающихся
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2014.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014
Для преподавателей
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Английский язык».Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., Регистрационный номер рецензии 371 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования»Воителева Т.М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2010.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. — М., 2010.
Пахнова Т.М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. — М., 2011.
СловариГорбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2001.
Иванова О.Е., Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В.Виноградова / под ред. В.В. Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2004.
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
Интернет-ресурсыwww.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме). www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознания www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).
www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе). www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru) www.metodiki.ru (Методики). www. posobie. ru (Пособия).
www. it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).
www.prosv. ru/umk/konkurs/info. aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель — учителю» издательства «Просвещение»).
www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка).www.slovari.ru/dictsearch (Словари. ру).
www.gramota.ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты). www. gramota. ru (Справочная служба).
www.gramma.ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы).
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Контроль осуществляется на основе выставления отметок по пятибалльной шкале.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Знание:
- языковых норм литературного языка,
- культуры речи,
- основных единиц и уровней языка. Оценка редакторской работы текста.
Оценка тестирования.
Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: сообщений.
Оценка результатов индивидуального и группового опроса в устной форме.
Оценка подготовки слайд- презентаций ,проектных работ.
Умение:
- определять требования к литературному языку,
- правильного владения основами культуры речи,
- различать основные единицы и уровни языка. Знание:
орфоэпических, лексических, грамматических и пунктуационных норм речевого поведения Оценка диктантов.
Оценка тестирования.
Оценка сочинений.
Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: рефератов.
Оценка результатов индивидуального и группового опроса в устной форме.
Оценка подготовки слайд- презентаций ,проектных работ
Умение:
правильно применять в практике общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка. Знание:
орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка. Оценка работы с карточками.
Оценка тестирования.
Оценка контрольных работ.
Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: докладов и рефератов. Оценка результатов индивидуального и группового опроса в устной форме.
Оценка подготовки слайд- презентаций ,проектных работ
Умение:
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. Итоговый контроль
Экзамен