Конспект урока по окружающему миру на тему Лес и его обитатели 3 класс


Технологическая карта открытого урока окружающего мира по УМК «Перспективная начальная школа»
учителя начальных классов
ЧОУ «Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского»
Черемисиной Юлии Викторовны
Дата:
Предмет: окружающий мир
Класс 3
Тема урока: «Лес и его обитатели»
Учебник и учебные пособия:
для учителя: 1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. 2 ч. 144с. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.
2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
для обучающегося: .Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. 2 ч. 144 с. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.
Цели урока:
познавательные УУД:
- начать знакомство с лесом как с природным сообществом;
- обобщить и систематизировать знания о лесе;
- сравнивать свои возможности и возможности сквозных героев (Кости Погодина)
- учить искать и выделять необходимую информацию в тексте;
- учить устанавливать причинно-следственные связи на основе микроисследований:
- описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
- использовать словарь учебника;
личностные УУД:
- работать над развитием учебных и познавательных мотивов;
- работать над формированием рефлексивного отношения к учёбе;
регулятивные УУД:
- учить ставить цели предстоящей работы;
- учить различать учебные задания разного типа;
- учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль;
- учить оценивать себя и своих товарищей;
коммуникативные УУД:
- совершенствовать умение работать в паре, в группе;
- учить осуществлять учебное сотрудничество;
- учиться работать в роли консультантов, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания;
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, плакат с изображением дерева, листочки для рефлексии, аудиозапись «Звуки леса», окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А.. - М.: Академкнига/ Учебник, 2013.-Ч.2. 144, толковый словарь Ожегова С.И и Шведова Н.Ю, Красная книга Новосибирской области: Животные, растения и грибы, Зеленая книга Сибири: Редкие и нуждающиеся в охране растительные сообщества.
№ Этап урока
Метод и приемы слайды Содержание урока. Деятельность учителя. Деятельность ученика УУД
1. Орг. момент
Ребята вы готовы к уроку?На вас надеюсь я друзья!Мы хороший дружный класс,Всё получится у нас!
Слушать учителя.
Р: принимают и сохраняют уч. задачу
2. Мотивационный
Слов.: определение темы и цели урока. 2 ,3 -Послушайте песню (звуки леса)
- Чью песню вы услышали? (птиц)
- Где больше всего живёт птиц? (в лесу)
- Ребята, определите тему урока (Лес – и его обитатели.)
- Откройте учебник с.43 и сравним тему урока, которую вы определили.
- Какие цели урока мы поставим.
Формулируют тему и цель урока. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.
П:Обобщают.
3. Актуализация знаний
Уст.: фронтальная беседа
Постановка учебной задачи и её решение
Слов.: фронтальная беседа.
Практ.: исследование и наблюдение
4.
5.
6.
7. -Что такое лес? Лес – это особое сообщество жизни на Земле. Это: деревья, травы, кустарники, поляны, просеки, опушки, грибы, лишайники, лесные звери и птицы, лесные запахи, голоса, даже солнечные зайчики и лесное эхо!
стр. 43 учебник (вопросы в учебнике)
- О каких растениях и животных леса ты знаешь из книг? 
- Какие леса же есть в нашем крае? - Это тайга,  смешанный лес или лиственный лес? (сноска на словарик)
- Наша Новосибирская область - расположена в зонах южной тайги, смешанных лесов и лесостепи.
На севере области - заболоченная тайга (пихта, ель, сосна, кедр с примесью березы, осины, редко лиственницы); южнее - лиственные леса и типичная лесостепь с березовыми колками и сосновыми борами.
-Какие растения встречаются в наших лесах?
- Животные?
-А как нужно себя вести в лесу? (правила)
- Обратите внимание на Зеленую книгу Сибири, где представлены редкие и нуждающиеся в охране растительные сообщества.
-А это Красная книга Новосибирской области, в неё внесены названия редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.
Вывод: Лес-это наше богатство! Берегите природу!
Лес нередко называют «царством деревьев». Почему? Что сказано в учебнике? (Читают текст на с. 43-44) Что такое лишайники? Найдите определение в словаре. Как деревьям удается жить рядом и не мешать друг другу?
- К нам в гости пришёл мальчик. А кто это? (Костя Погодин). Что можете рассказать о нем?
- Прочитайте в учебнике на с. 44, что заметил Костя Погодин? Кто согласен с ним поднимите руку. Что об этом сказано в учебнике?
- Рассмотрите рисунок на с. 44, что вы можете сказать? Прочитаем в учебнике и узнаем, какие деревья, какой ярус занимают.
 - Комментированное чтение. Презентация «Какие деревья живут на разных ярусах»
Верхний ярус – высокие деревья – светолюбивые.
Дуб, липа, берёза, клён, осина, сосна, ель.
Ниже – Низкорослые деревья – теневыносливые.
Рябина, черёмуха, ива.
Третий ярус – кустарники.
Малина, калина, жимолость, орешник, шиповник, крушина.
Ниже кустарников – кустарнички черники, брусники и травы – ландыш, кислица.
Самый нижний ярус - мхи и лишайники.
- Что помогает растениям жить рядом, не мешая друг другу.( ярусность ) Слушать учителя, Отвечать на вопросы учителя.
Исследовать почву; отвечать на вопросы учителя.
Отвечать на вопросы учителя, пользуясь материалом учебника.
Отвечать на вопросы учителя,
пользуясь материалом учебника.
Читать параграф.
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. ВысказыванияР.: осмысляют учебный материал.
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания
П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.
4. Физминутка8. Ветер дует нам в лицо. (помахать руками на лицо) Закачалось деревцо. (покачаться из стороны в сторону) Ветер тише, тише, тише. (присесть, помахать руками вверх-вниз) Деревцо всё выше, выше. (потянуться вверх)
Выполнять движения из физминутки5.
6. Слов.: фронтальная беседа.
Практ.: исследование и наблюдение за обитателями леса
Рефлексия учебной деятельности на уроке 9-14.
15-16. - Как люди в большом доме живут, так и животные в лесу проживают на разных “этажах” и квартирах, в зависимости от того, чем они питаются и где находят себе укрытия.
 с. 47-48
Работа в группах.
Группа №1 – животные леса: верхний ярус
Группа №2 – животные леса: средний ярус
Группа №3 – животные леса: нижний ярус
Группа №4 – животные леса: лесная подстилка и почва
План работы в группах (на экране)
Прочитать текст учебника на стр.47 – 48.
Выписать из текста животных леса своего яруса.
Подготовиться к ответу у доски.
-На прошлом уроке я попросила вас поискать в словаре С.И. Ожегова определение слова «сообщество». (Сообщество-группа растительных или животных организмов, живущих вместе.)
- Закончите предложения
Раньше я не знал(а), а теперь знаю, что…»
«Я работал(а) на уроке с … настроением, потому что …»
«Я …доволен(льна) собой, потому что …»
«Я хочу похвалить…» …
-А вот успех урока я бы хотела определить сейчас с помощью вот этих листочков, которыми предлагаю украсить это дерево
Листок зелёного цвета скажет нам о том, что урок понравился, доволен своей работой.
Листок жёлтого цвета – урок понравился, не совсем доволен своей работой.
Листок красного цвета – урок неинтересный, не доволен своей работой.
Таким образом, дерево “оживает”.
- Спасибо за урок, урок окончен!
Работать по учебнику в группах
Делают выводы К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.
П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.
Дополнительная литература:
Зеленая книга Сибири : редкие и нуждающиеся в охране растит. сообщества / под ред. И.Ю. Коропачинского ; Рос. акад. наук. Сиб. отд-ние, Центр. сиб. ботан. сад, Рос. фонд фундам. исследований. – Новосибирск : Наука. Сиб. издат. фирма РАН, 1996. – 397 с. :
Красная книга Новосибирской области/ Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области. - 2-е изд. - Новосибирск: Арта, 2008. - 528 с.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.ОО:Темп,2010. – 874 с.