Рабочая программа по русскому языку для спо


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК
_________________________________________________________________
(код и наименование специальности /профессии, специальностей/ профессий, группы специальностей/ профессий)
____________________________БАЗОВЫЙ_____________________________
(уровень образования)
Составлена в соответствии с
Федеральным государственным
образовательным стандартом
по специальности среднего
профессионального образовании
110809 « Механизация сельского хозяйства »
270831 «Строительство автомобильных дорог и аэродромов» 120701 «Землеустройство»
120714 « Земельно – имущественные отношения »
250110 «Лесное и лесопарковое хозяйство»
280104 «Природоохранное обустройство__территорий»
(код и наименование специальности)
Организация-разработчик:
Составитель:____Пашигорева Ю.Ю.
(подпись,ФИО)

Одобрена на заседании
предметно-цикловой комиссии
_____________________________
(№ протокола, дата)
Председатель ПЦК_____________
_____________________________
(подпись, ФИО)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации учебной дисциплины
20
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
22
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
русский язык и культура речи
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 110809 « Механизация сельского хозяйства », 270831 «Строительство автомобильных дорог и аэродромов», 120701 «Землеустройство», 120714 « Земельно – имущественные отношения », 250110 «Лесное и лесопарковое хозяйство», 280104 « Природоохранное обустройство территорий».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка;
- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;
- обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка;
- пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные составляющие языка, устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи;
- понятие о нормах русского литературного языка;
- основные фонетические единицы и средства языковой выразительности;
- орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии;
- лексические нормы; использование изобразительно - выразительных средств;
- морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке;
- основные единицы синтаксиса; русскую пунктуацию;
-функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей;
- структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста;
- функционально- смысловые типы текстов;
- специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи;
- жанровую дифференциацию и отбор языковых средств в публицистическом стиле, особенности устной публичной речи.
- сфера функционирования публицистического стиля, жанровое разнообразие;
- языковые формулы официальных документов;
- приемы унификации языка служебных документов;
- правила оформления документов;
- основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 78
в том числе: практические занятия 12
контрольные работы 1
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 39
в том числе: 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
№1 Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.
№2 Книжная и разговорная разновидности литературного языка.
№3.Подготовка реферата: Язык и его функции.
№4. Подготовка реферата:Русский язык в современном мире.
№5.Подготовка реферата: Культура речи.
№6. Подготовка реферата: Нормы русского языка.
№7.Исследовательская работа: Язык и культура речи.
№8. Определение четырех видов речевой деятельности.
№9. Определение ключевых слов текста.
№10. Определение функциональных стилей речи.
№11. Лингвостилистический анализ текста.
№12. Определение лексического и грамматического значений слова.
№13. Определение синонимов, антонимов, паронимов и многозначных слов.
№14. Понятие антитезы.
№15. Исконно русская и заимствованная лексика. Сферы её употребления.
№16. Активный и пассивный словарный запас человека.
№17. Фразеологизмы, клише и этикетные слова в речи.
№18. Умение соотносить звук и букву, составлять фонематическую транскрипцию.
№19. Работа с «Орфоэпическим словарем русского языка».
№20. Принципы русской орфографии, фонемные правила.
№21. Подобрать слова, в которых ь выполняет роль разделительного знака.
№22. Определить порядок морфемного разбора слов.
№23. Правописание морфем. Чередующиеся гласные в корнях слов.
№24 Правописание приставок пре- и пре-.
№25. Правописание корней –раст- -рос-, скак- скоч, зар – зор, гар – гор, клан – клон, твар – твор, мак – мок, равн – ровн, и др.
№26. Род существительных.
№27. Число существительных.
№28. Склонение имен существительных.
№29.Падеж существительных.
№30. Правописание имен прилагательных.
№31. Правописание глаголов.
№32.Правописание причастий.
№33. Правописание деепричастий.
№34. Определение стержневого слова в словосочетании с точки зрения принадлежности к части речи.
№35. Постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым.
№36. Типы сказуемых.
№37. Однородные и неоднородные второстепенные члены предложения.
№38. Обособление определений, дополнений, приложений и обстоятельств.
№39. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Наука о русском языке. 6(13) Тема 1.1.
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык и языковая норма Содержание учебного материала 2 1 Введение. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. 2
2 Основные единицы общения. 3 Литературно-языковые нормы и их критерии. 4 Система норм русского литературного языка. 5 Книжная и разговорная разновидности литературного языка. Тема 1.2.
Язык как система. Основные уровни языка Содержание учебного материала 2 1 Изменение словарного состава, орфоэпических норм, грамматического строя языка. 2
2 Специфика устной и письменной литературной речи. 3 Нелитературный (некодифицированный) язык: просторечия, диалекты, жаргоны, сленги, арго и причины ограниченности их употребления. Тема 1.3.
Русский язык: история и современность
Содержание учебного материала 1 1 Влияние на развитие языка изменений в общественной жизни и языковых особенностей. 2
2 Понятие историзмов, архаизмов, неологизмов. Тема 1.4.
Русский язык в современном мире Содержание учебного материала 1 1 Различение понятий «мертвые» и «живые» языки. 2
2 Языковые семьи, группы и подгруппы. Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
№1 Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.
№2 Книжная и разговорная разновидности литературного языка.
№3.Подготовка реферата: Язык и его функции.
№4.Подготовка реферата: Русский язык в современном мире.
№5.Подготовка реферата: Культура речи.
№6.Подготовка реферата: Нормы русского языка.
№7.Исследовательская работа: Язык и культура речи. 7 Раздел 2. Язык и речь 8(12) Тема 2.1.
Понятие речевой коммуникации. Виды речевой деятельности. Содержание учебного материала 2 1 Понятие речи и речевой коммуникации. Автор , адресант, произведение. 2
2 Четыре вида речевой деятельности: говорение, слушание (аудирование), чтение, письмо. Тема 2.2.
Текст: Структурно-смысловые признаки Содержание учебного материала 1 1 Понятие текста. Основные признаки текста. 2
2 Ключевые слова текста. 3 Период и сложное синтаксическое целое Тема 2.3.
Функционально-смысловые типы речи Содержание учебного материала 1 Три типа речевых произведений : описание, рассуждение, повествование 1 2
Тема 2.4. Стилистика. Функциональные стили языка. Содержание учебного материала 1 1 Разговорный стиль. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Стиль художественной литературы. 2
2 Функции, стилевые черты, языковые особенности официально-делового, публицистического, научного, обиходно-разговорного стилей. 3 Особый статус языка художественной литературы. Практическое занятие № 1. Оформление документов официально-делового стиля, составление текстов публицистического стиля. 1 3
Тема 2.5.
Культура речи.
Содержание учебного материала 1 1 Культура речи как неотъемлемая часть общей культуры человека. 2
2 Основные характеристики культуры речи. 3 Выразительные средства языка. Тема 2.6.
Лингвостилистический анализ текста. Содержание учебного материала 1 1 Этапы выполнения лингвостилистического анализа текста 2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
№8. Определение четырех видов речевой деятельности.
№9. Определение ключевых слов текста.
№10. Определение функциональных стилей речи.
№11. Лингвостилистический анализ текста.
4 Раздел 3. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. 10(16) Тема 3.1.
Звуки речи. Фонема, транскрипция. Содержание учебного материала 2 1 Фонетика как раздел языкознания. 2
2 Характеристика гласных и согласных букв и звуков. 3 Понятие артикуляции и редукции. 4 Фонетическая транскрипция. Тема 3.2. Соотношение звука и буквы. Слог, ударение, орфоэпическая норма. Содержание учебного материала 1 1 Понятия графики, алфавита, прописных и прописных букв, фонемы и графемы. 2
2 Разноместное и подвижное ударение в русском языке. 3 Орфоэпия как раздел языкознания. Тема 3.3.
Фонема и орфограмма. Содержание учебного материала 1 1 Понятие орфограммы. 2
2 Виды орфограмм. 3 Понятие фонемы. Тема3.4.
Орфографические правила
Содержание учебного материала 2 1 Принципы русской орфографии: фонематический, морфологический, традиционный, дифференцирующий. 2
2 Правописание ы и и, правописание букв о и е после шипящих и ц, правописание приставок на з-(с-) Практическое занятие № 2 Фонетический разбор слова, правописание гласных и согласных в корне слова, правописание О/Ё после шипящих и Ц, правописание приставок 2 3
Тема3.5.
Благозвучие речи: фонетические средства выразительности, ассонанс, аллитерация. Содержание учебного материала 2 1 Характерные особенности русского языка. Аллитерация и ассонансы. 2
2 Понятие зияния. Поэтические размеры стиха: ямб, дактиль, хорей, амфибрахий, анапест. Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
№12. Определение лексического и грамматического значений слова.
№13. Определение синонимов, антонимов, паронимов и многозначных слов.
№14.Понятие антитезы.
№15. Исконно русская и заимствованная лексика. Сферы её употребления.
№16. Активный и пассивный словарный запас человека.
№17. Фразеологизмы, клише и этикетные слова в речи. 6 Раздел 4. Лексика и фразеология. 10(14) Тема 4.1.
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое, прямое и переносное значение слова. Содержание учебного материала 2 1 Понятие лексики, лексемы, лексикологии. 2
2 Номинативная функция слова. 3 Лексическое и грамматическое значения слова. 4 Прямое и переносное значение слова. 5 Метафора, метонимия как выразительные средства языка Тема 4.2.
Многозначность слова и омонимы Содержание учебного материала 1 1 Понятие однозначности и многозначности слов. 2
2 Омонимы, омофоны, омографы Тема 4.3.
Синонимы, антонимы, паронимы. Понятие антитезы. Содержание учебного материала 1 1 Понятие синонимы, антонимы, паронимы. 2
2 Лексические группы синонимов. 3 Синонимический ряд. 4 Понятие антитезы Тема 4.4.
Лексика с точки зрения её происхождения Содержание учебного материала 1 1 Исконно русская и заимствованная лексика. 2
2 Общеславянская и восточнославянская лексика Тема 4.5.
Лексика с точки зрения её употребления Содержание учебного материала 1 1 Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. 2
2 Диалектизмы, профессионализмы, историзмы, архаизмы, неологизмы, жаргонизмы, экзотизмы, интернационализмы, варваризмы Тему 4.6.
Активный и пассивный словарный запас. Предупреждение лексических ошибок. Содержание учебного материала 1
1 Слова, входящие в активный или пассивный словарный запас. 2
2 Что важно знать, чтобы не допускать лексических ошибок. Практическое занятие № 3 Выявление, объяснение и исправление лексических и фразеологических ошибок. 1 3
Тема 4.7.
Фразеологизмы, клише и этикетные слова в речи. Содержание учебного материала 1 1 Понятие фразеологии и фразеологизмов. 2
2 Клише как устойчивые словосочетания, употребляющиеся в готовом виде. Практическое занятие №4 Языковой анализ литературного текста. 1 3
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
№18. Умение соотносить звук и букву, составлять фонематическую транскрипцию.
№19. Работа с «Орфоэпическим словарем русского языка».
№20. Принципы русской орфографии, фонемные правила.
№21. Подобрать слова, в которых ь выполняет роль разделительного знака. 4 Раздел 5.Морфемика и словообразование. 12(16) Тема 5.1.
Состав слова. Содержание учебного материала 1 1 Морфемика как раздел языкознания. 2
2 Понятия основы слова, корень, префикс, суффикс. Постфикс, интерфикс, флексия Практическое занятие №5 Морфемный разбор слова. Порядок морфемного разбора слов 1 3
Тема 5.2.
Понятия производной и производящей основ. Содержание учебного материала 2 1 Cловообразовательное гнездо. 2
2 Понятие непроизводной и производящей (мотивирующей) основы. 3 Раздел языкознания – слообразование. 4 Порядок словообразовательного разбора Практическое занятие №6 Произведение словообразовательного разбора слов. Порядок словообразовательного разбора. Морфемный и словообразовательный разбор. 2 3
Тема 5.3.
Способы словообразования Содержание учебного материала 1 1 Морфологические способы словообразования. 2
2 Аффиксальные и безаффиксальные способы. 3 Неморфологические способы словообразования. Тема 5.4.
Понятие об этимологии. Этимологический анализ слова. Содержание учебного материала 1
1 Понятие об этимологии. 2
2 Этимологический анализ слова. Тема 5.5.
Многозначность и омонимия морфем. Содержание учебного материала 2 1 Многозначность и омонимия морфем. 2
2 Синонимия и антонимия морфем Тема 5.6.
Правописание морфем Практическое занятие №7 Правописание морфем. 2 3
Чередующиеся гласные в корнях слов, правописание приставок пре- и при-. Правописание корней –раст- -рос-, скак- скоч, зар – зор, гар – гор, клан – клон, твар – твор, мак – мок, равн – ровн, и др. Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
№22. Определить порядок морфемного разбора слов.
№23. Правописание морфем. Чередующиеся гласные в корнях слов.
№24.Правописание приставок пре- и при-.
№25. Правописание корней –раст- -рос-, скак- скоч, зар – зор, гар – гор, клан – клон, твар – твор, мак – мок, равн – ровн, и др. 4 Раздел 6. Морфология и законы правописания. 22(30) Тема 6. 1.
Словоформа как единица морфологии. Содержание учебного материала 2 1 Грамматическое значение слова. 2
2 Понятие грамматики. 3 Самостоятельные и служебные части речи. Тема 6.2.
Имя существительное. Содержание учебного материала 2 1 Имя существительное как часть речи. 2
2 Категория одушевленности – неодушевленности существительных. 3 Род существительных. 4 Число существительных. 5 Склонение имен существительных. 6 Падеж существительных. Практические занятия №8, №9. Способы словообразования имен существительных. 2 3
К.Р.Правописание существительных. Тема 6.3.
Имя прилагательное. Содержание учебного материала 2 1 Имя прилагательное как часть речи. 2
2 Разряды прилагательных по значению. 3 Степени сравнения прилагательных 4 Склонение качественных и относительных прилагательных. Практические занятия №10, №11. Словообразование имен прилагательных. 2 3
Правописание прилагательных. Тема 6.4.
Имя числительное Содержание учебного материала 1 1 Имя числительное как часть речи. 2
2 Морфемный состав числительных. 3 Склонение числительных. 4 Разряды числительных по значению. Тема 6.5.
Местоимение. Содержание учебного материала 1 1 Местоимение как часть речи. 2
2 Разряды местоимений по значению. 3 Грамматические разряды местоимений. Тема 6.6.
Глагол. Содержание учебного материала 2 1 Глагол как часть речи. 2
2 Вид глагола. 3 Наклонение глагола. 4 Время глагола. 5 Лицо глагола. 6 Спряжение. Практическое занятие №12 Правописание глаголов. Правописание суффиксов глаголов. Правописание не с глаголами. 2 3
Тема 6.7.
Глагольные формы: причастие и деепричастие Содержание учебного материала 2 1 Залог причастий. 2
2 Полная – краткая форма причастий. 3 Деепричастие. 4 Вид деепричастий Тема 6.8.
Наречие. Слова категории состояния. Содержание учебного материала 1 1 Разряды наречий по значений. 2
2 Роль наречий в предложении. 3 Степени сравнения наречий. 4 Степени сравнения слов категории состояния. 5 Роль в предложении слов категории состояния. 6 Словообразование слов категории состояния. Практическое занятие №13 Словообразование наречий. Правописание наречий. 1 3
Тема 6.9.
Служебные части речи. Предлог. Союз Содержание учебного материала 1 1 Разряды предлогов по значению, по структуре, по происхождению. 2
2 Правописание предлогов. 3 Разряды союзов по структуре, по происхождению, по значению и грамматическим функциям. 4 Правописание союзов. Тема 6.10.
Частицы, междометия и звукоподражательные слова. Содержание учебного материала 1 1 Разряды частиц по структуре и значению. 2
2 Правописание частиц. 3 Понятия междометий и звукоподражательных слов. Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 6.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
№26. Род существительных.
№27.Число существительных.
№28.Склонение имен существительных.
№29. Падеж существительных.
№30. Правописание имен прилагательных.
№31. Правописание глаголов.
№32.Правописание причастий
№33.Правописание деепричастий. 8 Раздел 7. Синтаксис и пунктуация. 10(16) Тема 7.1.
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Содержание учебного материала 1 1 Виды синтаксических связей, интонационное и пунктуационное оформление синтаксических конструкций. 2
2 Виды связи слов в словосочетании. 3 Смысловые отношения словосочетаний. Тема 7.2.
Простое предложение. Содержание учебного материала 2
1 Структура простого предложения. 2
2 Второстепенные члены предложения. 3 Односоставные предложения. 4 Однородные члены предложения. 5 Обособленные члены предложения. 6 Обособление уточняющих членов предложения, оборотов со значением пояснения или присоединения. Тема 7.3.
Сложное предложение. Содержание учебного материала 3 1 Сложносочиненное предложение. 2
2 Типы сложносочиненных предложений. 3 Знаки препинания в сложносочиненном предложении. 4 Сложноподчиненное предложение. 5 Основные группы придаточных предложений. Самостоятельная работа.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Самостоятельная работа с конспектом занятий, учебной литературой.
№34. Определение стержневого слова в словосочетании с точки зрения принадлежности к части речи.
№35. Постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым.
№36.Типы сказуемых.
№37. Однородные и неоднородные второстепенные члены предложения.
№38. Обособление определений, дополнений, приложений и обстоятельств.
№39. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. 6 Тема 7.4.
Бессоюзное сложное предложение. Сложное синтаксическое целое. Содержание учебного материала 1 1 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. 2
2 Понятие сложного синтаксического целого. Тема 7.5.
Способы передачи чужой речи. Содержание учебного материала 1 1 Понятие чужой речи. 2
2 Прямая речь, слова автора. 3 Знаки препинания при прямой речи. Итоговый экзамен 2 Всего 78(117) 3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Для реализации учебной дисциплины имеется учебный кабинет «Филология».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя – 1 место
-комплект учебных пособий «Русский язык»
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык. Учебник для сред. проф. образования. – М., 2014.
Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2004.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.
Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2006.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. – М., 2005.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.
Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.
Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002.
Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002.
Словари
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.
4.Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Умения: использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка практические занятия №1, внеаудиторная самостоятельная работа №1.
- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа №2.
- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности практические занятия №2, внеаудиторная самостоятельная работа №3.
- обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка практические занятия №3, внеаудиторная самостоятельная работа №4.
- пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно- научных жанров практические занятия №4, внеаудиторная самостоятельная работа №5.
Знания: - основные составляющие языка, специфику устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи практические занятия №5, №6.
- понятие о нормах русского литературного языка практические занятия№1, внеаудиторная самостоятельная работа№1.
- основные фонетические единицы и средства языковой выразительности практические занятия№3, внеаудиторная самостоятельная работа№2, №3.
- орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии практические занятия №4, внеаудиторная самостоятельная работа №7
- лексические нормы, использование изобразительно- выразительных средств практические занятия№3, №4, внеаудиторная самостоятельная работа №8.
- морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке; практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа№9
- основные единицы синтаксиса; русскую пунктуацию практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа№10 - 15;
- функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей; практические занятия№5, внеаудиторная самостоятельная работа№17, №16
- структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа№18, №19.
- функционально- смысловые типы текстов практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа№20, №21
- специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи практические занятия№6, внеаудиторная самостоятельная работа№22, №23.
- жанровую дифференциацию и отбор языковых средств в публицистическом стиле, особенности устной публичной речи практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа№24.
- сфера функционирования публицистического стиля, жанровое разнообразие; практические занятия №7, внеаудиторная самостоятельная работа№25
- языковые формулы официальных документов; практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа№26, №27.
- приемы унификации языка служебных документов; практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа №28.
- правила оформления документов; практические занятия №8.
- основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. практические занятия №9, №10, контрольная работа№1