Положение о ведении учебных тетрадях и нормы оценивания письменных работ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Казенное образовательное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Нялинская специальная (коррекционная)
школа-интернат для детей-сирот и детей,
Оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья»

УТВЕРЖДАЮ___________________ Приказ №______ от «__» _______ 2014 г.
директор школы-интерната: Алещенко И.П.













Положение о ведении учебных тетрадях
и нормы оценивания письменных работ




















с.Нялинское 2014г.
Пояснительная записка.
Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М утратило свою силу приказом Министерства просвещения РСФСР от 18.12.1987 г. № 224.
На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, но система требований единого орфографического режима учащихся, безусловно, должна быть. Единство этих требований не должно быть чрезмерно громоздким и мешать работе учащегося и учителя.
Поэтому здесь предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том числе в вышеуказанном документе) и те позиции, которые, необходимо привнести в общую схему оформления работ. Все ненужное, надуманное, громоздкое, лишнее из данной схемы удалено. При составлении данных рекомендаций учтено:
а) отсутствие нормативной базы по данному вопросу; б) положительный опыт практической реализации «Единого орфографического режима» в  коррекционных школах-интернатах VIII вида




























Инструкция о соблюдении единого орфографического режима
в коррекционной школе VIII вида.

Общие положения.
1.1. Пользоваться стандартными тетрадями, состоящими из 12 -18 листов. Общие тетради могут использоваться лишь в 7 -12-х классах на уроках по учебным дисциплинам, при изучении которых необходимо выполнение больших объёмов работ. Записи в тетради ведутся аккуратным, разборчивым почерком.
1.2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради:
Рабочие тетради

1.
Тетрадь
для __работ _______________
_ по___математике________
учени ка       4 класса «Б»
Нялинской  школы-интерната
______ Спиридова _ __________
_____   Валерия__________


2.
Тетрадь
для __работ _по письму______
_ и развитию речи___________
ученика      4 класса «Б»______
Нялинской   школы-интерната
_______ Спиридова ___________
_____   Валерия __________

Примечание:
-В начальной школе допускается  запись «для работ по письму».
-Предлог «по» относится к имени существительному математика или письмо, поэтому пишется на одной и той же строке.
Фамилия и полное имя пишется в форме родительного падежа на разных строках, если позволяет место.
1.3. 1-9 классов тетради подписывает учитель.
С 10 по 12 класс подписывают сами учащиеся.
В 1 -2 классе дату работ по русскому языку и математике прописывает учитель. С 3 по 4 класс по математике обозначается время выполнения работы: число – арабской цифрой, название месяца – прописью. Со второго полугодия 4-го класса в тетрадях по письму и развитию речи число записывается прописью. При выполнении работ учащимся не разрешается писать на полях, но допускается запись числа с 5 по 12 класс по математике, геометрии. Она пишется на 5 клеточке по вертикали.
1.4. Во всех тетрадях выделяются следующие виды работ: работа по совершенствованию каллиграфического навыка и работа над ошибками, самостоятельная, сочинение, изложение, диктант и т.д.
1.5.Учащиеся 1-12-х классов текст каждой новой работы начинают с красной строки.
1.6. Между датой и наименованием вида работы, а также между заголовком к тексту в тетрадях по письму и развитию речи строку не пропускать. В тетрадях по математике во всех этих случаях пропускать одну клеточку.
1.7.Исправлять ошибки следующим образом: учитель неверно написанную букву математический знак, цифру или пунктуационный знак зачёркивает ручкой с пастой заправки красного цвета ( ученик – простым карандашом) косой линией. Часть слова или математического выражения зачёркивать тонкой горизонтальной линией; вместо зачёркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения, цифры, знаки. Не заключать неверные написания в скобки. В изложениях и сочинениях, отмечаются орфографические и пунктуационные, фактические, логические и речевые ошибки на полях.
1.8. Подчеркивания выполнять аккуратно карандашом, с применением линейки. Тетради 1-12-х классов, в которых выполняют обучающие работы по письму и развитию речи, математике, проверяются после каждого урока у всех учеников. Отметка за работу выставляется красной пастой на следующей строке после работы.
1.9. Все дети пишут шариковой ручкой школьного образца.
Паста заправки должна быть только синего цвета.
1.10.Размер полей в тетрадях устанавливается учителем исходя из специфики письменных работ по учебному предмету.

Ведение записей в тетрадях по письму и развитию речи.
2.1. Между работами пропуск в две рабочих строки.
2.2. Внутри работы пропусков нет.
2.3. Новый этап работы выполняется с красной строки.
2.4. Подчёркивание букв, слов, членов предложения, выделения частей слова, ударение, надписи над словами, указания взаимосвязи слов в предложении выполняется простым карандашом.
2.5. В 1-3 классах работа ведётся в тетради, разлинованной в две линейки. Со второго полугодия 4-го классов используется тетрадь в одну линейку.
2.6. Упражнения по чистописанию выполняются учащимися в рабочих тетрадях. Образцы букв во всех классах прописывает только учитель, во 2-4-ых классах они прописываются с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Объём работы – 2 строки в 1-ом классе со второго полугодия, 2-3 строки во втором классе, 3-4 строки в 3-4 классах. С 5 класса образцы букв прописываются только по усмотрению учителя.

Ведение записей в тетрадях по математике.
3.1. Между работами пропуск в четыре полные клетки, между разными заданиями пропуск две клетки.
3.2. Оформление задач:
- после записи слова «задача» вниз отступается одна клетка;
- выполняется краткая запись (по усмотрению учителя). Запись слов, числовых значений, расстановка стрелок, фигурных скобок, производится синей пастой, чертежи и т.д. выполняются только простым карандашом.
Слово «Решение» записывается с отступом одной клетки от краткой записи или от слова «задача». Далее каждое действие задачи записывается с отступом одной клетки с указанием порядка действия:
1) ______________
2) ______________ и т.д.
Запись наименований обязательна после каждого числового значения в действии. Запись наименования производится сокращенно. Запись сокращается по последней согласной букве. Можно (на усмотрение учителя) к каждому действию записывать пояснения, но ответ записывается полный с опорой на главный вопрос задачи;
- ответ к задаче записывается с отступом одной клетки от решения.
3.3. Принятые международные сокращения такие как: кг, дм, см, га, м, дм, мм и т.д. в ответе записываются кратко. После сокращений точка не ставится.
3.4.Оформление математических выражений и равенств.
- расстояние между примерами, записанными в столбик вправо составляет три клетки; между новым этапом работы вниз - две клетки.
- при записи выражений со скобками или несколькими математическими действиями порядок действий фиксируется над знаком действия простым карандашом. Затем решение расписывается полностью под выражением.
3.5.Оформление геометрического материала в тетради:
- если необходим чертёж, то он выполняется по имеющимся данным или в строгой пропорции простым карандашом. «Имя» фигуры записывается ручкой заглавными буквами латинского алфавита.

4 см

А В

2 см

С Д

АВ = СД = 4 см
АС = ВД = 2 см - внизу записывается решение и ответ.











Количество и назначение ученических тетрадей.
Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся следует иметь следующее количество тетрадей из расчёта на каждого учащегося.
Класс
Предмет
Количество тетрадей



текущих

1 класс
Письмо
и развитие речи
Математика

1
1

2 класс
Письмо
и развитие речи
Математика

1
1

3 класс
Письмо
и развитие речи
Математика

1
1

4 класс
Письмо
и развитие речи
Математика

1
1

5 класс
Письмо
и развитие речи
Математика Природоведение
СБО
Труд
Музыка
Кор. занятие
Логопедия
Геометрия

1
1
1
1
1
1
1
1
1


6 класс
Письмо
и развитие речи
Математика Биология
География
СБО
Труд


1
1
1
1
1
1



7 класс
Письмо
и развитие речи
Математика Биология
География
История
СБО
Труд

1
1
1
1
1
1
1


8 класс
Письмо
и развитие речи
Математика Биология
География
История
Обществовед.
СБО
Труд


1
1
1
1
1
1
1
1


9 класс
Письмо
и развитие речи
Математика Биология
География
История
Обществовед.
СБО
Труд

1
1
1
1
1
1
1
1

10 класс

Родной язык и литература
Математика
СБО
Труд

1
1
1
1


11 класс
Родной язык и литература
Математика
СБО
Труд

1
1
1
1


12 класс
Родной язык и литература
Математика
СБО
Труд

1
1
1
1


































P.S. Допустимо в 5-9 классах  по письму и развитию речи (на усмотрение учителя) ведение тетрадей для творческих работ.
Контрольные работы по письму и развитию речи, математике, геометрии выполняются на листочках и хранятся в отдельных папках в кабинете учителя.










Заголовок 115