План — конспект урока на тему Состояние электрона в атоме


Тема: Состояние электронов в атоме.
Дата проведения урока:
Тема: Состояние электронов в атоме. 8 класс.
Цель:
Дать основы современных представлений об электроне, электронной орбитали, о спаренных и неспаренных электронах.
Задачи: 1.Закрепить знания учащихся о естественных семействах химических элементов, периодическом законе и периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строении атома, изотопах.
2.Создать условия для формирования представлений учащихся об электронном облаке, электронной орбитали, о спаренных и неспаренных электронах, развития представлений учащихся о строении атома;
3.Продолжить развитие умений сравнивать, характеризовать, делать выводы.
Оборудование:
Тип урока: Учебник, периодическая система химических элементов, различные изображения электронного облака.

Комбинированный.
Технологическая карта
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников.
Организационный момент (2 мин.) Приветствие, проверка отсутствующих и готовности учеников к уроку. Приветствуют учителя, называют отсутствующих, демонстрируют готовность к уроку.
Актуализация знаний
( 15 мин.)
Проверка домашнего задания
Мотивация Тестовое задание.
Сообщает тему урока. Отвечают на тестовое задание.
Открывают тетрадь, записывают дату и новую тему.
Формирование новых знаний (15 мин.)
Движение электрона в атоме. Формирует представление о движениях электронов в атоме. Слушают, анализируют, смотрят на доску, совместно с учителем составляют конспект.
Применение новых знаний и умений
(9 мин.) Формулирует вопросы для закрепления новой темы. Отвечают на вопросы.
Домашнее задание (2 мин.) Объясняет выполнение домашнего задания Записывают домашнее задание в дневник.
Рефлексия (2 мин.) Организация оценки урока учениками, их самооценки в усвоении нового материала. Оценивают урок, дают самооценку усвоения материала.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
2.1 Проверка домашнего задания.
Самостоятельная работа тестового типа.
1. Укажите, атомы каких двух элементов, проявляют подобные химические свойства:
а) Na и S; в) F и Ne;
б) Na и K; г) Al и Si.
2. Укажите свойство, не характерное для щелочных металлов:
а) основный характер оксидов;
б) кислотный характер оксидов;
в) валентность в соединениях равна единице;
г) энергично реагируют с кислородом, хлором, серой и водой.
3. Укажите ряд веществ, обладающих амфотерными свойствами:
а) Na2O, MgO, Al2O3; в) BeO, ZnO, Al2O3;
б) SiO2, P2O5, SO3; г) Li2O, Na2O, K2O.
4. Укажите правильное утверждение:
а) все элементы в периодической системе расположены в соответствии с увеличением относительной атомной массы;
б) атомы элементов одного периода имеют подобные свойства;
в) группы А называются главными;
г) в главных группах находятся только металлы.
5. Укажите ряд элементов, образующих высшие оксиды с общей формулой ЭО:
а) C, Si, Ge; в) B, Al, Ga;
б) Ba, Sr, Ca; г) P, N, As.
6. Укажите число характеристик атома, которые равны атомному номеру химического элемента: число протонов в ядре; число нейтронов в ядре; число электронов в атоме; массовое число:
а) 4; б) 3; в) 2; г) 1.
7. Число протонов, нейтронов и электронов для нуклида Li равно:
а) 7, 3, 7; б) 3, 4, 3; в) 3, 7, 3; г) 7, 3, 3.
8. Массовое число нуклида в 2 раза больше его протонного числа. Число нейтронов равно 8. Это нуклид элемента:
а) Nе; в) С;
б) О; г) S.

9. Укажите изотопы:
а) 40 40 б) 16 16 в) 40 40 г) 54 54
19К 18 Ar 8 О 8О 20 Ca 18 Ar 24 Cr 26 Fe
10. Общая формула летучего водородного соединения неизвестного химического элемента имеет вид – RH. Элемент находится в третьем периоде периодической системы химических элементов. Укажите массовую долю кислорода в составе высшего оксида этого элемента:
а) 61,2%; б) 38,8% в) 19,8%; г) 53,0%. 52
10. Общая формула летучего водородного соединения неизвестного химического элемента имеет вид – RH2. Элемент находится в третьем периоде периодической системы химических элементов. Укажите массовую
долю кислорода в составе высшего оксида этого элемента:
а) 0,4; б) 0,6 в) 0,06; г) 0,5.

Мотивация.
При химических реакциях атомы не исчезают и не возникают вновь. Они просто переходят из одних веществ в другие, но их ядра остаются неизменными. Однако свойства атомов одного и того же элемента сильно различаются в зависимости от того, в каком веществе они находятся. Так, свойства атомов серы в простом веществе отличаются от свойств атомов этого же элемента в серной кислоте. Свойства атомов натрия в простом веществе и в любой его соли также совершенно различны.
Если состав ядер данного элемента не меняется при химических реакциях, очевидно, что все изменения, происшедшие с данным атомом, являются результатом изменения его электронного строения.
Каково же электронное строение атомов? Как оно влияет на их свойства, на свойства веществ, в которых находятся эти атомы?
3.Формирование новых знаний.
Сегодня на уроке мы с вами это узнаем. Записываем в тетради тему: «Состояние электронов в атоме».

3.1 Движение электронов в атоме.
Ядро атома любого элемента окружено электронами. Электрон движется вокруг ядра со скоростью, близкой к скорости света ≈ 300000 км/с. →нельзя указать какую-то определённую точку его местонахождения, можно лишь указать область, где его пребывание наиболее вероятно. Область вероятности обнаружения электрона не имеет чётких границ. Однако можно выделить пространство, где вероятность нахождения электрона будет максимальной.
Совокупность точек в пространстве, где пребывание электрона наиболее вероятно называют электронным облаком или атомной орбиталью. (Записываем определение в тетрадь)
В состоянии электрона есть некоторая неопределённость. Для характеристики этого особого состояния нем. физик В.Гейзенберг ввёл понятие о принципе неопределённости, показав, что невозможно определить одновременно и точно энергию и местоположение электрона. Чем точнее определена энергия, тем неопределённее будет его положение, и наоборот.
Орбитали, в зависимости от энергии электронов, имеют различные формы
и размеры. Так, орбиталь единственного электрона атома водорода имеет сферическую (шарообразную) форму (посмотрите рис. 21 учебника на стр.50). Электронные облака в атомах других элементов могут иметь как такую же форму, так и другие, например гантелеобразную (рис. 22 учебника на стр.50). Чем больше энергия электрона, тем дальше он находится от ядра,
и, следовательно, тем больше по размеру его орбиталь (электронное облако).
Теоретические расчеты физиков показывают, что на одной орбитали может находиться не более двух электронов. Такие электроны, занимающие одну орбиталь, т. е. одну и ту же область пространства возле ядра, называют спаренными. Например, у следующего за водородом гелия Не два электрона его атома занимают одну орбиталь. Если на орбитали находится только один электрон, то его называют неспаренным (Ребята, запишем определения в тетрадь).
Важнейшей характеристикой движения электрона на определённой орбитали является энергия его связи с ядром. Т.к. электроны в атоме различаются своей энергией, то одни из них притягиваются к ядру сильнее, другие – слабее. Главная причина – удаление от ядра атома. Чем ближе к ядру, тем они прочнее связаны с ним, и их труднее вырезать из электронной оболочки, а чем дальше они от ядер, тем легче их оторвать. Значит, по мере удаления от ядра запас энергии возрастает.
Применение новых знаний.
Учитель просит учащихся поднятием правой руки указать правильные утверждения:
а) электрон в атоме обладает определенным запасом энергии и находится в постоянном движении вокруг ядра;
б) электронное облако – это модель движения электрона вокруг ядра;
в) часть электронного облака, где вероятность нахождения электрона
максимальна, называется орбиталью;
г) в зависимости от энергии электронные облака и орбитали отличаются
размерами;
д) электронные орбитали различаются не только размерами, но и формой;
е) электронные орбитали могут иметь форму шара, гантелеобразную форму и другие формы;
ж) на одной орбитали может находиться не более двух электронов;
з) если на орбитали находится только один электрон, то его называют
неспаренным;
и) чем ближе к ядру расположен электрон, тем его энергия меньше;
к) чем дальше электрон удален от ядра, тем его энергия больше.
Домашнее задание.
§ 11 (устно), термины в конспекте выучить, задание № 6 после параграфа (заполнить таблицу).
Рефлексия.
Учитель предлагает учащихся определить, какая из характеристик отвечает их знаниям по новой теме:
а) неудовлетворительно; е) хорошо;
б) почти удовлетворительно; ж) очень хорошо;
в) удовлетворительно; з) почти отлично;
г) весьма удовлетворительно; и) отлично;
д) почти хорошо; к) превосходно.