Методика «Языковой портфель учащихся как средство их самореализации»

Языковой портфель учащихся как средство их самореализации.

Мухаметшина Ю. А. (учитель английского языка)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 135 с углубленным изучением отдельных предметов» Кировского района г. Казани

Активизируя учебную деятельность учащихся, мы стремимся реализовать главную цель обучения иностранному языку: воспитание, развитие и передача знаний учащимся средствами самого предмета на основе и в процессе практического овладения иноязычной деятельностью. В данном случае можно говорить о сотворчестве учителя и обучаемого, взаимодействующих в ходе коммуникативной деятельности на иностранном языке. Вся эта деятельность может найти свое отражение в создании языкового портфеля учащегося как средства его самореализации, самооценки его познавательного творческого труда.
Особое значение придается приобщению учащихся к творческой и исследовательской деятельности средствами иностранного языка. Языковой портфель учащихся – это наглядная копилка знаний и умений, которая дает возможность не только оценить уровень достижений каждого учащегося в овладении языком, но и развить эстетический и художественный вкус при его создании.
Языковой портфель учащегося состоит из трех частей: «паспорта», «языковой биографии его пользователя» и «досье».
Открывается он названием, которое ученик может выбрать сам, например: «Мои шаги в английском», «Мои достижения в английском», «Мой любимый английский» и т.д.
Следующая страница – это своего рода визитная карточка ученика, где он (она) дает краткую информацию о себе, своих интересах, вкусах. В начале каждой четверти учащиеся формулируют для себя задачи по овладению языком на предстоящую четверть. Здесь перечисляются основные лексические и грамматические темы, подлежащие усвоению, а также выделяются умения, которыми они должны овладеть в области монологической и диалогической речи, письма, чтения и аудирования.
Далее идет отслеживание результатов его работы, которыми являются творческие работы учащихся, различные тесты, контрольные работы, результаты их участия в ролевых и деловых играх, конкурсах, подготовка к защите рефератов на английском языке и т.д.
Подведение промежуточных итогов проводится по окончании каждой четверти. Учащиеся приводят перечень того, с чем ознакомились на протяжении четверти. Например, эти записи можно представить следующим образом:
Я понимаю знакомые слова и фразы в обращенной ко мне речи.
Я понимаю основную информацию, содержащуюся в текстах различного характера.
Я умею вести беседу на иностранном языке.
Я умею составлять монолог на основе изученной лексики.
Составление этих записей способствует осознанию каждым учащимся своих достижений, сравнению задач, поставленных в начале года, с итогами работы и проведению анализа своей работы.
Таким образом, мы можем выделить следующие преимущества языкового портфеля учащихся:
Он развивает и поддерживает заинтересованность в изучении иностранного языка.
Обеспечивает овладение эффективным инструментом для определения своих достижений в усвоении иностранного языка.
Определяет пути дальнейшего совершенствования собственных знаний и умений.
Учителю языковой портфель позволяет оперативно и индивидуально оценивать уровень достижений в области языковой компетенции каждого ученика.