Из опыта работы. Технология языкового портфеля при обучении иностранному языку.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гайнская средняя общеобразовательная школа»Из опыта работыТехнология «языкового портфеля» в обучении иностранному языку в условиях ФГОСПРОЕКТЯЗЫКОВОЕ ПОРТФОЛИО Учитель: Андреева Л.Д. Актуальность данной проблемы определила выбор темы данного исследования: «Технология «языкового портфеля» в обучении иностранному языку в условиях ФГОС». Объектом исследования является процесс формирование «языкового портфеля» обучающегося.Предметом исследования является технология «языкового портфеля» в обучении иностранному языку. Языковое Портфолио – документ, являющийся собственностью ученика, в котором он фиксирует свои достижения и опыт в овладении иностранным языком. (Н.Д. Гальскова) ЯП для детей представляет собой иллюстрированный дневник, который * красочно и ярко оформлен; * содержит ясные и занимательные задания, понятные и интересные детям; * при этом удовлетворяется потребность младших школьников в изобразительной деятельности и т.д. Языковой портфель очень важен для детей, поскольку * маленькому ученику важно осознание успеха – причём такого успеха, который может быть «осязаем», который можно подержать в руках; * младшие школьники стремятся получить оценку себя и своей деятельности со стороны взрослых – только так развивается их самооценка: ЯП предоставляет возможность взаимодействия ребёнка со взрослыми (учителем, родителями) в оценке своих результатов; Языковой портфель очень важен для детей, поскольку помогает маленькому ученику увидеть смысл в том, что он делает, и развивать свою ответственность; работа с ним развивает все психические процессы детей – восприятие,мышление, внимание, память и воображение. ЯП работает на развитие ребёнка как личности , повышение его интереса и поддержание мотивации изучения языка. ЯП – блестящий функциональный механизм обеспечения преемственности начального и среднего образования. Цели , реализуемые с помощью ЯП, заключаются в следующем: Дорогой друг! Этот языковой портфель нужен тебе для того, чтобы:* показать, как ты уже умеешь говорить, читать и писать на неродном тебе языке;* отмечать в нём всё, чем ты занимаешься, изучая язык;* складывать в него свои рисунки, творческие работы, письменные задания,схемы, таблицы, письма, открытки, выполненные тобою на неродном языке;* повторить слова с помощью иллюстраций, образцы заполнения анкеты, письма или открытки, грамматику с помощью игровых заданий;* наблюдать за тем, как ты лучше и лучше оформляешь свои работы;* показать его учителю иностранного языка, если ты переедешь в другую школу или просто будешь показывать своим сверстникам или малышам. Работа с ЯП позволит ученику: повысить свою мотивацию в изучении неродного языка и осознать ценность межкультурного общения в своём регионе, своей стране и за её пределами;правильно организовать самостоятельную работу по овладению неродными языками;оценить свой уровень владения неродными языками и сопоставить его с европейскими нормами;определить (вместе с учителем) наиболее рациональные способы совершенствования своих знаний и умений. Конечным результатом может быть защита проекта в форме презентаций, интервью (диалога), праздника, сценария, кластера, презентаций (стихов – синквейн), выпуск совместной газеты, (коллаж, плакат),сочинения , клипа, видеофильма, драматизации, ролевой игры. Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации. Это может быть фантастика. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.д Современные образовательныетехнологиив условиях введения ФГОС НОО:критическое мышление (ТРКМ)Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стилл, Дона Огл 1 стадия - проблема Методические приёмы«Кластер», «Корзина идей»,«Ассоциация», «Инструкции», « Перепутанные логические цепочки» 2 стадия - осмысление «Инсерт» «Рыбий скелет» (Фишбоун)Таблица «Знаю- хочу узнать – узнал»Таблица – синтезСводная таблица«концептуальная» таблицаТаблица «Что? Где?Когда? Почему»«Ромашка вопросов» (Ромашка Блума) 3 стадия - рефлексия ЭссеРафтДиамантаСинквейнХайкуШесть шляп мышленияБортовой журналДвухчастный журнал Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – одно слово - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление. Cluster разработан Габриэлой Л. Рико.«Мне нравится заниматься кластерами ,т.к. данная технология стимулирует речь, активизирует воображение, вносит разнообразие в рутинную работу, повышет интерес к языку» (Лунегова В.11а класс). Технология составления карты достаточно проста:1.Пишется слово (тема, понятие) в верхней трети листа и обводится.2.Слова, ассоциации, спонтанно приходящие в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом. 3.Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.4.Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.Так возникает сеткоподобный набросок идей, который вызвало одно слово - «das Cluster». В качестве Cluster (ключевого слова) могут быть использованы слова любой части речи. Структура портфолио типы портфолио:Портфолио документов Включает коллекцию работ, собранных за определенный период обучения, которая демонстрирует прогресс обучающегося в какой-либо учебной сфере. 2) Портфолио процесса. Отражает все фазы и этапы обучения. Позволяет показать весь процесс обучения в целом, то, как обучающийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса, Кроме того, этот портфолио демонстрирует процесс рефлексии обучающегося собственного учебного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчета и самооценки. 3) Показательный портфолио Позволяет лучше всего оценить достижения обучающегося по основным предметам школьной программы. Как правило, в этот портфолио входят разнообразные аудио- и видеозаписи, фотографии, электронные версии работ. Представленные материалы могут сопровождаться письменными комментариями обучающегося, обосновывающими выбор представленных им работ. Вывод в языковом портфеле могут быть созданы благоприятные условия для развития и поддержания мотивации учащихся к изучению иностранных языков в условиях ФГОС Литература Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки учащегося в области изучения иностранных языков//ИЯШ. 2006. - №5. - С. 6-11. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Методика. Теория и практика обучения иностранному языку. Айрис Пресс, Москва. 2006, с. 218) Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. – 2005. – № 3 – С.56-81 Европейский языковой портфель для России. - М.: МГЛУ; СПб: Златоуст, 2008.Заир – Бек, Развитие критического мышления. Стадии и методические приёмы\ Директор школы. – 2005. - № 4