Статья. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии

Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии. Проект «Наше Останкино»

Организация проектной деятельности учащихся становится всё более популярной в современной образовательной практике. Проектная деятельность позволяет интегрировать знания учащихся из различных предметных областей для решения одной проблемы, Дает возможность применить полученные знания, как в учебной деятельности, так и за её пределами.
Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Он связан с кардинальным изменением ориентиров, в том числе начальной стадии образования, состоящих в приоритете личностного развития, формировании субъектных характеристик школьников. Общеобразовательная школа должна формировать не только целостную систему знаний, умений, навыков, но и опыт саморазвития и личностной ответственности учащихся, способности к творческой созидательной деятельности, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.
Среди средств реализаций современной парадигмы образования особое место занимает образовательная область «Технология».
В образовательной области «Технология» использование метода проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников основы технологической грамотности, культуры труда, основанный на освоении учащимися способов преобразования материалов, энергии, информации, а также технологий их обработки. Проекты создаются по разным областям человеческой деятельности, благодаря чему учащиеся знакомятся с «взрослыми» проблемами, приобретают навыки решения актуальных вопросов современности, связанных с экологией, экономикой, безопасностью человека и природы. Через приобретенный опыт происходит знакомство с производством, маркетингом, предпринимательским миром профессий.
Организация проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки, как учащихся, так и учителя. Необходимо видеть и отбирать наиболее интересные и практически значимые темы проектов, направлять учащихся на поиск путей решения поставленных проблем, уметь устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой.
Самый максимальный подъём творческой активности выполнения проекта достигается тогда, когда выбор изделий для проекта не ограничен, но должен обязательно базироваться на приобретённых знаниях.
Проблема проекта не должна быть искусственной, надуманной. Она должна быть реальной и актуальной для обучаемых, соответствовать их потребностям и интересам.
При выборе проблемы важно учитывать наличие необходимых материалов. Многие трудности являются прямыми следствиями того, что учащиеся берутся за проблемы, для решения которых нет необходимой литературы и материалов, либо невозможно собрать нужные данные. Это ведёт к поверхностному обучению, мешает развитию критического мышления основанного на доказательном исследовании и надёжных значениях. Проблемы должны естественно возникать из опыта и потребностей самого школьника.
Курс «Технология» для третьего класса в рамках серии «Перспектива» (серия «Академический школьный учебник») знакомит учащихся с технологиями, материалами, инструментами, профессиями, которые они могут встретить в городе. Третьеклассники изучают свойства материалов, способы выполнения чертежа, приёмы технического моделирования и конструирования. Окружающая среда в данном курсе рассматривается как способ получения информации.
В первой четверти третьего класса на уроках технологии детям предлагается сконструировать макет дома из бумаги, выполнить объемную аппликацию «Городской парк» из природных материалов на пластилиновой основе, сделать макет фонтана, сконструировать макет телевизионной башни из бумаги, выполнить макет детской площадки. Все эти элементы впоследствии будут объединены в проект «Город». Третьеклассники из школы №1415, расположенной в Останкино, решили дать проекту другое название. Ведь телевизионная башня видна из каждого окна, так же как и парк «Останкино». Дети решили назвать проект «Наше Останкино». Им захотелось не только выполнить проект из бумаги и пластилина, но и узнать историю района, в котором они живут.
В ходе работы над проектом учащиеся познакомились с особенностями некоторых профессий: архитектора, инженера-строителя, прораба, ландшафтного дизайнера, озеленителя, каменщика, плотника, электрика и другими.
Макет микрорайона в дальнейшем использовался для создания различных игровых ситуаций: для изучения правил дорожного движения и поведения на улице, для уроков курса «Окружающий мир», для представления в детском саду.
На подготовительном этапе дети познакомились с тем, как происходит процесс строительства, со строительной техникой, научились работать по чертежу, освоили новые формы поиска и анализа информации.
Следующий этап работы – составление плана и эскиза проекта. Были рассмотрены различные варианты и выбраны наиболее понравившиеся. Дети вместе с учителем наметили план работы над проектом:
Создание макетов современных многоэтажных домов. Ознакомление с этапами строительства дома, строительными специальностями и строительной техникой.
Создание макета телебашни из бумаги. Знакомство с историей строительства Останкинской телебашни.
Создание объёмной аппликации из природных материалов. Знакомство с историей создания Останкинского парка.
Выполнение макета детской площадки.
Украшение проекта (фонтан).
Фотосъёмка для слайд-шоу.
Презентация проекта.
Когда все подготовительные работы были завершены, дети приступили к работе над проекта. Дома для улиц выполнил каждый ученик индивидуально. А вот парк, фонтан и детская площадка - это коллективная работа. Здесь пригодились навыки работы в группе. На группы можно разделить случайным образом и по желанию детей. Случайное попадание в группу позволило детям научиться находить компромисс не только с друзьями, но и со случайными коллегами, что намного труднее. Работа в группе воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, т.к. от этого зависит успех работы всего коллектива; предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения. Является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности; позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества. Используя метод информационной поддержки, учитель на этом этапе предоставил детям справочники, журналы, интернет-ссылки для создания составляющих элементов проекта.
Из отдельных элементов был составлен микрорайон, где кроме домов, башни, парка и детских площадок, были клумбы, скамейки, деревья, дорожные знаки и светофоры. Фотокамера фиксировала каждый этап сборки. Из отдельных снимков составился ролик для сайта школы. В течение года в проект можно вносить изменения и дополнения. Например, в период изучения темы «Человек и вода» можно «присоединить» реку Яузу с мостом и моделью яхты, т.к. Яуза протекает в соседнем районе «Ростокино». На дорогах могут появиться модели автофургонов и автомастерские, а также вертолётные площадки. По желанию детей проект можно дополнить и другими объектами.
Итогом работы стало презентация проекта «Наше Останкино» на открытом уроке для родителей и воспитанников детского сада. Дети рассказали о том, что они узнали о строительстве Останкинской башни, об истории парка, о том, какие удобства для жителей есть в их районе, как обеспечена безопасная жизнедеятельность человека. Как в дальнейшем будет развиваться район. В ходе работы над проектом дети познакомились с понятиями «масштаб», «технический рисунок», «развёртка», «эскиз». Третьеклассники были включены в целенаправленную поисковую и исследовательскую деятельность. Выполнение проекта способствовало повышению учебной мотивации, развитию креативности мышления, сплочению детского коллектива. Совершенствовались и общетрудовые умения: рациональное планирование рабочего времени, правильная организация рабочего места, аккуратность, самоконтроль, экономичное расходование материалов, умение анализировать результаты своей работы, предупреждать и исправлять недочёты.
Подготовка учащихся к труду всегда была важнейшей задачей школы, чтобы помочь детям найти своё место в жизни, правильно выбрать профессию, которая бы приносила не только материальный достаток, но и удовлетворение, давала возможность реализовывать свой творческий потенциал. Каждый школьник должен получить трудовую закалку, которая в дальнейшем как бы ни сложилась его судьба, потребуется ему в любой сфере деятельности.

Литература:
Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе/ М.К.Господникова В.: Учитель, 2008 – 131с.
Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. М.: Баллас, 2011. – 79с.
Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников/ А.З. Зак М., 1984. – 152с.
Роговцева Н.Н., Богданова Н.В., Добромыслова Н,В, «Технология»/ 3кл; учебник М.: Просвещение, 2012












15