Образование вчера, сегодня, завтра


Образование вчера, сегодня, завтра «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей»Сократ ( 470 -399 гг. до н.э.) Первая «новая школа» -1889 г. С. Редди Великобритания Воспитание общественных лидеров, способных восстановить престиж британской нации в новых социальных и экономических условиях, детям прививалось чувство патриотизма и сознание того, что они, будучи лидерами, смогут сделать свою Родину более могущественной. Национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации Адольф Ферьер - швейцарский педагог«Международное бюро новых школ» 1912 – 1915 гг.«Лига нового воспитания» - 1921 – 1933гг. В 1932 году в нее входили представители 53 стран, делившиеся на секции по языковому принципу. Признаки новой школы частные школы, интернат, расположенный за городом число воспитанников в группах для занятий 10–12 чел. изучение наук, искусства, гимнастики, игр и спортапрогулки и дальние экскурсии преподавание должно основываться на фактах, наблюдении мира вещей и явлений природы, опираться на интересы ребёнка и возрастные особенности его развития; для воспитания инициативы и самостоятельности вводится ученическое самоуправление.сочетание в обучении коллективных и индивидуальных форм работык сотрудничеству со школой привлекаются родители учащихся, представители местного самоуправления конец 19 — начало 20 вв.  Дискуссия  о характере ср. школы: должна ли она быть общеобразовательной или специализированной в зависимости от будущего рода занятий учащихся:сочетание одного предмета с другимв мл. классах ср. школы все дети должны изучать одни и те же предметы, в старших — следует принимать во внимание личные интересы учащихся, избранную ими будущую деятельность наряду с обязательными для всех предметами (родной и иностр. языки, история, география, естествознание, математика) должны изучаться предметы по выбору. Воспитание общественных лидеров, способных восстановить престиж нации в новых социальных и экономических условиях, детям прививается чувство патриотизма и сознание того, что они, будучи лидерами, смогут сделать свою Родину более могущественной.Воспитание нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.Воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданин страны, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Воспитание общественных лидеров, способных восстановить престиж нации в новых социальных и экономических условиях, детям прививается чувство патриотизма и сознание того, что они, будучи лидерами, смогут сделать свою Родину более могущественной (1889 год «Новая школа»)Воспитание нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство (1961год Программа КПСС – XXII съезд КПСС)Воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданин страны, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации ( 2010 год ФГОС) Образование обеспечивается развитием общего и политехнического обучения, профессиональной подготовкой в сочетании с посильным общественно полезным трудом школьников Образование направлено на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений и навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования Образование обеспечивается развитием общего и политехнического обучения, профессиональной подготовкой в сочетании с посильным общественно полезным трудом школьников (1961год Программа КПСС – XXII съезд КПСС)Образование направлено на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений и навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования(2012 год Закон об образовании) * Иллюстрация из журнала 1910 г. «Школа 2000 года» * Рисунок (Интернет-сайт) 2010 г. Школа будущего С начала 2010-х годов особое место среди инновационных учреждений России заняли два инициированных бизнес-структурами межрегиональных проекта: создаваемая Фондом «Сколково» сеть Ассоциации сколковских школсоздаваемая Фондом инфраструктурных и образовательных программ «Роснано» сеть «Школьная лига Роснано» Проект – Школа «Сколково» - индивидуализированная система учебно-воспитательного процесса на всех ступенях;- выделение возрастных ступеней в процессе обучения и социализации;- интеграция школы и городского сообщества;- интеграция основных и дополнительных образовательных программ;- интеграция разных форм получения образования (формальное и неформальное внеурочное, семейное);- образовательная программа, отражающая современные достижения науки и технологий;- образовательная среда, обогащенная информационными и коммуникационными технологиями.  миссия школы - Обеспечение высокого качества жизни детей и их родителей  Например: изменения в концепции школы будущего:1. Понятие «предмет» - остается традиционным набор предметов, изменяется смысл их изучения (предметная деятельность, проектная деятельность).2. Построение учебных программ для вариативного обучения.3. Класс – непостоянный коллектив, может быть разновозрастный.Класс – это совокупность гибких групп.4. Урок может быть заменен стажировками, длительной ролевой игровой и т.д.5. Изменения структуры учебного дня. Урок может продолжаться столько, сколько необходимо для решения поставленной задачи. модель для инновационной экономики:российское образование – 202020 марта 2008 г. А. Волков, Я. Кузьминов, И. Реморенко, Б. Рудник, И. Фрумин, Л. Якобсон Инновационный, социально-ориентированный тип развития:экономика, основанная на знанияхвысокая инновационная активностьрост качества человеческого капитала и эффективности его использованияГлавная цель: Новое качество жизниОсновные направления развития человеческого капитала в условиях инновационного, социально-ориентированного типа развития России Структура человеческого капитала Социальные эффекты в образовании − «социальный миксер»: коллектив детей из разных социальных групп для приобретения опыта взаимодействия, выстраивания конструктивных отношений и предотвращения социальных потрясений; − «социальный парник»: учет индивидуальных особенностей обучающихся− «социальное сито»: тестирует и просеивает, отбирает и распределяет по различным социальным стратам и позициям − «социальный лифт»: обеспечивает социальную мобильность Государственная политика в области образования Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года ФГОС нового поколения (образовательные программы) Федеральная целевая программа развития образования 2011-2015 Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа» Программа «Развитие образования 2013-2020 гг.» Программа «Развитие образования Санкт-Петербурга 2013-2020» Закон «Об образовании» ( 01.09. 2013) Закон Санкт-Петербурга "Об образовании в Санкт-Петербурге"  Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы принята: заседание Правительства РФ 11.10.2012утверждена: распоряжение Правительства РФ «О государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» от 22.11.2012 № 2148-р Цель: обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики;повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны Инструментарий Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 №2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы» Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 года №2620-р «Об утверждении плана мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»(дорожная карта)Цель: повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту. Проект профессионального стандарта педагогаПроект ФГОС дошкольного образованияПроект Всероссийского физкультурного спортивного комплексаПроект историко-культурного стандартаПроект концепции по развитию математического образованияПроект разработки нового порядка проведения экспертизы школьных учебников и пособий Профессиональный стандарт педагога начальной школыдошкольного образования.русского языка математики и информатики. Впоследствии предполагается подготовить стандарты и для педагога-психолога, и дефектолога – специального педагога, и тьютора –педагога, осуществляющего поддержку и  индивидуальное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями,  и менеджера образования и т.д. Понятие ИКТ-компетентности педагога В соответствии с трехуровневой моделью ИКТ-компетенции у преподавателя-предметника можно выделить:базовый уровень – инвариант знаний, умений и опыта, необходимый преподавателю-предметнику для решения образовательных задач средствами ИКТ-технологий общего назначения; предметно-ориентированный уровень – освоение ИКТ и формирование готовности к внедрению в образовательную деятельность специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета; педагогический (психолого-педагогический, методический, творческий) уровень – разработка собственных электронных средств учебного назначения, использование средств ИКТ для решения профессиональных и личных задач. Проект историко-культурного стандарта 1. Культурно-антропологический подход. 2. Освещение проблем духовной и культурной жизни России. 3. Этнокультурный компонент: история страны через историю регионов.  4. Выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям.5. Учебник как навигатор.  Проект Всероссийского физкультурного спортивного комплекса Ступени Комплекса: «Играй и двигайся» (6-8 лет) «Стартуют все» (9-10 лет) «Смелые и ловкие» (11-12 лет) «Олимпийские надежды» (13-15 лет) «Сила и грация» (16-17 лет) «Физическое совершенство» (18-29 лет) «Радость в движении» (30-39 лет) «Здоровое долголетие» (40-55 лет и старше) Экспертиза учебников Научная экспертиза - насколько учебник соответствует требованиям науки; Педагогическая –соответствие учебного пособия возрастным критериям школьника и государственному стандарту образования; Общественная – оценка удобства и эргономичности;Этно-региональная – соответствие культурным и национальным особенностям региона. * Утверждение стандартов Начальное общее образование (1-4 кл.)  Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373 в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357  Основное общее образование (5-9 кл.)  Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 Среднее (полное) общее образование (10-11 кл.)  Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413  Историческая справка Шаг 1. Весна 1991. По инициативе депутатов Ленсовета разработан законопроект, опубликован для ознакомления. Предусматривалось:право каждого ребенка на индивидуальный образовательный маршрут, подушевое финансирование, уравнивались в правах государственные и негосударственные образовательные учреждения предусматривалось право учителя на защиту чести и достоинства.Результат: Законом документ не стал по объективным причинам: система советов была ликвидирована. Самые интересные мысли наших разработчиков вошли в первый Федеральный закон «Об образовании» 1992 года.Шаг 2. Середина 2000-х. Инициатива принадлежала Комитету по образованию Санкт-Петербурга.Была предложена компромиссная формулировка: «считать закон «рамочным»». Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года Основные образовательные программы Основные общеобразовательные программы Образовательные программы дошкольного образования Образовательные программы начального общего образования Образовательные программы основного общего образования Образовательные программы среднего общего образования Педагогические работники В рабочее время включаются все виды педагогической работы, как аудиторной (уроки), так и неаудиторной (методической, воспитательной, и иной) (ч. 6 ст. 47) *только для научно-педагогических работников Дистанционные образовательные технологииЭлектронное обучениеОбучение по интегрированным образовательным программамЭкспериментальная и инновационная деятельность Новые формы реализации и освоения образовательных программ Результаты ЕГЭ действительны 4 (четыре) года, следующие за годом получения свидетельства. Ранее эта цифра составляла только 18 месяцев. При этом, экзамен можно пересдавать ежегодно и выбирать для поступления в вузы наиболее высокие результаты.Старшеклассники могут самостоятельно выбирать учебные курсы, как в своей школе, так и вне её с использованием электронного обучения. Закон установил право использовать в образовании модульные и дистанционные технологии, электронное обучение, а также сетевое взаимодействие образовательных организаций.Вводится понятие «конфликт интересов педагогического работника». Это ситуация, при которой у педагога появляется заинтересованность в получении материальной выгоды при выполнении своей работы.Государственная итоговая аттестация (ГИА) для девятиклассников становится обязательной.Закон отдает приоритет инклюзивному образованию, которое предполагает обучение детей с ограниченными возможностями не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83"Об образовании в Санкт-Петербурге" Вступает в силу: 1 сентября 2013 г. Содержание Глава 1. Общие положения.Глава 2. Основы системы образования Санкт-Петербурга.Глава 3. Обучающиеся.Глава 4. Педагогические работники.Глава 5. Заключительные положения.34 статьи Финансовое обеспечение получения образования в государственных и частных ООМногофункциональные центры прикладных квалификацийУчебно-методические объединенияСоциальный кодекс Санкт-Петербурга (с изменениями на 28 июня 2013 года)Индивидуальное обучение, инклюзивное обучениеСемейное образование и самообразование (экстернат)Образование лиц, проявивших выдающиеся способностиНетиповые образовательные организацииТребования к приему на обучениеТребования к одежде Другая школа «Школа будущего – это школа, работающая на неопределенный результат школы общества, находящегося в постоянной трансформации» Школа живого знанияШкола естественной коммуникацииШкола оригинальных источников Школа открытой архитектурыШкола, гарантирующая результат Образование 2030: Дорожные карты будущего Результаты первого российского этапа исследования Школа: Смена дискурса 2010 2030 Школьная Система Учителя учат учеников Профессиональные педагоги «Школа» как множество форм обучения Учителя как наставники, «учителя» и «ученики» взаимно обучаются Профессионалы как педагоги Школа (традиционная) – «для жизни» (Традиционная) школа – для неудачников Форсайт-проект «Детство» Российский дискурс детстваВ России в настоящее время доминирует лишь один тип дискурса – «оградительное детство»: детей нужно всячески ограждать от мира взрослых, а системы поддержки маргинальных слоев отдавать на откуп государству (правоохранительным органам), что приводит к развитию иждивенчества и воспроизводству маргинального слоя, а не к его социализации. Российский дискурс детства В России практически отсутствуют другие типы дискурса, культивируемые в современном мире: «Прикольное детство» - данный дискурс появляется только у развитых стран и его существование порождает целую серию новых направлений: новое родительство, перемещение расходов в пользу детства, подготовка детей к будущему, развитие индустрии детских товаров и сервисов, появление детской моды. «Компетентное детство» - в основе этого дискурса лежит идея «компетентного ребенка» - способного на все более ранних этапах развития становиться самостоятельными в области определения собственного стиля жизни, принимающего решения отдельно от взрослого, строящего собственные стратегии образования и т.д.