Стратегия смыслового чтения на уроке математики при составлении математической модели задач


Выступление на педсовете школы по теме «Стратегия смыслового чтения» учителя высшей категории Лапиной Надежды Николаевны (соавтор Соснина Любовь Алексеевна)
Тема выступления «Стратегия смыслового чтения на уроке математики при составлении математической модели задач».
В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приёмов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вычитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
2057401940560Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.
Мы работали над смысловым чтением при решении задач методом составления математической модели.
Текстовая задача открывает педагогу широкое поле деятельности для формирования у учащихся умений работать с текстом. Эта работа позволяет не только развивать словесно-логическое мышление, но и учит детей конструировать и рассматривать математические модели некоторых жизненных ситуаций. Поэтому очень важно научить детей с 1 класса осознанно читать и понимать текст (всю заложенную в нем информацию), а также читать, понимать, строить и применять вспомогательные модели. Дети учатся находить и выделять слова-помощники, несущие основную смысловую нагрузку, что помогает нарисовать в воображении заданную ситуацию, а также представить содержание задачи через вспомогательные модели, удобные для составления решения.
С 1 класса мы создаём алгоритм действия по анализу задач. Он таков:
чтение задачи детьми про себя;
выделение числовых данных;
выделение важных слов - помощников;
обсуждение всей найденной информации;
соотнесение текста задачи с рисунком или готовой схемой ;рассказывание задачи по рисунку или схеме;
составление плана решения через наглядную опору, модель;
1 класс.
В данном классе закладывается основа моделирования. Вся работа строится по рисункам, разным схемам. Дети, не зная цифр и букв, уже составляют задачи по ним. Начинается работа с того, что ребенок по модели составляет задачи
Например: составь задачу про яблоки.
Когда дети изучат числа, они по рисункам составляют выражения.
Второй пример: составь выражения по рисунку.
298450-100965
Далее идёт подготовка к словесной задаче, где данные выражены в виде условного значка - кружка: ягоды, птички, мячи.
Например,дети должны составить задачу по данной схеме – рисунку и выражению к ней.
739140165100
Во втором полугодии дети уже знакомятся со структурой задачи, в которой выделяют несколько частей: условие, вопрос, схема, выражение, решение, ответ.Схема должна быть обязательной частью в решении задачи.
453390-635
Эта модель помогает ученику понять содержание задачи, выявить отношения между данными и искомым.
На следующем этапе дети выполняют обратную работу: по схеме составляют задачу.

В конце 1 класса дети уже по схемам составляют буквенную краткую запись, а, используя краткую запись, составляют словесную задачу. Например:
453390247015
Для того, чтобы самостоятельно решать задачи, школьнику нужно освоить различные виды модели, научиться выбирать модель, соответствующую предложенной задаче, и переходить от одной модели к другой. На наш взгляд, самой удачной, с этой точки зрения, моделью является схематический чертеж. Но, к сожалению, не к каждой задаче подходит эта модель. Нужно уметь видеть «плюсы» и «минусы» той или иной модели. Для формирования умения моделировать задачу, мы используем следующие приемы:
Краткая запись при помощи опорных слов (испекли, съели, осталось).
Выбор рисунка, схемы к данной задаче.( « В течение жизни человек спит 25 лет. 5 лет из них он видит сны. Сколько лет в течение жизни человек спит и не видит снов?»
190552070
Исправление ошибок в краткой записи задачи. Соответствует ли данная схема задаче? Исправь ошибки, если они есть. (« В сосновом бору поселились 5 уссурийских тигров, их было на 2 меньше, чем в кедровом лесу. Сколько тигров поселилось в кедровом лесу?»)
4) Подбор к схеме подходящего текста из предложенных:
А) В конкурсе красоты приняли участие 5 бабочек махаонов, а бабочек адмиралов – на 4 больше. Сколько адмиралов участвовало в конкурсе?
Б) В конкурсе красоты приняли участие 9 бабочек адмиралов, а махаонов на 4 меньше. Сколько махаонов участвовало в конкурсе?
В) В конкурсе красоты приняли участие 5 бабочек махаонов, а бабочек адмиралов на 4 больше. Сколько всего бабочек приняли участие в конкурсе?
Г) В конкурсе красоты приняли участие 5 бабочек махаонов, это на 4 меньше, чем бабочек адмиралов. Сколько адмиралов участвовало в конкурсе?
Д) В конкурсе красоты приняли участие 5 бабочек махаонов и 9 бабочек адмиралов. На сколько больше адмиралов приняли участие в конкурсе?
-38101905
И так, графическое моделирование на основе развернутого анализа текста делает задачу более понятной, учит строить целостное высказывание, повышает активность и гибкость мыслительной деятельности учащихся. Составляя модель, ученик осмысливает информацию, заложенную в задаче, т.е. осуществляет познавательную деятельность, а смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности.
2 класс.
Во 2 классе дети переходят к решению составных задач. Алгоритм действия по анализу составных задач усложняется (слайд с алгоритмом)
Например: « В школьную столовую привезли выпечку: 115 рожков, 68 пирожков, а булочек столько, сколько рожков и пирожков вместе. Сколько выпечки привезли в столовую?»
Последовательность операций в алгоритме решения текстовых задач меняется:
Внимательно прочитай задачу.
Определи условие и вопрос.
Определи,какое действие и почему нужно выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи.
Определить, можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то найти неизвестную величину.
Решить задачу (при необходимости сделать проверку).
Назвать и записать ответ.
Параллельно с решением данных задач продолжается работа по составлению задач по более усложненным схемам,

где дети должны проанализировать схему, воспроизвести словесную задачу в соответствии со схемой, решить её.
Сами схемы могут быть разные. Вот ещё один вариант: составь задачу по схеме.

Дети должны проделать большую мыслительную работу, провести обратную операцию с комментированием и найти неизвестное число.
Очень часто предлагаются, начиная со 2 по 4 классы, занимательные задания - «Вычислительные машины», в которых по алгоритму дети дают рассуждения, находят неизвестные данные, вставляют в таблицу, соотносят ответы с буквами, расставляя их в нужном порядке, и выходят на чтение ключевого слова или фразы.
-38103175
По результату этой работы можно провести дополнительный сбор информации (получается слово – …),сведения о котором находят в дополнительных источниках.
3 класс
Предлагаем вашему вниманию задачу:
«В классе 25 учеников изучают английский язык, а немецкий язык – 27 человек, причём 18 человек изучают одновременно английский и немецкий языки. Сколько всего человек в классе изучают эти иностранные языки? Сколько человек изучают только английский язык и сколько изучают только немецкий?»
Явно, что без иллюстративного изображения данной задачи многие дети не смогут ее решить. Как быть? Берём в помощь диаграммы Эйлера – Венна, с которыми знакомимся при изучении темы «Множества».

Диаграмма наглядно помогает при анализе и решении текстовой задачи. Такие задания с диаграммами Эйлера – Венна встречаются в учебнике нередко.
Большое внимание уделяется решению задач на тройку пропорциональных величин: цена – количество – стоимость, скорость – время – расстояние, производительность – время – работа и т.д. Для более полного понимания задачи и способа ее решения используется моделирование задачи в виде таблицы.
Пример: «Из двух городов, расстояние между которыми равно 1200 км, одновременно вышли навстречу друг другу два поезда. Одних из них проходит это расстояние за 20 часов, а в другой – за 30 часов. Через сколько часов поезда встретятся?» Если использовать при решении задачи только такой чертеж,

он может направить ученика по неверному пути, так как 2 времени могут подтолкнуть ребенка к сложению соответствующих чисел, а затем к делению расстояния на полученный результат. Поэтому целесообразнее использовать таблицу

После того, как найдены скорости поездов, нужно выполнить схематический чертеж с целью осознания учащимися сути 2 части задачи.

Данный чертёж дает возможность представить и осознать задачную ситуацию, что, в свою очередь, помогает понять и закончить решение: 60+40=100км/ч;1200:100=12ч.
Вот теперь дети сами могут составить модель задачи, используя таблицу, и выявить все ситуации, все данные и искомые.

При решении задач, где даны тройки взаимосвязанных величин, используется формула: S=v*t
A=v*t
C=a*n и т.д.
В результате сравнения все эти равенства заменяются одним – в общем виде: а = в*с - это формула произведения, где величины «в» и «с» выражаются по общему правилу нахождения неизвестного множителя.
4 класс
Моделирование задач на основе смыслового чтения на уроках математики красной нитью проходит через весь 4 класс. Большое время отводится в этом классе решению задач на разные виды движения.

Осознанное чтение такого вида задач позволяет правильно выполнить моделирование краткого условия задачи в виде схем, что ведёт к осмысленному решению задачи. Идут задачи на разное направление движения: встречное, движение в противоположном направлении, движение вдогонку, движение с отставанием. Эти схемы используем и для решении задачи и для составления задач по ним.
Моделирование некоторых видов задач осуществляется в виде столбчатых, линейных и круговых диаграмм.

Можем сделать вывод, что в начальной школе само моделирование на уроках – это и есть осознанное, смысловое чтение текста задачи.
Литература и интернет-ресурсы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Министерство образования и науки Российской Федерации. -М. Просвещение, 2011. С.48)2.Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система знаний: пособие для учителя (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская) под редакцией А.Г. Асмолова, 2-е изд.- М., Просвещение, 2011.
3.Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. (Л.Г. Петерсон. -М.: Ювента,, 2015.
4.Когаловский С.Р. Знаковое моделирование в обучении детей математике.(С.Р. Когаловский, /Математика в школе. 2004 №7.
5.Непомнящая Н.И. Педагогический анализ и конструирование способов решения задач. /Н. Непомнящая. Г. Щедровицкий, В. Розин, Н. Алексеев.- Педагогика и логика. –М.1993.